Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа
Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям.
1. Предмет, методология, периодизация науки «ИГиПЗС».
2. Социальная структура и государственный строй Древнего Вавилона.
3. Общественно-государственое устройство Древнего Египта.
4. Основные черты общественно-государственного устройства и правовых норм Древнего Китая.
Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя.
В период образования общего права возник институт доверительной собственности, или траст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.
В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держании в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правив наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т.д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в дальние походы, они передавали свои земли друзьям.
С точки зрения общего права лицо, отдавшее имущество с левым назначением, теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае если этот последний нарушал доверие и использовал имущество для себя, королевские суд не знал способов воздействия на него. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защиту канцлерским судом справедливости.
Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название "сокаж".
31 . Общая характеристика уголовного права и процесса периода средневековья в странах Западной Европы.
Средние века - это эпоха, когда в рамках складываю-
щихся национальных государств постепенно формируются
основы будущих национальных правовых систем. Этот дли-
тельный процесс завершается в большинстве стран уже в
следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно
в средние века определяются контуры и будущих крупных
мировых правовых систем (семей
права) - континентальной и англосаксонской, складывают-
ся их специфические и несхожие правовые институты.
Исходный "строительный материал" средневековое право
черпало в правовых обычаях, которые долгое время оста-
вались важнейшим источником права. За несколько веков в
странах Западной Европы происходит сравнительно плавный
и безболезненный переход от варварских (племенных) пра-
вовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим
уже не персональный, а территориальный принцип дейс-
твия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал
и повсеместное преобладание обычного права. К этому
времени в западноевропейском обществе были утрачены
многие элементы правовой культуры и даже письменности,
получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а
поэтому и сама устная форма, в которой длительное время
выражались обычаи, была
практически единственно
ной.
Правовые обычаи
достаточно органично
в феодальные отношения, закрепляли все их основные ви-
ды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регули-
ровал личностные и поземельные связи между самими фео-
далами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной
мере правовые обычаи охватывали отношения между феода-
лами (собственниками земли) и крестьянами, ее держате-
лями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в
наибольшей степени отражала зависимое положение кресть-
ян, привязанных к земле и вынужденных работать на собс-
твенника (манора).
Со временем правовые обычаи записывались и включа-
лись в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых
сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов,
горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших
форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи да-
же при сохранении местных различий отличались тождест-
венностью многих своих институтов и подходов. И это
позволяло уже средневековым юристам находить в них оп-
ределенную систему. Так, в XI веке появляются первые
сборники (обычно в городах) с изложением основных прин-
ципов феодального права. Примером могут служить "Обычаи
Барселоны" (1068 год), а также работа миланского учено-
го Умберто де Орто под названием "Обычаи феодов", в ко-
торой автор по существу впервые сделал попытку система-
тического изложения обычного феодального права. В более
поздний период появляются другие частные записи право-
вых обычаев с попыткой их теоретического осмысления
("Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во
Франции и т.д.).
Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций
правовые обычаи, получившие основательную доктринальную
обработку, стали одним из элементов национальной право-
вой культуры в общеевропейском масштабе.
Особую роль в
становлении общеевропейской
культуры сыграло городское право. В основном это было
писаное право. Его
положения фиксировались
статутами, королевскими или иными сеньориальными харти-
ями, пожалованными городу.
Городские право, несмотря на закрепление в нем некото-
рых чисто феодальных институтов, но своему основному
содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее
предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало
именно его принципы. Города широко использовали различ-
ные сборники международного торгового права и морских
обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д.,
и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых
правовых традиций в странах Западной Европы.
Особое место в
процессе формирования
правовой культуры в средние века занимали каноническое
право. Оно возникло первоначально как право христианс-
кой церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложи-
лись две самостоятельные ветви канонического права. В
Западной и Центральной Европе каноническое право полу-
чило под влиянием "папской революции" особенно большое
развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно
действующую систему средневекового права. Восточная
ветвь канонического права, оформившаяся в рамках гре-
ко-православной церкви, действовала в Византии, а также
в ряде других стран
Юго-Восточной и Восточной
но не имела здесь такого авторитета, как каноническое
право на Западе.
Большая значимость норм канонического права в запад-
ноевропейском обществе определялась рядом факторов.
Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось
и поддерживалось могущественной римско-католической
церковью и папством, о политической силе которых уже
говорилось. Каноническое право отличалось универсаль-
ностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы
действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно
не знало государственных границ и соединяло в единое
целое всех католиков. Каноническое право отличалось
также широтой регулируемых им общественных отношений.
Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светс-
кой жизни, было обязательным как для клириков, так и
для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву при-
давала его традиционность, поскольку оно своими корнями
уходило в античность, в
греческую философию и в
правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и
передало последующим поколениям целый ряд норм римского
права, его язык, что нашло свое отражение в формуле:
"церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit le-
gae romanae).
Источники канонического права ("старого права" - jus
antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя-
щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к
римлянам и др.). После эдикта императора Константина о
свободном исповедании христианства (313 год) нормы цер-
ковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в импе-
раторских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Авгус-
тина и др.), постановлениях региональных и вселенских
церковных соборов, где был установлен ряд основных дог-
матов христианства и правил церковной жизни (начиная с
Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось
также в решениях римских пап, получивших позднее назва-
ние декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них
наибольшую известность
получил сбор-
ник Дионисия младшего (середина VI века). По решению
Карла Великого в 802 году данный сборник получил офици-
альное признание во Франкском государстве. В середине
IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап
был составлен сборник декреталий, приписываемый испанс-
кому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий дол-
гое время принимались за подлинные и использовались как
источник канонического права вплоть до XV в., когда они
утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы,
или Фальшивые декреталий.
32. Эволюция брачно-семейного и наследственного права в странах средневековой западной Европы.
Актуальность темы семейного права в средние века имеет большое историческое значение. По изучаемым темам (Англии, Франции и Германии) мы можем проследить ход и события жизни, семейные отношения, наследственное право трудящегося населения и власть придержащих. Как с развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества. Какие были различия между верхними слоями – аристократией и низшим дворянством, а также ремесленниками и плебеями.
Рассмотрим, как семейное право развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви.
Ранее христианство видело в семейном браке богоустановленный способ обуздания чувственности, и потому относилось к нему с терпимостью. Но уже в 451 году устанавливается запрет для монахов, а в 1107 – для священников вступать в брак. Внедрялось это с большим трудом.
С XI века стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению. Следствием такого взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов, на что очень много сил положил папа Григорий IX.
Тридентский собор (XVI в.) наложил анафему на всех, кто не признает брак таинством и допускает развод. Однако, если оказывалось, что один из супругов ошибся в социальном положении в социальном положении супруга, более низком, чем его собственный, церковь охотно признавала такой брак недействительным. Классовые интересы и на этот раз оказывались выше доктрин.
Брак между близкими родственниками не допускался. Но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню. Тем не менее, церковь закрывала глаза на проистекавшие из-за этого неизбежные кровосмешения.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран ЮЗГУ