Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

Работа содержит 1 файл

контрольная рабрта ИОГИП - копия.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Боярская дума была высшей судебной инстанцией в  государстве. Она рассматривала  политические и местнические дела, преступления по должности и являлась высшей апелляционной инстанцией. Решения  Думы, утвержденные царем, имели силу закона и служили прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел. 

Таким образом, Боярская дума принимала участие  в решения всех вопросов внешней  и внутренней политики Московского  государства, была одновременно и законодательным  органом, и органом управления, и судебным органом. Особое значение она приобретала в периоды междуцарствования, когда становилась единственным постоянным органом власти, законодательствовала, управляла, назначала на высшие административные должности и сносилась от имени государства с другими странами. 

На протяжении большей части своего существования  Боярская дума играла значительную роль в государстве. Не обладая твердо определенной, отдельной от царской  власти компетенцией, она совместно  с царем или по его уполномочению решала все важнейшие государственные вопросы и осуществляла функции верховного управления. Дума была необходима царю, так как в нее входили наиболее влиятельные представители класса феодалов, она являлась его коллегиальным советником и помощником в управления государством. 

Но с усилением  своей власти, великие князья и  цари XVI века стремились ослабить роль и значение боярской аристократии. Уже с середины XVI века из Боярской думы выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы. Однако законодательную силу решения «ближней думы» приобретали после одобрения их в Боярской думе. 

В 1547-1560 гг. при  Иване IV существовал неофициальный  совет -- Избранная рада. Она была создана царем с целью ограничить Боярскую думу. В состав Избранной  рады входили представители различных  слоев господствующего класса, Князья А. Курбский и М. Воротынский представляли княжеско-боярскую аристократию; московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр -- духовенство; А. Адашев -- дворянство; дьяк Посольского приказа И. Висковатый -- придворную администрацию. Главным лицом в Избранной раде с 1549 г. был Алексеи Адашев. Обладавший широким политическим кругозором, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований. С 1550 г. Избранная рада объединяет в своем ведении две важнейшие отрасли управления -- финансы и внешнюю политику, решает местнические споры. С помощью этой «Избранной рады», Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления. 

Однако компромиссный  характер политики Избранной рады скорее перестал удовлетворять дворян, заинтересованных в более решительной борьбе с экономическими и политическими привилегиями крупных феодалов. Возникли разногласия Избранной рады с царем по вопросам внешней политики. Кроме того, она не способствовала усилению центральной власти в государстве. Все это привело к тому, что в 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование. 

После смерти Ивана IV, особенно в отдельные периоды  иностранной интервенции и крестьянской войны, значение Боярской думы возрастает. В договорах, заключенных с польскими  интервентами 4 февраля и 17 августа 1610 г., бояре пытались подчеркнуть это. 

После свержения  Шуйского в 1610 г. к власти пришла Боярская дума, однако все управление государством фактически осуществляла группировка  из семи наиболее влиятельных ее членов (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и др.). Это боярское правление современники называли «семибоярщиной». 

Несмотря на возросшее к началу XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило  своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов. 

По мере усиления царской власти, зарождения абсолютизма  политическое значение Боярской думы уменьшалось. Вместо употреблявшейся ранее формулировки совместных решений царя и Боярской думы («царь указал, а бояре приговорили») со второй половины XVII в. чаще стала употребляться другая, подчеркивавшая возросшую власть царя: «по указу великого государя бояре приговорили». Возрастало количество именных указов. При Алексее Михайловиче из 618 указов и грамот именных было принято 588. К концу XVII в. политическая роль Боярской думы окончательно упала. Дума как сословно-представительный орган стала отмирать. 

2.3 Земские соборы 

С появлением новых  слоёв в среде господствующего  класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение  земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто  и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Земские соборы XVI--XVII вв. были общегосударственными органами, решали общегосударственные вопросы, которые требовали согласованного решения сословных представителей. 

Появление земских  соборов означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия. 

Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада. 

Первым земским  собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два  дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление  бояр, наконец, состоялось заседание  Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Как свидетельствует летопись, в состав первого земского собора входили: митрополит Макарий, Освященный собор, бояре, окольничие, дворецкие и др. Собор проходил в «царских палатах», работал два дня. На нем выступил с речью Иван IV, в которой обвинял бояр во всех «непорядках» имевших место в годы его малолетства. На Соборе рассматривались вопросы о новом Судебнике, о наместничьем суде, «чтобы суд был праведен». Собор 1549 г. положил начало проведению земской реформы. 

После собора 1549 года, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола, положил начало и земской реформе, отражённой в статьях 68-70, 72, 73 Судебника 1550 года. 

