Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.
При губной избе
находился дьяк, ведавший всем делопроизводством.
Он вел протоколы всех разбойных дел, причем
протоколы должны были подписываться
представителями населения (кто «умеет
грамоте»), что являлось своего рода средством
контроля правительства за деятельностью
губных органов.
Выборы в органы
губного управления производились
посословно: каждая социальная группа
-- дворяне, духовенство, посадские люди,
крестьяне -- выбирали только своих представителей.
Губные старосты выбирались князьями,
детьми боярскими, духовенством и иными
служилыми людьми, однако подавляющее
большинство старост, естественно, составляли
не князья или бояре, а дворяне. Отсюда
понятно, почему институт губных старост
являлся типично дворянским органом местного
самоуправления.
Выборы и деятельность
губных органов управления контролировались
и санкционировались Разбойным приказом,
перед которым обязаны были отчитываться
губные старосты. Разбойный приказ привлекал
к ответственности губных старост и целовальников
за взяточничество и другие злоупотребления.
В органах губного управления предписывалось
вести строгий учет всего отобранного,
у разбойников и розданного истцам имущества
(подворьев, животов и др.). Губные старосты
обязаны были давать отчет в письменной
форме обо всех имущественных делах перед
Разбойным приказом. Со временем губные
старосты попадают под надзор воевод,
а затем в их полное подчинение.
Грамоты давали
и официальную санкцию
Возникнув как местный
дворянский аппарат подавления масс, органы
губного самоуправления постепенно расширяли
свою компетенцию. Во второй половине
XVI в. губные старосты занимались сыском
не только ведомых разбойников, но и беглых
крестьян и холопов путем производства
повальных обысков и ведением на местах
кабальных книг. Губные старосты производили
перепись населения, проводили выборы
губных целовальников, высылали служилых
людей на службу. Они занимались обнародованием
законов в уезде, исполняли разные предписания
верховной власти. В ведение органов самоуправления
перешли также дела о кражах, убийствах,
надзор за тюрьмами. Кроме того, губному
старосте предоставлялось право принимать
гражданские иски, но на сумму не свыше
10 руб. На губные учреждения был возложен
и полицейский надзор за населением.
Таким образом,
с образованием специальных губных
судебных уголовно-полицейских округов
и губных органов, подчиненных Разбойному
приказу, правительство получило надежное
и гибкое орудие для укрепления своей
власти на местах, используя его в борьбе
с антифеодальными выступлениями крестьян
и холопов.
Кроме губной, была
проведена земская реформа, в
результате которой повсеместно
создавались органы земского самоуправления
(1555--1556 гг.) Земские органы создавались
в уездах, волостях, на территории даже
небольших слобод. В тех уездах, где были
образованы губные органы, земские учреждения
или действовали совместно с губными,
или предоставляли им право действовать
самостоятельно, или же добивались их
ликвидации. Необходимость создания земских
органов была вызвана злоупотреблениями
волостелей, а также усилением борьбы
с лихими людьми, с татями и разбойниками.
В состав Органов
земского самоуправления входили «излюбленные
головы» (позднее -- старосты), земские
дьяки и целовальники -- выборные
«лучших людей». Сначала все должностные
лица органов земского управления выбирались
на неопределенный срок, позднее -- погодно.
Все должностные лица, от старосты и до
дьяка, избирались черносошными крестьянами
и посадским населением из числа зажиточных
крестьян и верхушки посада. Компетенция
земских органов распространялась только
на посадских людей и крестьян.
При осуществлении
своих функций земские власти
опирались на выборных из крестьянской
общины -- сотских, пяти десятских, десятских.
На земские органы возлагались борьба
с такими преступлениями, как татьба, ябедничество,
подделка документов, подписей и другие
«лихие дела». Земские органы занимались
рассмотрением дел, а иногда и исполнением
приговоров по делам об убийстве. Схваченный
душегубец передавался земским старостам,
имущество его описывалось, и опись также
передавалась старостам. Земские органы
могли исполнять приговор о смертной казни.
Но главными задачами земских учреждений
были связанные с налоговым обложением
местного населения: раскладка податей
и сбор оброка, контроль за промыслами
и торговлей. Вместо наместнических поборов
был установлен оброк деньгами, который
шел в царскую казну и платился один раз
в год. Денежный оброк назывался откупом
и должен был раскладываться на местное
население. Единицей обложения была обжа,
размер которой зависел от района, качества
земли и т. д. Другой единицей обложения
была соха, введенная в XVI в. в связи с реформой
поземельного обложения, способствовавшей
упорядочению взимания налогов.
Земские органы
следили, чтобы оброк платился в указанные
сроки, в противном случае правительство
присылало приставов, которые взимали
двойной оброк и еще получали езд.
Таким образом,
земские местные власти выполняли
финансово-административные и судебные
функции. За выполнение управленческих
и следственно-судебных функций земские
органы пошлин не имели. Выборные привлекались
к ответственности за злоупотребления
и взятки, поэтому «излюбленные головы»
должны были следить друг за другом, а
волостные люди-- за ними. За взяточничество
«излюбленные головы» были приговорены
к смертной казни, а имущество осужденных
передавалось потерпевшим.
Земские органы
осуществляли и некоторые полицейские
функции, следили за сохранением
спокойствия, за соблюдением таможенных
сборов и т. д. Делопроизводством занимался
дьяк, который вел записи по всем делам.
При вступлении в должность дьяк приносил
присягу. Записи дьяка подлежали заверению
земского старосты и свидетельству целовальников.
В своей деятельности земские органы были
ответственны перед царем, Боярской думой
и приказами.
