Исторический путь становления и развития Целинограда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:50, автореферат

Описание работы

В истории Казахстана особое значение имеет период независимости, когда началось становление суверенной казахской государственности. Выступая на заседании Совета по науке и научной политике 7 сентября 2009 г., Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал: «Институты должны заниматься изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимого Казахстана, новой международной роли и статуса нашего государства»

Работа содержит 1 файл

исторический путь становления и разв.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

4. В  казахстанской исторической урбанистике  доминирует тенденция преувеличения роли и значения промышленности, как главного составляющего формирования города, и недооценка таких факторов городообразования как население, научно-образовательный и культурный комплекс города. Такой подход не может в полной мере и объективно показать всю многоаспектность городообразовательных процессов. Поэтому одной из важнейших задач современной казахстанской исторической урбанистики является изучение города как целостного социокультурного образования.

5. Исследование истории г.Акмолы, Целинограда, Астаны в исторической ретроспективе на основе основополагающего принципа исторической урбанистики позволяет выстроить научную концепцию исторического развития города и выделить несколько этапов. На первом этапе становления с 1832 по 1863 гг. Акмолинское поселение являлось административным центром одноименного внешнего округа. На втором этапе развития с сер. 60-х гг. XIX в. город становится административным центром Акмолинской области, что, безусловно, продвинуло развитие города, его экономической и социальной инфраструктуры. Третий этап советского периода Акмолинска с 20-х гг. и до сер. 50-х гг. XX в., характеризуется ростом значения Акмолинска как транспортного узла Центрального Казахстана. Четвертый этап с сер. 50-х до нач. 90-х гг. XX в. составляет развитие г.Целинограда в эпоху позднего социализма и связан с расширением административно-управленческой функции города. С переносом столицы суверенного Казахстана в Акмолу город вступил в качественно новый этап, ставший закономерным итогом всей многоплановой истории города.

6. Анализ  внешних и сущностных параметров развития города на всех его этапах позволяет утверждать, что уровень социально-экономического развития города, урбанистическая зрелость населения, реализация градостроительных планов обусловлены были тем фактом, что в разные периоды истории город выполнял административные функции разного уровня. Чем выше был административный статус города, тем глубже и колоссальнее были изменения его экономики, архитектурной среды, социокультурной сферы.

7. Ретроспективный анализ развития градостроительства Астаны показывает, что на протяжении десятилетий становления и развития города его структура не оставалась статичной, она была подвержена постоянным изменениям. История градостроительства Акмолы-Акмолинска-Целинограда была реализацией сначала имперских, колониальных по своей сущности планов, а затем советских политических проектов, никак не связанных с национальными традициями в градостроительстве. Пространственная структура города получила колоссальное развитие с переносом столицы. Положенный в основу архитектуры города проект японского архитектора отражает стратегию включения национального пространства в мировой культурный контекст. Архитектурный облик Астаны, как результат взаимодействия предшествующих периодов и историческое наследие, представляет живую ткань, отражающую все этапы становления города.

8. Источниковедческий  анализ развития городского управления показывает, что введение системы местного самоуправления в дореволюционном Акмолинске унифицировало и упорядочивало систему городского управления, стимулировало развитие города, активизировав роль разных слоев общества в его жизни. Утвердившаяся и функционировавшая как сочетание элементов государственной власти и самоуправления после революции 1917г. система советов изменила городское управление. Советы были органами народной власти и народного самоуправления на местах лишь до начала гражданской войны, обладая самостоятельностью в принятии решений и финансовых вопросах. Далее произошло свертывание их реальной роли в жизни города. Оказавшись под жестким партийным руководством и контролем, они утратили функции института народовластия. Эффективность их деятельности на начальном этапе становления была низкой, что негативно сказывалось на развитии города.

    Структура работы. Работа состоит из списка наименований и сокращений, введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.  

    Содержание  работы

    В первом разделе «Методологические подходы в изучении города» рассмотрены методологические основы изучения города как целостного социокультурного образования, социально-философское осмысление феномена города в трудах зарубежных и отечественных авторов, принципы и методы научного исследования, проанализирована отечественная историографическая традиция в исследовании истории города.

    В первом подразделе «Методы научного исследования проблемы. Социально-философское осмысление феномена города» дается анализ зарубежной и отечественной литературы, позволивший обозначить новые подходы к исследованию проблем городоведения и показать сущность антропокультурной парадигмы. Постепенное освобождение постсоветской науки от формационной догматики в пользу цивилизационного подхода способствовало концептуальному переосмыслению урбанистических проблем в пользу антропокультурной парадигмы. В ее основе такое понимание глубинной сущности урбанизации, когда не экономика сама по себе, а человек, его культура и уровень жизни выступают высшей ценностью и определяющим условием развития общества.

