Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:50, автореферат
В истории Казахстана особое значение имеет период независимости, когда началось становление суверенной казахской государственности. Выступая на заседании Совета по науке и научной политике 7 сентября 2009 г., Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал: «Институты должны заниматься изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимого Казахстана, новой международной роли и статуса нашего государства»
Развитие городской системы образования и здравоохранения, как определяющих направлений социокультурного развития города, определялось общими тенденциями развития советской системы образования. Увеличилось количество школ, укреплялась их материальная база. Если за 3 года (1952-1955гг.) в городе появилось 3 новых школы, то в 1962г. было сдано в эксплуатацию 5, а в 1963-1965гг.-9 школ [49, д.89. л.6]. За пятилетие с 1965-1970гг. в городе построено 18 школ [54, д.110. л.33]. В 1963-1964гг. работало 26 школ [49, д.100. л.8], а в 1975г.- 33 [54, д.208. л.28]. Рост капиталовложений в образовательную сферу позволил уже к к. 60-х гг. перевести школы города на 2-х сменные занятия, решить проблему перехода к всеобщему среднему образованию и политехнизации образования. Развитие экономики края и города, создание новых отраслей промышленности требовали увеличения подготовки специалистов-профессионалов; в 1980-е гг. в 4-х вузах и 13 средних учебных заведениях города обучалось 34 тыс. студентов, а согласно городской статистике 1980-х гг. каждый третий горожанин учился, каждый четвертый был студентом [55, л.84].
Развитие системы городского здравоохранения в 60-80-е гг. XX в. происходило в направлении укрепления материальной базы учреждений здравоохранения, профилактики заболеваний, развитие детской медицины. Общей тенденцией развития городского здравоохранения был рост числа медицинских учреждений города и увеличение специализированных отделений при больницах. В рассматриваемый период изменилась структура заболеваемости: инфекционные болезни отступили, на первый план вышли сердечно-сосудистые и онкологические заболевания: в структуре смертности сердечно-сосудистые заболевания составляли-65%, онкологические-30%, туберкулез-12,3% [56, д.537. л.9]. Для Целинограда был характерен высокий уровень инфекционных заболеваний вследствие низкого уровня санитарного состояния города и недостатка питьевой воды. Позитивные изменения в городской системе здравоохранения были связаны с разработкой проблем диспансеризации, созданием новых видов лечебно-профилактических учреждений, введением диспансерного обслуживания рабочих предприятий, матери и ребенка. Динамика изменения количественного и качественного состава медицинского персонала города была позитивной: в 1961г. в городе работало 150 врачей [57, д.142. л.15], в 1970г. - 289 [56, д.64. л.8об], в 1980г. - 599 [56, д.310. л.10], в 1989г. – 858 [56, д.537, л.1-3]. В 1980-е гг. показатели обеспеченности кадрами здравоохранения Целинограда были выше республиканских: 40,6 врачей на 10 тыс. горожан, республиканский показатель - 33,9. Но уровень укомплектованности медицинскими кадрами при общем росте не соответствовал норме: в 1965г. он составлял менее 40%, 1986г.-91,2%, 1987г.- 95,8% [56, д.537. л.10].
В
социокультурной жизни
В целом, генеральная линия эволюции Целинограда в 60-80-е гг. XX в., в период позднего социализма, состояла в постепенной утрате городом аграрной и росте промышленной функции. Реализация основных положений генерального плана заметно изменила внешний облик города. Целиноград стал не только организационным экономическим, но и культурным центром региона, в городе формируется научно-образовательный комплекс.
В пятом разделе «Астана-столица Казахстана» рассматривается качественно новый этап исторического развития города в качестве административной столицы Казахстана. В первом подразделе «Н.А.Назарбаев – создатель Астаны. Концепция столицы и города в трудах Н.А.Назарбаева» рассматривается феномен переноса и строительства столицы в работах Н.А.Назарбаева, исследованы факторы переноса столицы Казахстана в Акмолу, изучен феномен Астаны, как столицы молодого государства, обоснована историческая роль Н.А.Назарбаева в становлении новой столицы.
