Исторический путь становления и развития Целинограда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:50, автореферат

Описание работы

В истории Казахстана особое значение имеет период независимости, когда началось становление суверенной казахской государственности. Выступая на заседании Совета по науке и научной политике 7 сентября 2009 г., Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал: «Институты должны заниматься изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимого Казахстана, новой международной роли и статуса нашего государства»

Работа содержит 1 файл

исторический путь становления и разв.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

    Под воздействием социально-экономических и политических факторов изменялась динамика численности городского населения. Сокращение рождаемости и высокая смертность от эпидемических заболеваний стали доминировать среди факторов, определявших уровень естественного прироста населения в 1920-е гг. В 1923-1924 гг. в городе родилось 391 чел., а умерло 1506 [45, д.20, л.15]. Сокращение городского населения происходило за счет уменьшения численности казахов. По переписи 1926г. в Акмолинске проживало 12781 чел. Из них: казахов – 4387 (34, 3%) [46, с.14, 134]. По отчетам горсовета в 1929 гг. в городе проживало 11374 чел., из них: казахов-3205 (28,1%) [37, д.114. л.131]. В 30-40-е гг. XX в. снова начался рост населения Акмолинска: 1929г.- 12783 чел., 1930г.- 20000 чел. 1936г.- 40250 чел. [37, д.114. л.190]. За 20 лет после переписи 1939г. численность горожан выросла на 318% [47, с.16]. Факторами роста населения Акмолинска были: железнодорожное строительство и интенсивные миграции сельского населения в город, миграции населения из европейских районов СССР в годы ВОВ и в период реализации экономической программы освоения целинных земель в Северном Казахстане.

    В числе первых мероприятий советской  власти в области образования  были расширение сети учебных заведений, ликвидация неграмотности среди  населения, обновление учительского корпуса. Из 59 муниципализированных домов горожан 22 были определены под учебные заведения. В 1920-е гг. в городе работали 8 школ, педагогический техникум, курсы по подготовке учителей. В 1930г. в городе работали 13 школ, 11 ликбезов, 8 школ для малограмотных и педагогическое училище [48, д.41, л.3]. Общий охват обучением детей школьного возраста в 1930г. составил 99,3% [37, д.7. л.50]. На народное образование в 1930г. было отпущено 50% городского бюджета [37, д.114.л.146]. Слабая материальная база школ, антисанитария и низкий уровень квалификации учителей, неопределенность методик преподавания, отсутствие учебных программ – все это влияло на качество школьного образования, процент неуспевающих школьников составил 15,6% [44, д.14. л.32]. В 1950-е гг. из 22 школ в типовых зданиях располагались 4, остальные размещались в приспособленных помещениях, занятия в них проходили в три смены [49, д.34а, л.18]. В 20-50-е гг. XX в. формируется городская система среднего специального образования.

    В провинциальном г.Акмолинске зарождается  музейное дело, театральное искусство. Открытие в 1923г. усилиями местных энтузиастов  краеведческого музея с годовым  бюджетом чуть более 3,5 тыс. руб. положило начало исследованию истории города [37, д.114. л.109]. Сеть культурно-просветительских заведений города включала: «красные уголки», библиотеки, дом культуры, кинотеатр. Число их быстро растет: 1935г.-10 [37, д.61. л.21], в 1948г.-23 [44, д.6. л.65], а в 1970-1980-е гг. – более 100 [50, л.2]. Если в 20-30-х гг. XX в. в городе преобладали «красные уголки», то позже центрами общественно-массовой работы становятся библиотеки. Приказом Акмолинского уисполкома в декабре 1920г. было положено начало организации архивного дела [45, д.52. л.106]. В городе формируется идеологически ориентированное информационное поле.

