Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

Работа содержит 1 файл

контрольная рабрта ИОГИП - копия.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

 Проценты  различались месячные, третные и  годовые. Самый высокий процент  - месячный, а самый низкий - годовой. В ст. 51 определялся размер долговых процентов при долгосрочном и краткосрочном займах.

"Месячный  рост при краткосрочном займе  брать заимодавцу по уговору;  если же долг не будет уплачен  в течение целого года, то считать  рост с него на две трети (50%), а месячный отвергнуть".

 Договор мены. В Киевском феодальном государстве  он, безусловно, существовал, но ни  в "Русской Правде", ни в  других источниках о нем ничего  не говорится, поэтому нет возможности  установить лиц, участвующих в  договоре. Договор купли - продажи "Русская Правда" упоминает несколько раз. Предметом купли-продажи могли быть холопы, одежда, кони, скотина и др. Закон не обусловливал обязательное наличие письменной формы договора, но зато требовал иметь свидетелей при купле-продаже для предотвращения невыгодных последствий, связанных с покупкой краденых вещей.

 В ст. 37 "Пространной  Правды" говорилось об одном  из возможных случаев, когда  краденое было куплено кем-либо  на торгу, причем продавец его  не был найден ("аще начнеть не знати, у кого купил").

 Статья 118 указывала,  что "если кто купил чужого  холопа, не зная того, настоящему  господину взять своего холопа, а покупщику возвратить деньги  под присягой, что он купил  холопа по незнанию. Если же  окажется, что он купил заведомо чужого холопа, то он терял свои деньги. Упоминалась должность пятенщика, который ставил пятно на покупаемую лошадь и взимал "пятенный сбор", а мытник свидетельствовал факт совершения купли-продажи. 

История государства  и права России

 И.А. Исаев 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный строй России на этапе  сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.) 

Глава 15. Государственный  строй сословно-представительной монархии 

 С 1547 г.  при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству.

 В своей  деятельности он опирался на  Боярскую думу постоянно действовавшую  при царе. В 1549 г. в ее составе  была учреждена "Избранная дума" ("Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

 Особое место  в системе государственных органов  занимали Земские соборы, проводившиеся  с середины ХVIв. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

 Духовная  и светская аристократия представляла  элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями обменяется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

 Земские соборы  решали основные вопросы внешней  и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

 Сословно-представительными  органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные  избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

 Деятельность  земских и губных изб контролировалась  различными отраслевыми приказами,  число которых возрастало (наряду  с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали). В XVII в. происходит реорганизации местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

2. Органы власти  и управления сословно-представительной  монархии 

По форме правления  Русское государство середины XVI -- середины XVII вв. являлось сословно-представительной монархией. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий [Прил. 1]. В России функции сословно-представительного органа выполняли земские соборы. Сословно-представительная монархия в России ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее и крепнущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Иными словами, сословно-представительная монархия была порождена соотношением классовых сил в стране, сложившимся к середине XVI в. и отражавшим выход на политическую арену двух новых социальных сил -- дворянства и горожан, а также вытеснением боярской знати из органов управления, усилением царской власти и превращением царизма в относительно самостоятельную политическую силу Носов Н. Е. Указ. работа. С. 15; Гальперин Г. Б. Форма правления Русского централизованного 

государства XV--XVI веков. Л., 1964. С. 59.. 

2.1 Царская власть 

Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё  время существования сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических ситуаций. 

Переход к сословно - представительной монархии ознаменовался  принятием великим князем московским царского титула. 16 января 1547 года Иван IV официально «венчался» на царство. Из рук московского митрополита Макария он принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.с.387. Отныне «государь всея Руси» стал именоваться не только великим князем, но и царем. В специальном «чине венчания», составленном Макарием, подчеркивалось божественное происхождение власти московского царя. Тем самым авторитет «царя и великого князя всея Руси возводился на небывалую высоту. Венчание на царство не только содействовало укреплению власти самодержавца и означало его политическую независимость, но также способствовало росту международного престижа Русского государства. 

В венчании Ивана IV на царство был и другой смысл. Царскую корону он получал из рук  главы церкви, что подчеркивало особое положение церкви в государстве. Укрепляя власть царя, церковь преследовала и собственные интересы. 