Таким образом, Земский собор 1549 г. провозгласил начало реформ в центральном аппарате и  на местах, которые проводились в  интересах средних и мелких феодалов -- основной опоры Русского государства. Судебник 1550 г., утвержденный Собором, явился первым законодательным актом складывавшейся сословно-представительской монархии. 

В состав земских  соборов входили все члены  Боярской думы -- бояре и дьяки, представители  высшего духовенства (Освященный собор) и выборные от дворян и посадских людей. Таким образом, собор состоял как бы из трех частей: Боярской думы, Освященного собора, выборных от дворянства и верхов посада. На первых земских соборах выборных еще не было, но уже к концу XVI в. соборная практика знала выборных от разных регионов страны. На Земском соборе 1566 г. из 379 присутствовавших было 32 представителя духовенства (три архиепископа, шесть епископов, семь архимандритов, семь игуменов и др.), 29 думных чинов (Шесть бояр, три окольничих, три казначея, шесть дьяков и др.), 206 дворян и детей боярских, 75 представителей торговых людей, 33 дьяка и других приказных человека160. На Соборе 1566 г. было уже широко представлено «третье сословие» -- посадское население, что объяснялось ростом удельного веса городов и политическим ростом посадской верхушки. Впервые верхи посада участвовали в деятельности Собора 1564--1565 гг. Представители чернотяглых крестьян в небольшом количестве присутствовали на Земском соборе 1613 г., в состав которого вошли: Освященный собор, бояре, дворяне, приказные люди, гости, дети боярские, все чины «града Москвы и всея Российская земля», все православные крестьяне. 

Таким образом, земские соборы не были представительными  органами всех сословий, а носили узкоклассовый  характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству. 

Созывали земский  собор царь или Боярская дума либо патриарх. Иногда инициатива исходила от предшествующего собора. Соборы созывались по мере надобности и после  решения вопроса распускались. Состав их участников зависел от причин созыва собора и содержания его деятельности. Число выборных постоянно колебалось. Так, в 1566 г. на Соборе присутствовало 379 выборщиков, в 1598 г.--457, в 1648 г. -- 315. Соборы открывались традиционным молебном, в иных случаях, может быть, и крестным ходом. Продолжительность работы соборов была различной -- от нескольких дней до нескольких недель, месяцев. В 1551году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым. 

Стоглавый собор  действовал несколько месяцев, в  то время как собор 1549 года заседал  два дня, а соборные совещания 1566 года продолжались пять дней. Собор 1551 года выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя. 

Созыв земского собора юридически был необязателен для царя, но в отдельные периоды  он был необходим. В условиях больших внутренних перемен, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки влиятельных социальных групп, прежде всего дворянства и посадской верхушки, оно созывало собор. Примером такого созыва является Собор 1566 г., когда ввиду сложности внутренней и внешней политики царь созвал земский собор. 

Открывали земский  собор царь, или патриарх, или  временное правительство. Заседание  начиналось чтением речи, которую  произносил царь (1550 г.) или читал  патриарх (1598 г.), или говорил думный дьяк (1642 г.). В речи формулировались причины созыва собора и ставились вопросы, подлежавшие разрешению. Речь слушалась всеми чинами, затем происходили совещания выборных раздельно в Боярской думе, Освященном соборе, в собрании дворян, стрельцов, горожан. Городовые дворяне и посадские делились, кроме того, еще на «статьи». Каждая часть собора и каждая «статья» решала вопрос отдельно и формулировала решение, в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании и являлись материалом, выводы из которого делались царем или Боярской думой. 

Правительство пыталось регламентировать порядок  организации и деятельности земских  соборов. Оно рассылало на места  воеводам призывные грамоты, в которых  указывало, по какому поводу собираются в Москву выборные, и количество депутатов от данной местности. Избирательным округом признавался город с уездом. Количество уездов, посылавших представителей на собор, было различно: в 1613 г. -- 39, в 1648 г. -- 119. 

Количество выборных для каждого земского собора было различным. Правительство требовало от воевод строгого соблюдения норм представительства. Выборные выбирались от каждого сословия. Нарушение принципа сословного представительства осуждалось правительством. 

После проведения выборов составляли протокол, подписывавшийся  всеми, кто принимал в них участие. Протоколы отсылались в Москву в Посольский или Разрядный приказ. Выборные не имели права уезжать из Москвы до окончания работы собора. За свою соборную службу выборные получали жалованье, однако оно выплачивалось правительством неаккуратно. 

Сохранилась масса  челобитных от выборных о неполучении  ими жалованья. За свою работу на земском  соборе выборные получали награды. Для  дворян награда выражалась в повышении  по службе, назначении на выгодные должности, получении придач к денежному и поместному окладу, для посадских людей -- в целом ряде экономических льгот. 

Информация о работе Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)