Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:50, автореферат
В истории Казахстана особое значение имеет период независимости, когда началось становление суверенной казахской государственности. Выступая на заседании Совета по науке и научной политике 7 сентября 2009 г., Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал: «Институты должны заниматься изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимого Казахстана, новой международной роли и статуса нашего государства»
В
1890-е гг. заметно оживилось
В третьем подразделе «Роль городского самоуправления в развитии города» рассматриваются вопросы формирования и деятельности городского самоуправления. В Акмолинске Городовое положение 1870г., по которому сословные органы управления упразднялись и заменялись городскими Думами, было введено осенью 1873г. Управа, исполнительный орган городской Думы, играла заметную роль в общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни Акмолинска. В ней были представители разных сословий: купцы Д.Л.Филатов и А.К.Кубрин; мещане Ф.Г.Муканов и Г.В.Ильин; интеллигент В.Г.Яковенко [31, л.2], представители казахского населения: Н.Кудаймендин, А.Баржаксин, Х.Е. Ерденбаев и др. [32, л.43]. В 70-80-х гг. XIX в. в Акмолинске функционировали мещанская управа во главе со старостой, сиротский суд в составе 4-х заседателей, а также уездные органы управления: уездные управление и по воинской повинности присутствие, уездный распорядитель.
Особенно заметна роль местного самоуправления в вопросах социального развития города. На заседаниях Думы рассматривались вопросы благоустройства и санитарного состояния города, строительства городских общественных зданий, правила организации трудовой недели и трудового дня, порядок содержания заведений трактирного типа [32, л.74,87]. Городская реформа укрепила позиции зарождающейся буржуазии, усилила роль купечества в жизни города. Высокий имущественный избирательский ценз не позволял рядовым горожанам участвовать в выборах в Думу и обеспечивал избрание в нее представителей купеческого сословия. В период с 1903 по 1915 гг. он составлял 300 руб., а с 1915г.-1000 руб. Возможность реализовать избирательные права имели чуть более 1% горожан [19, д.34, л.91].
Развитие города в качестве административного центра уезда и области способствовало формированию системы образования и здравоохранения. Первые учебные заведения появляются в городе в сер. XIX в., а в 1916г. функционировали 3 мужских и 2 женских приходских училища [33, л.103]. В 1892г. был открыт городской приемный покой. Потребность экономики города в профессиональных кадрах компенсировалась открытием при училищах специальных классов и ремесленных отделений. Продвижением проблем просвещения и здравоохранения в Акмолинске занимались органы городского самоуправления и общественные организации.
Обретение Акмолинском статуса уездного и областного центра стало фактором его социально-экономического развития. В к. XIX-н. XX вв. город стал организующим центром экономической жизни уезда. Административный статус способствовал активизации демографических и градостроительных процессов, формированию образовательной среды города. Рост населения, становление системы образования стали важными городообразовательными факторами. Введение в Акмолинске Городового положения унифицировало систему местного самоуправления, упорядочивало и стимулировало развитие города.
В третьем разделе «История Акмолинска в 1917- нач. 60-х гг. XX века» рассматриваются вопросы политического развития города, показаны изменения в системе управления и особенности социально-экономического и культурного развития города на переходном этапе от рыночных отношений к плановому производству. В первом подразделе «Политическая жизнь города» анализируется влияние февральских событий 1917г. на политическую ситуацию в городе, особенности установления власти советов в Акмолинске, рассматривается история формирования и деятельность первых советских органов городского управления. Система двоевластия в Акмолинске осложнялась существованием нескольких ветвей власти. Казахская интеллигенция, объединившись в составе организации «Жас казах», выступила сторонниками алашских идей автономии казахов. Созданная в декабре 1917г. организация большевиков вела борьбу за расширение социальной базы движения, привлекая на свою сторону национальных лидеров [34, д.184, лл.6,8]. Советская власть в Акмолинске была установлена мирным путем, в условиях отсутствия вооруженного давления на противника.