    В числе приоритетов социальной политики местных органов власти стала  организация системы городского здравоохранения. При Акмолинском  ревкоме создали отдел здравоохранения с подотделами: лечебный, санитарно-эпидемиологический, фармацевтический, охраны материнства и детства, военно-санитарный. Усилия были сосредоточены на борьбе с эпидемией тифа и холеры. В условиях резкого падения уровня жизни, массовой бедности и нищеты, дефицита медицинских кадров распространение болезней было катастрофическим. Борьбу с инфекцией вели специальные санитарные комиссии, к медико-санитарной работе привлекались горожане. Популярной формой борьбы с эпидемиями были «трехдневки» (туберкулезные, малярийные) по пропаганде медицинских знаний и сбора средств в городской бюджет здравоохранения. В городе создается система санитарного надзора, включавшая охрану питьевых вод, почвы и пищевых продуктов, контроль санитарного состояния учреждений, предприятий и жилых дворов [51]. Тотальный санитарный контроль, профилактическая и просветительская работа среди горожан позволили в короткие сроки ликвидировать опасные инфекции.

    В целом, упадок в социально-экономическом  развитии Акмолинска в 1920-х гг. был  обусловлен не только общей критической  ситуацией в стране, разрушительными последствиями революции и гражданской войны, но и тем, что город в 1920г. лишился административной функции. В условиях неразвитости коммуникаций и отдаленности от ж.д. город остановился в развитии. Под воздействием изменяющихся социальных факторов оказалось и культурное пространство города. Со сменой социально-политических приоритетов изменились культурные символы города: памятники духовной культуры были разрушены или перестроены под общественные и культурно-развлекательные заведения.

    В четвертом разделе «Целиноград в 60-90-гг. XX в.» анализируются вопросы социально-экономического развития, архитектурной среды и благоустройства г.Целинограда на этапе, когда динамика развития города задавалась реализацией экономической программы по освоению целинных земель и вступлением советского общества в полосу тотального кризиса.

    В первом подразделе «Управление и экономика города» рассматриваются вопросы экономико-политического развития г.Целинограда. Получение статуса административного центра Целинного края способствовало расширению управленческих функций и вступлению города в новую фазу экономического развития. Постановление Совмина СССР за №1112 от 16.12.1961г. «О развитии г. Целинограда» наметило перспективы промышленного развития города на 15 лет [42, д.90. л.4]. При этом расчет делался не на создание развитой промышленной инфраструктуры, а на увеличение численности рабочих в целях обеспечения сельскохозяйственных работ рабочей силой. Экономическая динамика города характеризуется ростом числа промышленных предприятий, увеличением производственных мощностей и объемов выпускаемой продукции. За 5 лет, с 1966 по 1970 гг., вступили в строй 25 промышленных предприятий и цехов [48, д.26. л.1]. В нач. 1970-х гг. городе работало 43 промышленных предприятия [48, д.33. л.2], а в 1980-е гг.- более 50 [19, д.31.лл. 5,79].

    Произошли изменения в городской структуре  размещения предприятий: в архитектурной  планировке города была выделена промышленная зона площадью 300 га. Изменилась структура экономики города: основными отраслями городской промышленности стали сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, строительная индустрия. В структуре отраслей экономики города в нач. 70-х гг. предприятия машиностроения составляли 34,3%, строительной индустрии - 14,9%, мясомолочной промышленности-30,9%, пищевой - 6,8%, бытовой и местной - 6,1%, ремонтные предприятия - 2,4%, прочие предприятия-0,6% [48, д.33. л.2]. Во вт. п. 70-х гг. предприятия машиностроения и металлообработки составляли почти 40%, легкой и пищевой промышленности-43%, строительной индустрии-22% [19, д.31. л.5].

    Изменилось  распределение работающих по отраслям экономики. В нач. 70-х гг. в промышленности было занято 20,8% работающих горожан, в  строительстве - 8,4%, на транспорте - 17,7% [48, д.33. л.2]. Во вт. п. 70-х гг. на промышленных предприятиях - 28%, в строительстве - 11%, на транспорте - 20,4% [19, д.31.л.5]. Произошло увеличение доли рабочих промышленного сектора. Число рабочих промышленных предприятий увеличилась в 4 раза, строительных организаций - в 2 , транспортных организаций - на 30% [52, д.7. лл.37-39].