Концепцию столицы и города, феномен Астаны как столицы молодого государства развивает в своих трудах Н.А.Назарбаев. Обращаясь к мировому историческому опыту, автор анализирует исторические условия и причины переноса столиц, акцентируя внимание на сложный период становления суверенитета страны, когда перенос столицы становится важным фактором укрепления ее государственных основ.
Концептуальное рассмотрение в работах Н.А.Назарбаева получила идея местоположения столицы. По мнению автора, самая оптимальная точка расположения столицы сочетает в себе центр во всех отношениях: геополитический, экономический, политический, культурный, географический и пр. Местоположение столицы определяется особой ролью главного города в жизни государства. «Столица государства – это не только мозг страны, но и ее центральная нервная система, определяющая не только менталитет, но нормы поведения всех слоев населения и даже отдельных граждан» [2, с.29]. В понимании автора столица выступает своего рода образцом для всей страны.
Фундаментальную
разработку получила идея о роли столицы
в жизни страны, в становлении
независимых молодых
Обращаясь к опыту Астаны, Н.А.Назарбаев разработал целый ряд методологических концепций: исторический опыт переноса столицы; философия столицы; формирование имиджа новой столицы в общественном сознании; роль столицы в становлении независимых государств; формирование нового городского пространства; уникальный опыт столицы как локомотива экономики страны и др. Обозначенные концепты существенно обогащают науку о городе.
Вопрос о переносе столицы Казахстана из Алматы в Астану был обусловлен глубокими объективными причинами, связанными со становлением государственности независимого Казахстана, переустройством общества на демократических началах, формированием рыночной экономики и интеграцией республики в мировое сообщество. С обретением независимости в стране сформировались принципиально новые исторические реалии, в контексте которых идея Президента о переносе столицы становилась символом развития молодого государства.
Выбор новой столицы был осуществлен на основе всестороннего анализа социально-экономических, политических, международных, культурных, демографических, экологических и пр. факторов. Из претендовавших на столицу городов (Караганда, Джезказган, Актюбинск) Акмола более других отвечала всем требованиям будущей столицы. Расположение города в географическом центре материка позволяло эффективно решать геополитические вопросы, а равноудаленность от регионов страны была экономически выгодна с точки зрения решения управленческих задач и развития рыночной инфраструктуры. Центральное расположение давало возможность паритетного решения социально-политических проблем. Расположение города на пересечении крупнейших транспортных артерий, наличие достаточного количества трудовых ресурсов, позитивная динамика численности населения создавали перспективы роста его экономики. Наличие благоприятных для строительства земель позволяли реализовать здесь любые градостроительные и архитектурные проекты. Немаловажную роль играл исторический фактор - опыт реализации административных функций и наличие фундаментальных зданий, в которых на первых порах разместились республиканские органы управления. Учтен был и экологический аспект - расположение в сейсмически безопасной зоне страны. Перенос столицы в Акмолу был продиктован необходимостью оздоровления экономики республики, созданием нового экономического центра страны, способного «стянуть» в единое целое экономику государства. Новая столица практически с чистого листа формирует свой культурный и духовный облик, что никак не умаляет ее роли как хранительницы культурных, социальных и общественных традиций. Наоборот, оно придает ей неповторимый облик, особую духовную ауру, формирующуюся на основе богатой традиционной культуры и духовной толерантности казахов. В этом состояли культурные аспекты переноса столицы.
Принятие решения о переносе столицы республики имело историческое значение. Впервые в новой и новейшей истории Казахстана это решение диктовалось не соображениями колониальной политики царской администрации или «революционной целесообразности» советского правительства, а с учетом интересов казахского народа, интересов укрепления государственной независимости и национальной безопасности Казахстана. Оно стало глубоко продуманным и дальновидным шагом политики Президента РК Н.А. Назарбаева и новым этапом в политико-административной истории города, дало мощный импульс его развитию.
Роль Н.А.Назарбаева в становлении и развитии города в качестве столицы независимого Казахстана трудно переоценить. В выступлениях Главы государства постоянно звучит забота о достойном архитектурном облике города, в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана Президент акцентирует внимание на проблемах строительства и развития города. По инициативе Н.А.Назарбаева в мае 2007г. в текст Конституции РК была внесена статья о столице Казахстана.