Переход к мирному этапу развития города происходил на фоне сложной послевоенной политической обстановки. Основная роль по стабилизации положения возлагалась на создаваемые органы милиции. В 1919г. был организован штат служащих милиции Акмолинска из 12 чел., но уже весной 1920г. он составлял 79 чел. [35, д.16.л.60]. На органы милиции первоначально возлагались функции по наведению «революционного порядка» в городе, но постепенно они стали осуществлять и экономический надзор. В укреплении своей власти большевики сочетали репрессивные меры с разъяснительной работой среди жителей. Проявлением формирующихся основ авторитаризма в городском управлении стала всеобщая трудовая повинность и милитаризация труда, полная монополизация государством функций по заготовке и распределению продовольственных ресурсов. Продразверстка распространялась практически на все виды сельхозпродукции [35, д.62. л.12-14].
С 1925г. началась деятельность Акмолинского горсовета, в его составе работали секции: коммунальная, здравоохранения, народного образования, благотворительная, бюджетная и земельная [36, л.17]. Горсовет являлся высшим органом государственной власти и управления в городе. Его руководящим органом был пленум, а исполнительным органом – президиум. Деятельность Акмолинского горсовета имела характер кампаний: хлебозаготовительные кампании, учет и распределение семенного фонда, сбор недоимок по сельхозналогу, реализация государственных займов. Текучесть кадров руководящего и технического персонала, отсутствие нормативной базы и опыта, неоднократные реорганизации и переезды в разные помещения снижали эффективность работы горсовета. Большинство предприятий, находящихся в ведении горсовета, не работали, а бюджет города ежегодно терял около 100 тыс. руб. [37, д.114. л.139]. В 1930-х гг. увеличились число отделов и количественный состав Акмолинского горсовета, удельный вес членов ВКП(б): 12% в 1927г. против 44% в 1937г. [37, д.13, л.2]. В ведение горсовета, кроме учреждений соцкультбыта и жилищного фонда, перешли промышленные предприятия. Но расширение полномочий имело фиктивный характер и не повысило эффективность управления.
Во втором подразделе «Особенности экономического развития» анализируется динамика экономики города и факторы ее развития, освещаются особенности национализации в Акмолинске. Национализация городской промышленности весной 1918г. носила ограниченный характер. Предприятия города в системе экономических связей региона имели сугубо местное значение, а потому национализация их происходила после гражданской войны. В первые месяцы советской власти в руки государства перешли предприятия, владельцы которых саботировали распоряжения большевиков: мельницы товарищества «Братья Шмидт», кожевенные заводы Фуколова, Лобачева, Чайки. После гражданской войны, когда в деятельности советов стал доминировать идеологический фактор, экспроприации подвергалось имущество всех, кто имел отношение к частному капиталу. Дома купцов передавались под советские, военные и общественные учреждения.
В 20-30-е гг. XX в. экономика города сохраняла преимущественно сельскохозяйственный характер, 75% горожан было занято в сельском хозяйстве [38, л.13]. Основу промышленности составили мукомольно-крупяная и кожевенно-меховая отрасли. В городе работали 2 мыловаренных и 3 кожевенных завода, по одному свечному, колбасному, маслобойному и овчинному заводу, 3 паровых и 45 ветряных мельниц, 5 кузниц и 13 мастерских [39, д.120. л.106]. Большая часть их работала посезонно. Допуск частного капитала носил ограниченный характер, в основном кустари-одиночки. Основу энергетики города составляла завозимая из Петропавловска нефть и карагандинский уголь. Первая электростанция появились в Акмолинске в к. 1920-х гг.
В 1920-х гг. наблюдалось падение городского промышленного производства, сократилось число предприятий традиционных для города производств, мельничного и кожевенного [40, л.67]. Главной причиной кризиса городской экономики стало резкое сокращение сельскохозяйственного производства и упадок производительных сил края после гражданской войны. А так как экономика города была тесно связана с сельскохозяйственной округой, упадок городского производства был неизбежным. Фабрично-заводская промышленность города не получала необходимого количества сырья. Другой причиной была неэффективность системы управления экономикой, ее частые реорганизации. В системе экономического управления одновременно функционировали несколько органов: советы народного хозяйства, управления промышленностью, отделы местного хозяйства. Обычной практикой в работе советских хозяйственных органов была передача предприятий из одного ведомства в другое, что негативно сказывалось на развитии экономики.
