История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.

Содержание

1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.

Работа содержит 1 файл

шпора История Зарубежных стран.docx

— 194.86 Кб (Скачать)

 Отсутствие единого  конституционного нормативного  акта давало возможность обойти  вопрос об общих принципах  государственного строя. Ни одна  статья прямо не утверждала  республику, но в целом три  конституционных закона устанавливали  республиканский строй во главе  с президентом, парламентом как  высшим органом законодательной  власти и парламентским правительством.

 Главой государства  являлся президент, который избирался  на 7 лет абсолютным большинством  голосов Сената и Палаты депутатов,  соединенных для этой цели  в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему  было предоставлено право законодательной  инициативы, опубликования законов,  наблюдения за их исполнением.  Он мог отсрочить заседания  палат, потребовать повторного  обсуждения законопроекта, уже  согласованного палатами. С согласия  Сената он распускал Палату  депутатов до истечения законного  срока ее полномочий. Президент  являлся главой вооруженных сил.  Ему предоставлялось право назначения  на все высшие военные и  гражданские должности. Законодательная  власть осуществлялась Палатой  депутатов, избираемой на 4 года  всеобщим голосованием, и Сенатом,  состоявшим из 75по-жизненных сенаторов  и 225 сенаторов, которые избирались  косвенным путем особыми коллегиями  выборщиков по департаментам  на 9 лет. Сенат как верхняя  палата парламента был постоянно  действующим учреждением. Он не  мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть.  Как и Палата депутатов, он  обладал правом законодательной  инициативы, разработки законов,  контроля за деятельностью правительства.  Лишь финансовые законы должны  были в первую очередь представляться  в нижнюю палату и приниматься  ею. Заседания палат проходили  одновременно, но каждая из них  работала самостоятельно. На единое  Национальное собрание они созывались  в случае избрания президента  или пересмотра конституции. Конституция  1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй  Третьей республики, созданный в  соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения  в связи с дальнейшим развитием  французского общества и обострением  борьбы консервативных и либерально-демократических  сил. В 1884 г. были приняты  важные поправки и дополнения  к Конституции 1875г.: запрещалось  пересматривать республиканскую  форму правления; 

 представители династий, правивших во Франции, лишались  права избираться на пост президента;

 был изменен порядок  комплектования сената.

 Развитие государственной  системы Третьей республики проявилось  в существенном сокращении власти  президента. Начиная с 80-х гг. президент  на практике перестал использовать  свои наиболее значимые конституционные  полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во  избежание политических конфликтов  по молчаливому соглашению основных  политических партий на пост  президента стали выбираться  заведомо безынициативные и маловлиятельные  политические деятели. Официальные  конституционные полномочия президента  оставались резервом на случай  кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики  нашла свое отражение и в  деятельности палат французского  парламента. По мере ужесточения  внутрипарламен-тской партийной  борьбы внутренний регламент  Палаты депутатов все больше  ограничивал свободу прений - председатель  по своему усмотрению определял  порядок дня, прерывал заседания  и т. д. Создавалась система  комиссий Палаты депутатов и  Сената, куда переносилось обсуждение  наиболее важных или политически  острых вопросов.

49. Буржуазная  революция 1848 г. и ее влияние на развитие германских государств. Конституция Пруссии 1850 г.

50. Образование Германской империи. Конституция 1871 г.

51. Особенности Германского гражданского уложения 1900 г.

52. Революция Мэйдзи в Японии. Конституция 1889 г.

53. Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Государственное регулирование экономики в XX-XXI вв.

54. Изменения в государственном строе США в Новейшее время. Централизация государственной власти.

55. Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX-XXI вв.

Этот процесс начался  еще в ХIХ в., когда ослабло  понятие «ответственного кабинета». Развитие в этом направлении продолжилось и в новейшее время В этот период сокращается влияние монарха  на государственные дела, а влияние  премьер-министра увеличивается. В  ХХ в. должность последнего приобрела  самостоятельный конституционный  статус. В 1917 г. она была впервые упомянута в законе, а окончательно самостоятельное значение она получила в 1937 г. в законе о министрах короны. К середине ХХ в. было общепризнано, что премьер − это глава правительства, не возглавляющий отдельное министерство. При этом он выбирается только из членов палаты общин. Премьер имеет право решать вопрос о роспуске парламента, и монарх следует его просьбе. Премьер производит назначение в пожизненные пэры, определяет состав правительства и т.д. Состав правительства в ХХ в. вырос. В начале века в нем было 20-23 министрова и высших должностных лиц. Сейчас в нем около 90-100 человек. В составе правительства выделяются 4 категории членов: главы ведомств (государственные секретари и лорды); министры «без портфеля» и лорды специальных поручений; государственные министры − заместители первых; младшие министры или парламентские секретари. Наиболее важные из них традиционно составляют кабинет министров. Его права: окончательное определение политики; руководство всем исполнительным аппаратом; постоянная координация работы министерств и ведомств. Полномочия правительства расширились в связи с появлением у него права делегированного законодательства. Произошло это при опоре на ряд чрезвычайных законов:

- Первый из них принят  в 1914 г. − «Акт о защите государства»

- В 1920 г. появился новый закон о чрезвычайных полномочиях. Повод − забастовки 1920 г. и предшествующих лет;

- В 1931 г. серией актов о финансах, о золотом стандарте;

- В 1946 г. специальным законом делегированное законодательство из временного превратилось в постоянный конституционный институт.