    Производственная  эффективность предприятий города была низкой: в целинное десятилетие в городе было построено более 60 предприятий и новых цехов, но производство продукции увеличилось всего в 2 раза [53, л.41]. Высокие непроизводственные расходы (перестой вагонов, штрафы, пени и неустойки за нарушение хоздоговоров) отражались на себестоимости продукции. На предприятиях отмечался высокий уровень простудных заболеваний и травматизма. Слабая организация и дисциплина труда, текучесть кадров, «штурмовщина» в работе предприятий негативно сказывались на производительности. Перевод предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования во вт. п. 60-х гг. привел к росту производства всего на 5,5% [51, д.27. л.1].

    Тенденция экономического развития города в рассматриваемый  период способствовала превращению  его в экономический и административный центр края. Целиноград относился к группе городов, экономическая база которых была ориентирована на выполнение организующих функций. Основу экономики подобных многофункциональных городов составляет преимущественное развитие строительной индустрии, машиностроения, материально-технического снабжения, высокий процент доли занятых в материальном производстве. Строительная индустрия города включала 11 предприятий и 62 строительные организации [19, д.31. л.5об.]. Вместе с тем, в городах индустриального типа, к каким относился Целиноград, развитие промышленности и высокий прирост населения (более 50%) не привели к возникновению диспропорций, так как параллельно с развитием индустрии в них происходило формирование социальной инфраструктуры.

    Проблема  градостроительства посвящен второй подраздел «Архитектура и благоустройство». Вт. пол. XX в. в истории Целинограда характеризуется активными градостроительными процессами, что нашло выражение в изменении архитектурного облика, развитии транспортной и жилищной инфраструктуры, росте уровня благоустройства. Развитие города в рамках советской градостроительной системы имело свою логику и обусловлено было обретением городом функции административного центра Целинного края.

    По  генеральному плану города, разработанному ГПИ «Ленгорстройпроект», в основу градостроительной концепции была положена поточно-функциональная схема архитектора Н.Милютина. В ней нашли отражение актуальные вопросы советского градостроительства и утопические попытки на примере Целинограда разработать ряд градостроительных положений. Реализовать в полной мере положения генплана не удалось. Не была доведена до логического завершения идея разделения города по функциональному назначению на три зоны: зону отдыха вдоль р.Ишим, селитебную и промышленную зоны (промзона). Классическое решение сочетания зон было нарушено в процессе градостроительства: в промзоне построили профтехучилище, общежития, несколько многоквартирных жилых дома, а в парковой зоне - комбинат противоэрозийной техники, троллейбусное депо, производственные базы, прядильно-ниточное объединение, хлебозавод. Это ухудшало санитарное состояние городской территории и условия проживания людей.

    Реализация  градостроительного плана города проходила  с нарушениями и в вопросах застройки и реконструкции исторической части города. Краевой центр города проектировался в районе Соленой балки, а формирование его предполагалось начать строительством Дворца молодежи. Решение о размещении Дворца молодежи в исторической части города было принято без должной планировочной проработки всего района [42, д.275. л.5]. Строительство жилья в Целинограде в порядке реконструкции обходилось дороже строительства на свободных территориях на 15-20 руб. за 1 кв. м жилой площади. Решение жилищной проблемы усилиями строительных организаций Алматы, Москвы и Ленинграда обходилось государству дорого: стоимость кв. м жилой площади привозимых домов в 1,5-2 раза выше нормативной [42, д.203. л.12]. Характерным для Целинограда было принятие «волевых решений» в вопросах градостроительства.