В годы НЭП значительную часть экономики Акмолинска составлял торговый капитал, извозный промысел. В 1925г. в 85 селениях губернии действовали базары и ярмарки [39, д.73. лл.121об.-122]. Городская торговля была главным образом сосредоточена в руках городского потребительского общества «Пролетарий». Торговые обороты распределялись так: госторговля-9,4%, низовая кооперация-54,3%, посредническая-24,1%, частная-12,2% [24, л.53]. Рост торговых операций в городе происходил на фоне уменьшения объемов частной торговли, что привело к резкому сокращению поступлений в городской бюджет.
Работа городских финансовых органов осложнялась нехваткой грамотных и опытных специалистов. На предприятиях вводятся как обязательные меры составление и рассмотрение финансовых балансов, публичная отчетность учреждений, определение доходных статей и источников финансирования. Большой проблемой в работе городского финотдела было обеспечение налоговых сборов. Население Акмолинска сдавало хлебный, мясной, яичный налоги, налог по маслу, шерсти, продуктами огородничества и бахчеводства [35, д.62. л.25]. Реестр и размеры налогообложения не отражали реальное экономическое положение населения: размеры их были явно завышены и ухудшали и без того сложное экономическое состояние горожан. В списках злостных неплательщиков налогов числились акмолинские купцы Д.Морин и В.Морин, В.Козулина, К.Кощегулов, С.Виднев и др. [37, д.116. л.169]. Снижение налоговых поступлений привело к сокращению бюджета города. Развитие кредитного и сберегательного дела в Акмолинске шло медленно. Реализация государственного кредита осуществлялась через Госбанк и Сельхозбанк. Для распространения государственных займов привлекались административные ресурсы: число вкладчиков увеличивалось за счет служащих учреждений (74%) [24, л.53].
Развитие
экономики города происходило в
направлении доминирования
В третьем подразделе «Проблемы градостроительства и социальной сферы» рассмотрены вопросы градостроительства, развития благоустройства и городской культуры. С началом социальных потрясений благоустройство города приходит в упадок. Очистка города не производилась, свалка мусора осуществлялась в черте города. В 1920-е гг. строительство в Акмолинске практически не велось, ощущался дефицит административных и общественных зданий. Поэтому наблюдались частые переезды городских госучреждений из одного здания в другое. Общая площадь городских земель в 1927г. составляла 11539 га. Среди 870 построек преобладали деревянные (669) и саманные (249) [43, л.35].
Обретение Акмолинском в к. 1920-гг. статуса административного центра одноименного округа создавало предпосылки для развития градостроительства, коммуникационной инфраструктуры и благоустройства города. В 1929г. была произведена планировка города на 169 кварталов и 56 улиц общей протяженностью 54 км, начались работы по асфальтированию, озеленению и освещению улиц [24, л.50]. Активно велась телефонизация и радиофикация города: в 1934г. городская телефонная линия составила 137 км, в 1936г. – 230 км. Резко выросло число радиоточек: 1934г.-200, 1936г.-420 [37, д.61. л.13]. В 1937г. завершилось строительство почты и моста через Ишим. Капиталовложения в городское строительство росли: в 1930г.-736 тыс. руб., 1935г.-2460 тыс., 1936г.-3470 тыс. [37, д.62. л.18]. Темпы территориального роста и благоустройства города в 1950-е гг. были еще более быстрыми. В 1951г. протяженность городских улиц составила 77 км, [44, д.14, л.139], а в 1956г. - 215 км [42, д.2, л.2], т.е. увеличилась в 3 раза. В городе появилась первая канализация, ТЭЦ, действовали 11 почтовых отделений, сформировалась система городского транспорта [42, д.275, л.10]. Рост городского бюджета позволил местным властям увеличить средства на благоустройство города. Появление в городе крупных градообразующих предприятий стало основой быстрого роста градостроительства. Организациями и предприятиями осуществлялось жилищное строительство, возводились административные здания, объекты соцкультбыта. Но недостаток жилья, его низкое качество, отсутствие централизованного водоснабжения и санитарной очистки города оставались самыми острыми проблемами повседневной жизни горожан.
Информация о работе Исторический путь становления и развития Целинограда