Во втором подразделе «Градостроительное развитие и экономика столицы» рассматриваются вопросы градостроительного роста города и анализируется развитие экономики столицы. В основу генплана японского архитектора К.Курокавы положены современные архитектурные принципы. Основные его постулаты определяются такими понятиями как метаболизм, обновление, симбиоз, экология, глобальная экология. Всеобъемлющий принцип глобализации рассматривает города как каналы взаимопроникновения разных культур, распространения гуманитарных и технологических инноваций. Архитектурный облик города гармонично сочетает в себе богатое материальное и духовное наследие прошлого и лучшие достижения современности.
В градостроительной идее столицы нашли выражение принципы демократии и социального партнерства, ставшие фактором ее становления. В проектировании и строительстве столицы принимали участие градостроители из разных стран: британские, итальянские, арабские и российские архитекторы; французские, турецкие и швейцарские строительные компании. В генеральном плане города реализован принцип устойчивого развития, подразумевающий гармонию природной среды и рукотворной деятельности человека, а центральным элементом планировочной структуры города выступает природный фактор – р. Есиль. Развитие города определяется композиционным единством сложившейся и новой частями города, формированием комфортной среды жизнедеятельности. Градостроительная культура столицы демонстрирует технологический, цивилизационный и духовный потенциал современного Казахстана.
Перенос столицы и ее дальнейшее развитие требовали неординарных и нестандартных мер по реализации проекта, созданию экономических механизмов развития Астаны. Они были заложены в нескольких документах. Создание Указом Президента Казахстана Н.А.Назарбаева от 09.10.1996г. «Акмолинской специальной экономической зоны», Государственная программа социально-экономического развития г.Астаны на период до 2005г. «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана» (2001г.) и Положение о специальной экономической зоне (СЭЗ) «Астана - новый город» (2001г.) определили комплекс мер по гармоничному развитию Астаны как административно-делового центра Казахстана, стимулировали приток отечественных и иностранных инвестиций в строительство города и способствовали повышению консолидирующей роли столицы в экономике страны.
Реализация экономических проектов имела позитивные результаты. За время функционирования СЭЗ создано более трех тысяч дополнительных рабочих мест, строительство объектов в рамках СЭЗ на 15-20% экономичней. СЭЗ способствовала росту производства за счет формирования дополнительного спроса, что привело к увеличению валового внутреннего продукта. Произошел резкий качественный скачок в развитии города, изменилась роль Астаны в экономике Казахстана. За 10 лет валовой региональный продукт города Астаны вырос в 17 раз. Объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 20 раз [58]. Индексы объема промышленной продукции города ежегодно увеличивались в среднем на 10-14% [59, с.254]. Доля Астаны в общем ВВП республики выросла в 3 раза. Число иностранных предприятий в Астане за 7 лет выросло в 10 раз (с 40 до 409), а их суммарный капитал - более чем в 100 раз. Количество стран-партнеров Астаны с 19 до 50 [9, с.62].
Программа развития города оказала мультипликативный эффект на развитие смежных со стройиндустрией отраслей экономики. Астана стала новой «точкой экономического роста» в Казахстане, дающей позитивное воздействие на соседние регионы. В строительстве Астаны участвуют 432 отечественные строительные компании и 135 промышленных предприятия по выпуску стройматериалов. Ежегодный прирост ВВП в Казахстане в 2000-2005гг. составлял в среднем около 10%. По отношению к 1996г. ВВП РК вырос в 2 раза [60, с.3].
Третий подраздел «Астана - политический, духовный и культурный центр» посвящен вопросам политического и культурного развития Астаны. Выстраивая концепцию развития города, Президент исходил из того, что новая столица гармонично сочетает в себе богатое наследие прошлого и лучшие достижения современности. Она отражает дух всей страны и это ощущается в каждом ее уголке и улице. Такое понимание культурологической роли столицы нашло отражение во внешнем облике города. Каждое здание, каждый архитектурный объект в строящемся центре столицы выполняют не только непосредственно определенную функцию, но и несут глубокий исторический, философский смысл, те или иные символические идеи. Астана стала воплощением идеи евразийства, местом диалога цивилизаций и культур. В культовой архитектуре города отражен основной замысел Н.А. Назарбаева - превратить Астану в одну из духовных столиц мира.
Информация о работе Исторический путь становления и развития Целинограда