    Цивилизационный подход для анализа процессов  городообразования обоснован историко-социологической методологией А.Тойнби. Для объяснения развития локальных цивилизаций автор использует методологию под названием «вызов-ответ» [13]. Локальные цивилизации А.Тойнби – сложные саморазвивающиеся социальные организации, к которым вполне может быть отнесен и город, как тип социальной общности, характеризующийся способностью к саморазвитию. История городов в преломлении методологии А. Тойнби циклична: под воздействием внешней среды город после фазы восходящего развития переходит или в фазу инерционного существования или, реагируя на новый «вызов», начинает новый цикл развития. С утратой общественно значимой функции город прекращает поступательное развитие, так как разрушается социообразующее ядро. Устойчивость города как системы и потенциал его развития тем выше, чем больше общественно значимых функций реализует город.

    В контексте анализа перспектив цивилизационного развития рассматривает город Л.Н.Гумилев [14]. Его город предстает как частный и наиболее губительный случай антропогенного влияния на природу. Трагедия городов, по мнению ученого, состоит не только в том, что они эксплуатируют окружающий ландшафт, истощая потенциал естественных биоценозов, но и в том, что, они порождают противоестественные миграции. Последние ведут к межэтническим контактам, которые автор характеризует понятием «антисистема». Антисистема, по Гумилеву, является фактором, разрушающим процесс этногенеза. Именно поэтому он отмечает негативное влияние городов на процесс этногенеза.

    В современной российской науке о  городе получил реализацию историко-культурологический подход к изучению истории городов. В исследованиях В.Г. Рыженко, Д.А.Алисова, Д.Я.Резуна и др. по истории и культуре городов Сибири в центре внимания вопросы социокультурного развития: городское население, его образ жизни и менталитет, благоустройство и планировка. В работах отечественных авторов М.Тажина, К.Медеуовой, А.Сыргакпаевой и др. город рассматривается в контексте применения различных подходов, подчеркивается сложность совмещения культурофилософского и социокультурного подходов, при этом обосновывается их неразделимость и тесная взаимообусловленность. Город предстает как особый текст культуры, как воплощение сакрума, к которому направлено сознание человека.

    В философском понимании город  – специфический феномен, отличающийся от других видов поселений. В трудах М.Вебера, Ф.Броделя, Г.Зиммеля, О.Шпенглера, Ж.Бодрийара и др. он рассматривается как феномен эпохальный, исторический; для каждого этапа истории характерен свой тип города. Образ городов древности и средневековья существенно разнится с образом городов индустриальной и постиндустриальной эпохи. На начальном этапе становления город представляет собой единое целостное образование, как в пространственном, так и духовном смысле, но по мере развития большинство городов утрачивают качество целостности.

    В методологии урбанистики для понимания сущности города имеет значение многообразие принципов и методов, применяемых для изучения города как сложного социального явления. Общетеоретические принципы – принцип историзма и объективности позволяют рассмотреть каждое историческое явление и событие во взаимосвязи с другими и с учетом конкретно-исторических условий, воспроизвести атмосферу того времени. В изучении истории города данные принципы помогают понять психологию и мотивацию действий городского населения в конкретной исторической ситуации. Важен принцип системности, рассматривающий явления, события и процессы прошлого как элементы единой системы. Применительно к истории города он понимается в трех уровнях: общегосударственном, региональном и собственно как отдельное поселение. Объективное изучение истории города предполагает его целостное видение, понимание города в глубокой ретроспективе как организма, несущего жизненно важные структуры и традиции, которые не могут быть освоены без познания процессов возникновения и развития внутригородского пространства.

    В работе с источниками автором  учитывалась функциональность источника, влияющая на характер подачи материала и его идеологическую направленность. Поэтому первостепенное значение имело выяснение причин и задач его разработки. Использовался метод сопоставления, взаимопроверки сведений разных документов, что позволило исключить абсолютизацию единожды упоминаемого факта. Побудительным мотивом к применению метода была разноречивость сведений по проблемам экономического развития Акмолинска в 20-30-х гг. XX в.», небрежность составления и плохая сохранность документов.

    Важное  значение имел принцип отбора документов, выяснение происхождения источника, целей его создания. Для исключения фальсификации фактов максимально выявлялись все документы изучаемой проблемы. Некоторые документы, как например, отчеты чиновников в вышестоящие органы, могут содержать искаженные факты, подчас преувеличенные показатели. При изучении проблем экономики г.Акмолинска использовались не только данные официальных отчетов горсовета в вышестоящие органы, но и материалы обследований экономики города для практических целей.

