Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.
------------------------------
<*> См.: Развитие
русского права в XV - первой
половине XVII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца.
М., 1986. С. 10 - 11.
Личным составом
боярской и дворянской конницы ведал
Разрядный приказ, который фиксировал
все случаи назначения на службу, перемещения
в должностях. Назначения на должности
осуществлялись в соответствии с принципом
местничества - по родовитости, знатности.
Поместными земельными
владениями служилых дворян ведал Поместный
приказ, который следил за тем, чтобы дворяне
обеспечивались поместными землями за
военную службу в соответствии с установленными
нормами. Возник также Казачий приказ,
который ведал казачьими войсками.
Появились в
это время специальные
В период сословно-представительной
монархии зарождается центральный полицейский
орган. Вначале действовала комиссия Боярской
думы по разбойным делам, затем создается
Разбойный приказ. Он разрабатывал для
местных органов наказы по вопросам борьбы
с общеуголовными преступлениями, назначал
на местах соответствующих должностных
лиц.
Обслуживанием
личных потребностей царя и его семьи
ведали специальные дворцовые приказы.
К ним относились: приказ Большого
дворца (управлял дворцовыми землями),
Конюшенный (ведал царской конюшней),
Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи),
Постельничий (ведал царской спальней)
и др. Должности руководителей этих приказов
считались особо почетными и важными,
в соответствии с принципом местничества
их могли занимать наиболее родовитые
феодалы.
Дворяне и дети
боярские при Иване IV получили определенные
привилегии - могли обращаться к суду самого
царя. В связи с этим образовался специальный
Челобитный приказ.
В конце XVII в. создается
система судебных приказов (Московский,
Владимирский, Дмитровский, Казанский
и др.), которые выполняли функции высших
судебных органов. В дальнейшем эти приказы,
а также Челобитный слились в единый Судный
приказ.
В деятельности
Российского государства
Основные обязанности
Посольского приказа состояли в
том, чтобы вести переговоры с
представителями иностранных
Во второй половине
XVI в. создается специальное
Переход к сословно-представительной
монархии привел и к существенному изменению
местного управления. Система кормления
была заменена новой, основанной на принципе
самоуправления. В середине XVI в. вместо
наместников-кормленщиков были введены
губные органы. Они выбирались из среды
определенных слоев населения. Дворяне
и дети боярские выбирали главу губного
органа - губного старосту, которого утверждал
в должности Разбойный приказ.
Аппарат губного
старосты состоял из целовальников,
избиравшихся посадскими и верхушкой
чернотяглого крестьянства. Целовальники
- выборные должностные лица, которые назывались
так потому, что они целовали крест с присягой
верно служить на этой должности.
Губные органы
как сословно-представительные учреждения
могли успешно функционировать
при условии коренной реорганизации
системы феодальных иммунитетов. Стоглавый
собор 1551 г. принял решение о прекращении
выдачи тарханов - грамот, которые предоставляли
феодалам особые права и привилегии (право
суда, освобождение от ряда повинностей
и др.). Феодальные иммунитеты приводили
к тому, что светский или церковный феодал
мог устанавливать на определенной территории
порядки по своему усмотрению, получал
право не соблюдать некоторые общегосударственные
правовые нормы. Теперь это исключалось.
Наряду с губными
создавались земские органы самоуправления,
вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым
собором 1551 г., одобрившим предложение
царя о повсеместном введении в стране
выборных старост, целовальников, сотских
и пятидесятских. Реализация этого решения
началась на черносошном Севере.
Первым шагом
в этом направлении было принятие
при Иване IV Мало-Пинежской земской
уставной грамоты, в которой предусматривалась
замена суда кормленщиков судом выборных
старост. По просьбе черносошных
крестьян и посадских людей ряд
мест черносошного Севера переводился
на откуп, который выражался в определенных
денежных суммах, выплачиваемых земскими
органами феодальному государству. Местное
население как бы выкупало у государства
право избавляться от кормленщиков и решать
свои местные вопросы самостоятельно.
Аналогичные грамоты стали выдаваться
многим местам северного Поморья. Позднее
царь дал указание об отмене кормлений
по всей земле и введении земского самоуправления.
Были определены конкретные сроки передачи
кормлений на откуп.
К ведению земских
органов относились прежде всего сбор
податей и суд по гражданским и мелким
уголовным делам. Более крупные дела рассматривались
губными органами. Земские старосты и
другие должностные лица свои обязанности
по рассмотрению гражданских и уголовных
дел выполняли без взимания пошлин с населения.
Тем самым отменялся прежний порядок,
при котором наместники-кормленщики взимали
многочисленные пошлины в свой карман.
Крестьянская
война под предводительством
Болотникова и годы иностранной
интервенции убедили царя в том,
что на губные и земские органы нельзя
полностью полагаться. Поэтому дополнительно
к ним были учреждены воеводы, которые
назначались Разрядным приказом из числа
бояр и дворян, утверждались царем и Боярской
думой. В больших городах назначались
несколько воевод, но один из них считался
главным. В отличие от кормленщиков, воеводы
получали государево жалованье и не могли
обирать местное население.
Одна из главных
задач воевод состояла в обеспечении
финансового контроля. Они производили
учет количества земли и доходности
земельных участков всех хозяйств.
Сборы государственных налогов
непосредственно проводили
Важной государственной
функцией воевод был набор на военную
службу служилых людей из дворян и
детей боярских. Воевода составлял
на них списки, вел учет, проводил
военные смотры, проверял готовность
к службе. По требованиям Разрядного
приказа воевода направлял военнослужащих
на места службы. Он ведал также стрельцами
и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе
имелась специальная приказная
изба, которую возглавлял дьяк. В
ней велись все дела по управлению
городом и уездом. В процессе деятельности
воевод им все в большей степени подчинялись
губные и земские органы, особенно по военным
и полицейским вопросам.
Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятельности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники доходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произвол воевод в Сибири.