Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.
Проценты
различались месячные, третные и
годовые. Самый высокий
"Месячный рост при краткосрочном займе брать заимодавцу по уговору; если же долг не будет уплачен в течение целого года, то считать рост с него на две трети (50%), а месячный отвергнуть".
Договор мены.
В Киевском феодальном
В ст. 37 "Пространной
Правды" говорилось об одном
из возможных случаев, когда
краденое было куплено кем-
Статья 118 указывала,
что "если кто купил чужого
холопа, не зная того, настоящему
господину взять своего холопа,
а покупщику возвратить деньги
под присягой, что он купил
холопа по незнанию. Если же
окажется, что он купил заведомо
чужого холопа, то он терял свои деньги.
Упоминалась должность пятенщика, который
ставил пятно на покупаемую лошадь и взимал
"пятенный сбор", а мытник свидетельствовал
факт совершения купли-продажи.
История государства и права России
И.А. Исаев
Государственный
строй России на этапе
сословно-представительной
монархии (середина XVI
– середина XVII в.)
Глава 15. Государственный
строй сословно-
С 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству.
В своей
деятельности он опирался на
Боярскую думу постоянно
Особое место
в системе государственных
Духовная
и светская аристократия
Земские соборы
решали основные вопросы
Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.
Деятельность
земских и губных изб
2. Органы власти
и управления сословно-
По форме правления
Русское государство середины XVI
-- середины XVII вв. являлось сословно-представительной
монархией. Сословно-представительной
называется централизованная феодальная
монархия, в которой относительно
сильный монарх, осуществляя власть,
вынужден привлекать для решения важнейших
вопросов в качестве совещательного органа
собрание представителей господствующих
сословий [Прил. 1]. В России функции сословно-представительного
органа выполняли земские соборы. Сословно-представительная
монархия в России ведет свое начало от
созыва первого Земского собора в 1549 г.,
когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной
частью боярства за укрепление централизованной
власти, вынужден был опереться на растущее
и крепнущее поместное дворянство и верхушку
городского населения, призвав их к участию
в специально для этого созданном государственном
органе. Иными словами, сословно-представительная
монархия была порождена соотношением
классовых сил в стране, сложившимся к
середине XVI в. и отражавшим выход на политическую
арену двух новых социальных сил -- дворянства
и горожан, а также вытеснением боярской
знати из органов управления, усилением
царской власти и превращением царизма
в относительно самостоятельную политическую
силу Носов Н. Е. Указ. работа. С. 15; Гальперин
Г. Б. Форма правления Русского централизованного
государства XV--XVI
веков. Л., 1964. С. 59..
2.1 Царская власть
Довольно тяжело
охарактеризовать власть царя за всё
время существования сословно-
Переход к сословно
- представительной монархии ознаменовался
принятием великим князем московским
царского титула. 16 января 1547 года Иван
IV официально «венчался» на царство. Из
рук московского митрополита Макария
он принял шапку Мономаха и другие регалии
царской власти. Черепнин Л.В. Земские
соборы Русского государства в XVI-XVII вв.
М., 1978.с.387. Отныне «государь всея Руси»
стал именоваться не только великим князем,
но и царем. В специальном «чине венчания»,
составленном Макарием, подчеркивалось
божественное происхождение власти московского
царя. Тем самым авторитет «царя и великого
князя всея Руси возводился на небывалую
высоту. Венчание на царство не только
содействовало укреплению власти самодержавца
и означало его политическую независимость,
но также способствовало росту международного
престижа Русского государства.
В венчании Ивана
IV на царство был и другой смысл.
Царскую корону он получал из рук
главы церкви, что подчеркивало особое
положение церкви в государстве. Укрепляя
власть царя, церковь преследовала и собственные
интересы.
Царь и его
окружение приступили к осуществлению
реформ, направленных на укрепление государства
и его главной опоры - дворянства.
На первом Земском соборе (собрание сословных
представителей - бояр, столичного дворянства,
духовенства) - в 1549 году («Собор примирения»)
царь обвинил бояр в злоупотреблении за
годы его малолетства и объявил о подготовке
реформ государственного управления.
Созывы Соборов свидетельствовали о складывании
в России сословно-представительной монархии,
опиравшейся на дворянские и торговые
слои населения и противопоставивший
Боярской Думе более широкий сословный
орган.
Иван IV сам принимал
решения о войне и мире, о походах
и строительстве крепостей, продолжал
оставаться последней инстанцией в поземельных
спорах, много внимания уделил местническим
спорам. Шмидт С.О. Российское государство
в середине XVI столетия. М., 1984. с. 100-101 Большое
значение Иван IV придавал внешнеполитическим
делам. Он сам принимал иностранных послов,
гонцов, выслушивал чтение посольских
документов, интересовался организацией
приема послов, сам произносил речи. Распоряжения
Иван IV отдавал через Боярскую думу и следил
за точностью их исполнения. Решения царя
носили безаппеляционный характер. Иван
IV отстаивал принцип безграничности царской
власти и был против коллегиальных методов
управления.
С помощью Избранной
рады Иван IV произвел судебную, военную
и земскую реформы, имевшие важное
значение для укрепления центральной
власти и ослабления княжеско-боярской
знати. В 1550 году был издан новый «Судебник»,
ограничивший судебные функции наместников.
К отправлению правосудия привлекались
представители зажиточной части местного
посадского населения и черносошных крестьян.
Дела дворян изымались из судов наместников.
Вводилась смертная казнь за разбой, к
которому причислялись и антифеодальные
выступления. «Судебник» был дополнен
статьями, предусматривающими ответственность
за судебные злоупотребления и взяточничество.
В 1550-1556 годах
были проведены реформы в армии,
направленные на организацию единых
боеспособных вооружённых сил и
ослабление командных позиций боярства
за счёт усиления в армии роли дворянского
сословия.
Реформы государственного
управления пятидесятых годов значительно
подорвали политическую власть боярства
и способствовали укреплению царской
власти и центрального аппарата.
Однако боярство,
имея огромные вотчины, сохранило за
собой экономическую
Иван Грозный
последовательно проводил
Политическое
значение опричнины состояло в том.
Что путем террора в отношении княжеско-боярской
феодальной аристократии Иван IV предпринял
попытку государственного переворота
с целью установления абсолютной монархии.
Царю мешала, прежде всего, Боярская дума,
он хотел избавиться от её опеки и стать
неограниченным монархом.
Использовав обстановку
обострения классовой борьбы в стране
и антибоярские настроения в народе,
Иван IV добился права судить и
казнить бояр без получения согласия
на то со стороны Боярской думы. Последней
пришлось принять эти условия, поскольку
бояре боялись роста народного движения.
После введения
опричнины государственный