Таким образом,
земское самоуправление дворянства
вводилось в интересах посада
и верхушки крестьян. Это было одним
из мероприятий правительства по
ликвидации наместнического управления,
находившегося в руках
§ 2. Государственный
строй
Переход к сословно-представительной
монархии знаменовался существенными
изменениями в государственном
аппарате. Важнейшим из них было
возникновение представительных органов.
Однако и прежние государственные
органы претерпели серьезные изменения.
В отличие от
раннефеодального государства, теперь
была возможна только одна форма правления
- монархия. Но статус монарха несколько
меняется. Иван IV провозглашает себя
царем, и этот титул приживается,
что было не простой формальностью,
а отражало действительное возрастание
силы монарха.
Вместе с тем
царь не может обойтись без старого,
традиционного органа - Боярской думы.
Правда, ее значение в течение периода
меняется, имея общую тенденцию к
снижению. Тем не менее Боярская дума
ограничивает монарха, поэтому говорить
о самодержавии еще не пришло время. Даже
введение опричнины принципиально ничего
не могло изменить. Царь вынужден был через
несколько лет отказаться от нее, так как
понял, что может лишиться всякой социальной
опоры, ибо террором были недовольны уже
все слои господствующего класса. Опричнина
не уничтожила значения Боярской думы
как высшего органа государственной власти,
не поколебала принципа местничества,
ограждавшего привилегии знати <*>.
------------------------------
<*> См.: Скрынников
Р.Г. Иван Грозный. М., 1983. С. 194 -
195, 240 - 241.
После смерти Бориса
Годунова роль Боярской думы на время
возросла. В 1610 г. в результате борьбы
между группировками
Принципиально
новым высшим органом государства
стали земские соборы. Через них царь привлек
к управлению государством определенные
круги дворянства и посадского населения.
Земские соборы были необходимы монарху
для поддержания крупных мероприятий
- ведения войны, изыскания новых доходов
и пр. Цари, опираясь на земские соборы,
могли через них проводить соответствующую
политику даже вопреки воле Боярской думы.
Первый собор
(названный собором примирения) царь
и феодалы, напуганные восстанием горожан
в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом
господствующей верхушке удалось несколько
утихомирить недовольных. Создавалась
видимость привлечения к государственному
управлению не только бояр и дворян, но
и других слоев населения.
В земские соборы
входили царь, Боярская дума, верхи
духовенства - Освященный собор в полном
составе. Они являлись как бы верхней палатой,
члены которой не избирались, а участвовали
в ней в соответствии с занимаемым положением.
Нижняя палата была представлена выборными
от дворянства, верхов посадских людей
(торговые люди, крупное купечество). Выборы
в нижнюю палату проводились не всегда.
Иногда при срочном созыве собора представители
приглашались царем или должностными
лицами на местах. Значительную роль в
земских соборах играли дворяне, и прежде
всего торговые люди, участие которых
было особенно важно для решения различных
денежных проблем (для обеспечения средствами
при организации ополчения и др.).
Продолжительность
заседаний земских соборов
Количественный
состав земских соборов различался
в зависимости от обстоятельств. Наиболее
многолюдным (примерно 700 - 800 человек) был
Земский собор, созванный в 1613 г. после
изгнания интервентов. Это был единственный
Собор, на котором присутствовали представители
стрельцов, казаков, крестьян "черных"
волостей (всего двое).
На этом Соборе
решался вопрос о выборе царя. Выдвигались
различные кандидатуры, в том
числе героя борьбы с интервентами
князя Пожарского. Победила та группировка
феодалов, которая выдвинула 16-летнего
Михаила Романова. Бояре хотели управлять
сами, а потому выбрали царя-марионетку.
Так было положено начало династии Романовых.
Все земские
соборы можно условно разделить
на четыре основные группы: 1) соборы, которые
созывал царь по своей инициативе;
2) соборы, которые созывал царь, но
по инициативе сословий; 3) соборы, созванные
сословиями или по их инициативе в отсутствие
царя либо направленные против него; 4)
соборы, избирающие на царство.
Первая группа
соборов была преобладающей. Ко второй
группе относится, например, Собор 1648 г.,
который царь был вынужден созвать по
требованию сословий. К третьей группе
следует отнести соборы, которые действовали
против царя (у власти в то время, в 1611 -
1613 гг., находился польский королевич).
Соборы решали вопросы об избрании царей,
начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного
и кончая избранием на царство Петра и
Ивана Алексеевичей.
В исторической
литературе высказывалось мнение, что
земские соборы были совещательными
органами при царе. В действительности
же они являлись высшими органами
государственной власти.
В середине XVI в.
завершился переход от дворцово-вотчинной
к приказной системе
В период становления
приказной системы ведущая роль
принадлежала военно-административным
приказам. В это время произошла реорганизация
армии. Основу ее составляли дворянская
конница и стрельцы, появившиеся в результате
реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость
в стрелецком войске возникла в связи
с развитием и совершенствованием огнестрельного
оружия. Для управления стрельцами был
создан специальный приказ.
Формированию
новой организации Русского государства
сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы,
которые привыкли являться в походы
со своими полками и занимали места
в сражениях по своему выбору. Царское
законодательство распространило принцип
обязательной военной службы на все разряды
феодалов. Всем помещикам и вотчинникам
предписывалось являться в поход с оружием
и со своими людьми. В отличие от Западной
Европы, где военные силы формировались
из вербованных или нанятых войск, армия
России состояла из собственных подданных.
К лицам, обязанным нести службу, относились
"служилые люди по отечеству" (князья,
бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые
люди по прибору" (стрельцы, городовые
казаки, пушкари и др.) <*>.