    На  примере Целинограда предполагалось реализовать наилучшее решение  противоречия между требованиями удобства городской жизни и разумной экономикой градостроительства посредством строительства микрорайонов, предусматривающих ступенчатую систему культурно-бытового обслуживания населения. В условиях города приемы застройки микрорайонов определялись целым рядом природных факторов: защита от летних и зимних ветров, снижение летней температуры и увлажнение воздуха, создание искусственных водоемов и микрорельефа. Но такая практика не получила реализации. Имели место нарушения проектов детальной планировки, санитарных норм и архитектурных требований. Отдельные дома имели неправильную ориентацию по сторонам света. Размещение на первых этажах домов предприятий торговли, питания и бытового обслуживания производилось без учета градостроительной ситуации. Не выполнялось в полном объеме внутриквартальное благоустройство. Низкое качество строительного материала местного производства, нарушение строительных норм и правил производства работ, формальность технического надзора, авральный характер сдачи объектов негативно отражались на качестве жилья и были причиной часто повторяющихся обрушений зданий [42, д.203].

    Уровень городского благоустройства оставался  низким. Средняя обеспеченность жилой площадью одного горожанина составила 6 кв.м. Жилые дома с центральным отоплением составляли 64%, имеющие водопровод-75%, канализацию-53%, горячее водоснабжение-13%. Протяженность асфальтированных дорог составила 21%, асфальтированных тротуаров 39% [48, д.33. л.2]. Но самыми актуальными для Целинограда были проблемы водоснабжения и очистки города. Потребность населения в питьевой воде обеспечивалась всего на 12% [42, д.245. л.3]. Отсутствие ливневой канализации и высокое стояние грунтовых вод осложняли эксплуатацию энергетических коммуникаций, были источником распространения инфекций. Сооружением Вячеславского водохранилища и очистных сооружений на левом берегу Ишима проблемы водоснабжения и очистки частично были решены. Впервые в истории города получила реализацию инженерная подготовка городской территории, защита города от паводковых вод и укрепление берегов Ишима.

    В 1987г. проектным институтом «Казгипроград» был разработан новый генеральный план развития города. Началось территориальное развитие города в восточном направлении, расширилась зона отдыха горожан за счет обустройства парковой зоны на правом берегу и освоения левобережных территорий Ишима. Позитивная динамика архитектурного развития города обусловлена была превращением города из аграрного в преимущественно промышленный центр. Формируется городская среда обитания и городской быт, застройка города утратила одноэтажность, путаность улиц и переулков, приобретала системность. Возникающие в градостроительстве проблемы, обусловленные административным, ведомственным диктатом, не позволили достичь целей создания гармоничной городской среды.

    В третьем подразделе «Социально-культурное развитие» анализируются динамика численности населения, развитие образования, здравоохранения г.Целинограда. Демографическая динамика города в рассматриваемый период характеризовалась ростом населения, увеличением полиэтничности, изменением возрастной структуры населения. Постановление Совмина КазССР «Об утверждении основных положений проекта планировки и генерального плана г.Целинограда» 1963г. предусматривало рост городского населения на перспективу: к 1965г.- 160 тыс. чел., к 1975г.- 250 тыс., к 1980г. - 350 тыс. [42, д.90. л.4]. Но фактический рост населения опережал проектируемый.

    Увеличение  полиэтничности городского населения  демонстрируют такие цифры. В 1964г. по данным городского ЗАГСа каждый третий брак в Целинограде был межнациональным и в городе проживали представители 86 национальностей [19, д.31.л.5], а по данным 1983г. около 100 национальностей [50, л.1]. В тоже время удельный вес казахского населения оставался крайне низким. В 1970г. казахи составляли 9,6% горожан, в 1977г. - 9,9% [48, д.33. л.2]. Такой перекос в полиэтничности стал следствием русификаторской политики советского режима. Рост населения города сопровождался изменением возрастной структуры, она заметно отличалась от средних показателей городов СССР. Население города с 1925 по 1961 гг. выросло почти в 10 раз. При этом удельный вес детского населения (10-19 лет) при более низком уровне населения пенсионного возраста был на 20% выше, чем в других городах СССР. Это объясняется высокой рождаемостью, в 2 раза превышавшей общесоюзные показатели (30 чел. на 1000). В свою очередь, высокая рождаемость объяснялась спецификой возрастной структуры населения города.

Информация о работе Исторический путь становления и развития Целинограда