Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.
Приказ тайных
дел помещался во дворце, и царь
часто бывал в этом Приказе. Здесь
он имел свой стол с особым письменным
прибором, принимал участие в составлении
бумаг, требовал отчётов, слушал доклады,
рассматривал дела и т.п. Возглавлявшие
приказ тайные дьяки пользовались большим
влиянием в государственных делах. Приказ
был упразднён в 1676 году.
На протяжении
XVII века помещики и вотчинники продолжали
вести борьбу с духовными феодалами
за обладание землями и крестьянами. В
челобитных, подаваемых царю, дворяне
и дети боярские выступали против судебных
привилегий монастырей и подведомственных
им лиц. Стремясь к укреплению единовластия,
царь Алексей Михайлович встал на сторону
светских землевладельцев. По Уложению
1649 года был учреждён Монастырский приказ
- гражданское учреждение, во главе которого
стояли думный дворянин или окольничий
и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены
все монастыри и духовные лица, а также
их крепостные. Епархиальные власти подлежали
суду не только Монастырского приказа,
но и приказов вообще. Мелкие иски епархиальных
чиновников и крестьян подлежали суду
воевод.
В Уложении было
сделано исключение для патриарха
и его владений, где по-прежнему
суд производили патриарх и патриаршие
приказные люди. Однако на их приговор
разрешено было подавать апелляционные
жалобы царю и Боярской думе.
Монастырский
приказ имел широкие административные
функции: определял и отрешал
от места настоятелей, келарей, казначеев
монастырей, выбирал священников.
XVII век был
веком расцвета и падения
Важной особенностью
приказной системы управления является
крайняя пестрота и неопределённость
функций приказов. Почти каждый приказ
XVI-XVII веков выполнял не только функции
управления: в его ведении находились
также определённые территории (волости,
города, селения), налоги с которых поступали
на содержание приказа и выполнение его
задач, а население их судилось в приказе.
Этой сложностью
определения функций приказов объясняются
и трудности классификации
Во главе каждого
приказа стоял начальник - «судья»;
иногда возглавлявшее приказ лицо носило
специальное наименование (казначей,
печатник, дворецкий, оружничий и
т.п.). Судьи приказов в XVII веке назначались
из членов Боярской думы: бояр, окольничих,
думных дворян, думных дьяков. Шёл процесс
бюрократизации верхушки феодального
класса - думных чинов Если в 1613 году думные
чины возглавляли лишь 1/3 приказов, то
к 80-м годам 17 века - уже почти 4/5 приказов
(см.: Н.В. Устюгов. Эволюция приказного
строя Русского государства в 17 веке. В
сб. «Абсолютизм в России». М., 1964, стр. 167)..
Некоторые думные люди управляли сразу
несколькими приказами. Любимец царя Алексея
Михайловича боярин Б.И. Морозов был «судьёй»
пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны,
Новой четверти, Иноземного и Аптекарского.
С созданием
приказов в Русском государстве
появилось обширное бумажное делопроизводство.
В процессе практической деятельности
приказов сложились формуляры
Дьякам в приказах
подчинялись подьячие - канцелярские служители
из дворян и детей приказных людей.
Крупные приказы
подразделялись на столы, а столы - на
повытья. Столы возглавлялись дьяками,
повытья - старшими подьячими. Некоторые
приказы делились только на повытья.
Столы носили названия по роду деятельности;
по территориям; по подведомственным территориям
и фамилиям старших подьячих.
В определении
характера управления в приказах
среди историков не было единомыслия:
одни считали его коллегиальным,
другие - единоличным. В действительности
в приказах существовал особый, приказной
характер управления, заключавшийся в
том, что спорные дела судья рассматривал
вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный
характер, они рассматривали каждый в
отдельности. Характерной особенностью
приказного делопроизводства была крайняя
централизация управления: в приказах
разрешались не только важные, но и сравнительно
второстепенные дела.
Приказная система
с её централизацией и бюрократизмом,
бумажным делопроизводством и
3. Органы местного
управления
социальный экономический
политический развитие монархия
Серьезные изменения
в центральном
Наместники и
волостели не получали жалованья
за службу и существовали за счет взимания
в свою пользу части судебных и
иных пошлин, налогов и сборов, то
есть пользовались правом получения корма.
Они не были заинтересованы в борьбе с
«лихими людьми». Рост преступности был
для кормленщиков даже выгоден, так как
в случае поимки преступника они имели
от суда дополнительные доходы. Такая
система давала самые широкие возможности
для самоуправства и злоупотреблений
кормленщиков, что вызывало недовольство
местных феодалов и населения уездов и
городов. В связи с усилением классовой
борьбы и неспособностью существовавших
органов в лице наместнического управления
подавить движение народных масс правительство
вынуждено было в первой половине XVI в.
начать создание выборных органов на местах
-- губных и земских изб.
Образование органов
губного управления связано также
с жалобами дворян, посадского населения
и государственных крестьян на то, что
наместники не справляются с «лихими людьми».
Дворянство было особо заинтересовано
в создании такого государственного аппарата,
который защищал бы его классовые интересы,
вел решительную борьбу с разбоями, татьбой
и иными формами посягательства на их
собственность.