В результате всех этих актов  правительство получило серьезные  законодательные полномочия в виде «делегированного законодательства». Его формы многообразны: распоряжения, указания и т.д. Высшей формой считается  «приказ в Совете». Присвоение законодательных  полномочий  нашло выражение и  в создании, по сути, монополии правительства  на законодательную инициативу. В  результате в ХХ в. парламент утратил  контроль над правительством. Теперь оно, скорее, контролирует парламент  через партийную систему. Делегаты голосуют в соответствии с указаниями своих партийных лидеров, один из которых, лидер большинства, возглавляет  правительство. артийная дисциплина исключает  неожиданности. В случае необходимости  у премьера есть право добиваться роспуска парламента. Тем не менее  роль парламента, а особенно палаты общин, по-прежнему высока. Именно он принимает  важнейшие законы: публичные, касающиеся вопросов общего характера, и частные, касающиеся интересов отдельных  лиц или организаций. В течение  ХХ в. происходило возрастание значения палаты общин. Особое место в государственном  механизме Великобритании по-прежнему занимает монарх, обладающий серьезными возможностями, в том числе и  правом абсолютного вето. Несмотря на то, что король по английским традициям  должен действовать по совету своих  министров, он сохраняет право не соглашаться с их политикой, если она может разрушить «основы  английской конституции». Он может  отправить в отставку кабинет  министров, отклонить персоналию, предложенную премьер-министром, распустить парламент и т.д.

В целом же, хотя власть короля на практике выглядит во многом номинально, реально у него имеются серьезные  резервы.

Еще одна черта развития государственного строя Великобритании − бюрократизация государственного аппарата. В ХХ в. чиновничество превратилось фактически в закрытую касту. Прием  на государственную службу производится специальными комиссиями гражданской  службы. Действует экзаменационная  система занятия должностей. Высшие из них замещаются по конкурсу.

Расширение числа чиновников во многом связано с увеличением  вмешательства государства в  различные сферы жизни

56. Эволюция государственного регулирования экономики Великобритании в XX-XXI вв.

57. Государственно-правовое развитие Италии в первой половине XXвека.

58. Конституция Италии 1947 г. и последующее развитие государства.

22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой. Законодательная власть была передана двухпалатному парламенту. состоящему из палаты депутатов и сената. Срок полномочий палаты депутатов, формировавшейся на основе всеобщих и прямых выборов, был определен в пять лет. Сенат, как и палата депутатов, стал формироваться путем всеобщего и прямого голосования Помимо выборных сенаторов, в сенат также входят в качестве пожизненных членов бывшие президенты и назначенные действующим президентом сенаторы в количестве не более пяти. Сенаторы избираются сроком на шесть лет. Обе палаты имеют равные права в законодательной области. Парламент издает законы, объявляет войну и заключает мир, ратифицирует международные договоры, утверждает государственный бюджет.

Управление страной сосредоточено  в правительстве – Совете министров. Правительство несет ответственность  перед парламентом, формируется  победившей на парламентских выборах  партией (партийной коалицией). Существует институт вотума недоверия правительству, выносимого хотя бы одной из палат  парламента. Председателя Совета министров (лидера парламентского большинства) формально  назначает президент республики. По предложению премьер-министра президент  республики назначает также министров (членов Совета министров Италии).

Президент Италии избирается тайным голосованием сроком на семь лет  на совместном заседании палат парламента и делегатов от областей. Он имеет  право отлагательного вето, является верховным главнокомандующим итальянскими вооруженными силами, возглавляет Верховный  совет обороны, назначает высших должностных лиц государства, осуществляет право помилования, имеет право  досрочно распустить парламент.

Конституция Италии провозгласила  основные демократические права  человека, в том числе свободу  слова, союзов, совести, печати, право  на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Устанавливаются правительственный  контроль над частной хозяйственной  деятельностью, поощрение кооперативных  форм собственности, право трудящихся участвовать в управлении предприятиями.

59. Четвертая республика  во Франции. Конституция 1946 г. Ее общая характеристика.

С первых дней оккупации  страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне  в 1940 г. был образован правительственный  комитет "Свободная Франция", имевший  целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального  освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции  во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или  выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в  результате их действий, соединенных  с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.  
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное  собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП  образовали новое, трехпартийное Временное  правительство и добились выработки  проекта конституции на основе своей  программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был  разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме  этот проект конституции стал Основным законом Франции.

3. Конституция 1946 г. В  преамбуле новой Конституции  1946 г. торжественно подтверждались  права и свободы человека и  гражданина, данные Декларацией  прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:  
• равные права всех граждан вне зависимости от пола;  
• право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;  
• обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;  
• право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;  
• социальная помощь детям, матерям, инвалидам;  
• обязательство республики не вести завоевательных войн.  
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:  
• Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;  
• Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