    Для преодоления субъективизма в  работе с материалами личных фондов имел значение принцип отбора и извлечения фактов. Построение научной гипотезы на основе обобщения и анализа фактов позволило автору вывести ряд заключений об особенностях развития политических событий в городе в нач. XX в. и сделать вывод о том, что логика развития города, его внешние и внутренние побудительные факторы не всегда совпадали с политической историей страны, а потому привязывать искусственно историю города к политической истории с выделением таких этапов как дореволюционный период, гражданская война, восстановительный период НЭП и пр. было бы необъективно.

    Вопросы развития городского образования и здравоохранения исследовались методом квантитативного анализа динамики общественных процессов на основе статистического материала. При изучении городской культуры использовались методы, применяемые в различных областях социогуманитарного знания: статистический, конструктивный, социально-исторический. Применение биографического метода помогло глубже почувствовать культуру как живой процесс, находящийся в постоянном развитии.

    Во  втором подразделе «Историография истории развития города» представлен анализ развития казахстанской исторической урбанистики, охарактеризованы историография Акмолы, Целинограда и Астаны.

    Для начального этапа развития казахстанской  исторической урбанистики, которой, отмеченного  двадцатыми годами прошлого столетия, характерно появление книг справочного характера. Научная разработка истории городов началась в послевоенные годы, когда обозначилось фундаментальное направление казахстанской урбанистики – изучение истории древних и средневековых городов Южного Казахстана (К.А.Акишев, К.М.Байпаков, Б.Е.Кумеков и др.). Исследование истории городов Казахстана нового времени началось в 50-60-х гг. XX в. и характеризовалось накоплением, изучением и осмыслением архивного материала (А.А.Горячева, К.М.Туманшин, Б.И.Чемирбаева и др.). В 60-80-е гг. XX в. расширяется проблематика городских исследований, появляются первые монографические труды по истории городов: Оренбурга, Семипалатинска, Уральска, Джамбула, Чимкента, Караганды и др. (Н.Г.Аполлова, Ж.К.Касымбаев, Э.И.Герасимова, А.С.Елагин и др.). Научно-популярное и краеведческое направление исторической урбанистики представлено работами Н.А.Алексеенко, А.Дубицкого, М.Кенжебаева, М.Киреева, Ж.О.Танышбаева и др.

    В исследованиях по истории городов  Казахстана в 1990-х гг. обозначились новые подходы; комплексное исследование истории г.Кокшетау представлено в работе К.К.Абуева. Получили рассмотрение вопросы значения городов в политической, духовной жизни общества, многоаспектное влияние города на жизнедеятельность традиционного казахского общества (Г.М.Рахимова, А.Б.Кушпаева, Б.К.Кузутбаева, Д.Топалов, К.Ж.Нурбаев, К.С.Нургалылов и др.).

    Исследования  историков основываются на серьезных  научных проработках и характеризуются  стремлением к истине. Но, несмотря на определенные достижения, основное внимание ученых было сосредоточено на изучении социально-экономических процессов в городах, в ущерб исследованию городской культуры. Еще мало попадает во внимание историков урбанизации новейший период истории городов. Не выявлены общие закономерности городообразовательных процессов, практически не исследованы вопросы развития системы управления городами в дореволюционный и советский периоды, вне поля зрения историков остается налоговая система городов, духовная жизнь горожан.

    Историографический обзор Акмолинска и Целинограда позволяет констатировать слабую изученность истории города в дореволюционной и советской исторической науке. Слабость дореволюционной историографии обусловлена была недостаточным вниманием официальной исторической науки к проблеме малых городов на окраинах колониальной империи. Немногочисленные публикации носят характер его описания и содержат сведения не столько научного, сколько практического плана. В советской исторической науке история города представлена в большей мере в краеведческом аспекте. В работах исследователей-градостроителей город рассматривается в контексте реализации советских утопических градостроительных проектов. К числу слабоизученных, как в теоретическом, так и практическом плане, относится проблема исследования культуры города. Опубликованные в последние годы исследования, безусловно, аккумулируют накопившиеся знания по истории города, существенно раздвигают горизонты его дальнейшего исследования, но они затрагивают лишь отдельные аспекты исторического прошлого Акмолы, Целинограда, Астаны. Новые методологические подходы и концепции в изучении феномена Астаны, стоящие на стыке нескольких дисциплин, могут и должны быть применены не только к современности, но и к истории столицы.

Информация о работе Исторический путь становления и развития Целинограда