Царь и его  окружение приступили к осуществлению  реформ, направленных на укрепление государства  и его главной опоры - дворянства. На первом Земском соборе (собрание сословных представителей - бояр, столичного дворянства, духовенства) - в 1549 году («Собор примирения») царь обвинил бояр в злоупотреблении за годы его малолетства и объявил о подготовке реформ государственного управления. Созывы Соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения и противопоставивший Боярской Думе более широкий сословный орган. 

Иван IV сам принимал решения о войне и мире, о походах и строительстве крепостей, продолжал оставаться последней инстанцией в поземельных спорах, много внимания уделил местническим спорам. Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. с. 100-101 Большое значение Иван IV придавал внешнеполитическим делам. Он сам принимал иностранных послов, гонцов, выслушивал чтение посольских документов, интересовался организацией приема послов, сам произносил речи. Распоряжения Иван IV отдавал через Боярскую думу и следил за точностью их исполнения. Решения царя носили безаппеляционный характер. Иван IV отстаивал принцип безграничности царской власти и был против коллегиальных методов управления. 

С помощью Избранной  рады Иван IV произвел судебную, военную  и земскую реформы, имевшие важное значение для укрепления центральной власти и ослабления княжеско-боярской знати. В 1550 году был издан новый «Судебник», ограничивший судебные функции наместников. К отправлению правосудия привлекались представители зажиточной части местного посадского населения и черносошных крестьян. Дела дворян изымались из судов наместников. Вводилась смертная казнь за разбой, к которому причислялись и антифеодальные выступления. «Судебник» был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за судебные злоупотребления и взяточничество. 

В 1550-1556 годах  были проведены реформы в армии, направленные на организацию единых боеспособных вооружённых сил и  ослабление командных позиций боярства за счёт усиления в армии роли дворянского  сословия. 

Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской власти и центрального аппарата. 

Однако боярство, имея огромные вотчины, сохранило за собой экономическую независимость. Подрыв политического могущества бояре рассматривали как ущемление своих законных прав, а в возвышении дворянства видели угрозу для своего привилегированного положения. Всё это вызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти. После боярского заговора 1553 г. внутренняя политика Ивана IV была направлена против боярской аристократии, враждебно встретившей все нововведения в государственном устройстве. 

 Иван Грозный  последовательно проводил политику  подавления боярского сопротивления.  Он выдвинул задачу подрыва экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цель преследовало введение опричнины (1565). Царь «...в гневе своем разделил единый народ на две части»: «земщину» и «опричнину» См.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.. Земщина была оставлена в управлении старых государственных учреждений -- Боярской думы и приказов, деятельность которых находилась под постоянным наблюдением опричников и самого царя. Обширная территория, вошедшая в опричнину, поступала в распоряжение царя. В опричнину были включены области с наиболее развитым старым удельно-княжеским и боярским землевладением и развитыми городами (часть Москвы, города с уездами Можайска, Вязьмы, Козельска, Ростова, Ярославля, Костромы, Вологды, Старицы, Дмитрова, торговая часть Новгорода и др.). Княжеские и боярские вотчины там были конфискованы, а владельцы их выселены в другие уезды, преимущественно на поместном праве. Если же они оказывали сопротивление царской администрации или даже хотя бы только подозревались во враждебности царю, то физически уничтожались. Значительная часть реакционной княжеско-боярской знати была истреблена. 

Политическое  значение опричнины состояло в том. Что путем террора в отношении княжеско-боярской феодальной аристократии Иван IV предпринял попытку государственного переворота с целью установления абсолютной монархии. Царю мешала, прежде всего, Боярская дума, он хотел избавиться от её опеки и стать неограниченным монархом. 

Использовав обстановку обострения классовой борьбы в стране и антибоярские настроения в народе, Иван IV добился права судить и  казнить бояр без получения согласия на то со стороны Боярской думы. Последней  пришлось принять эти условия, поскольку  бояре боялись роста народного движения. 

После введения опричнины государственный строй  временно претерпел некоторые изменения. Образовались две системы власти и управления. В земщине все  оставалось по-прежнему - там функционировала  Боярская дума - высший орган государственной власти, деливший власть с царем. В опричнине фактически неограниченная власть принадлежала царю. Там была особая система государственных органов: опричная дума, специальные опричные приказы, опричное войско, опричная казна. Опричная дума контролировала Боярскую думу, ограничивая существенно её права. 

Информация о работе Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)