Губные органы
вводились в действие не общим
указом, а отдельными пожалованиями.
Сначала (конец 30 -- начало 40-х годов)
губная реформа затронула только
северные и северо-западные земли, затем
(конец 40 -- начало 50-х годов) губные органы
были введены на всей территории. Это объяснялось
как неравномерностью экономического
и политического развития разных областей
страны, так и классовой борьбой.
Органы губного
управления создавались на
Ограничение власти
кормленщиков - наместников и волостелей
- являлось составной частью мероприятий,
проводимых великокняжеской властью в
целях укрепления централизованного государства.
Эти мероприятия не только совпадали с
пожеланиями поместного дворянства, но
и находили поддержку и сочувствие черносошного
крестьянства. И те и другие были заинтересованы
в улучшении прежде всего деятельности
суда и того звена государственного управления,
в котором корыстолюбие кормленщиков
проявлялось особенно остро. По Белозерской
уставной грамоте наместник и его тиуны
судили вместе с сотскими и «добрыми»
людьми из населения. В судебнике 1497 г.
этот порядок был узаконен.
Военные нужды
и укрепление обороноспособности государства
во второй половине XV в. повысили значение
«городового дела», т. е. забот о
строительстве и укреплению городов.
Появляются особые должностные лица
местного управления - городовые приказчики,
оттеснившие наместников-кормленщиков
вначале от военно-административного,
а затем от ряда земельного, финансового
и даже судебного управления.
Основным назначением
городовых приказчиков было заведование
строительством и укреплением городов,
надзор за строительством мостов и дорог
(«мостовое и ямское дело»), производством
пороха, хранения боеприпасов, оружия,
продовольствия. Сбор народного ополчения
и т. п.
Назначаемые великим
князем из поместного служилого дворянства
городовые приказчики не зависели ни от
наместника, ни от Боярской думы, а подчинялись
непосредственно великому князю по ведомству
казначея, в заведовании которого находились
первоначально военно-административные
дела, и прежде всего учет и хранение всех
государственных запасов оружия и боеприпасов.
С образованием Разрядного приказа, они
по характеру своих функций, попали в его
ведение.
Со второй четверти
XVI в. функции городовых приказчиков
значительно расширились. Им был
поручен надзор за великокняжеским
земельным фондом в городах и уездах, за
описанием земель, раскладка и сбор ряда
общегосударственных денег, надзор за
косвенными налогами (таможенными и мытными
сборами), дано право ковать «в железо»
и сажать в тюрьму неплательщиков государственных
налогов.
Институт городовых
приказчиков был первым дворянским
органом местного управления Русского
централизованного государства.
Конец XV - первая
половина XVI в. ознаменовалась ломкой социально-экономических
отношений. Классовая борьба в этих
условиях приобрела остроту, разнообразилась
в формах: от участия в ересях и побегах
до индивидуальных террористических актов
и групповых выступлений «лихих людей».
Кормленщики не
были заинтересованы в борьбе с «лихими
людьми». Рост преступности был для
них даже выгоден, так как в случае поимки
они имели от суда лишние доходы.
Вначале правительство
пыталось усилить карательные меры
против «мелких» людей с помощью
введения в состав суда наместников,
выборных от населения. В 1539-1541 гг. правительство
по просьбе населения выдавало наместникам
так называемы губные грамоты, в которых
устанавливается порядок организации
и деятельности новых губных органов.
Первые губные
грамоты получило население Белоозерского
и Каргапольского уездов в октябре
1539 г. По этим грамотам преследование,
ловля и казнь «лихих людей» в каждом уголовно-полицейском
округе («губе») возлагались на выборные
губные органы.
Выдача губных
грамот продолжалась вплоть до завершения
губной реформы 1555--1556 гг. За это время
губные органы были созданы повсеместно.
В основе образования новых органов лежал
классовый принцип. Органом губного управления
являлась губная изба, во главе которой
стоял губной староста (выборная «голова»),
избиравшийся из детей боярских и Дворян
по волостям (три--четыре человека на волость).
Губными старостами могли быть только
те, «которые бы грамоте умели и которые
пригожи». Эта мысль прослеживается в
Соборном уложении 1649 г.: «...которые грамоте
не умеют и тех в губные старосты не выбирать»
(ст. 4 гл. XXI). Иными словами, губные старосты
избирались из той группы господствовавшего
класса, на которую в первую очередь опиралось
правительство в своей борьбе за укрепление
централизованного государства. Выбирать
в губные старосты предписывалось из жителей
того же го ряда. Выбранных старост запрещалось
смещать с должности. Срок службы старост
не был определен, и они служили бессрочно,
часто их служба продолжалась пожизненно.
Губной староста утверждался в должности
в Разбойном приказе в котором получал
соответствующий наказ на право решения
разбойных и воровских дел.
При губных старостах
находились десятские и «лучшие
люди» (Пять -- шесть человек) из крестьянской
и посадской верхушки. Позднее
«лучшие люди» были заменены целовальниками,
избиравшимися сначала