Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

Работа содержит 1 файл

контрольная рабрта ИОГИП - копия.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Приказ посылал  писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для составления различных  учётных документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых  и других книг. Здесь же выдавались акты на право владения землёй: жалованные, вводные, отказные грамоты. 

Поместный приказ рассматривал споры по земельным  делам служилых людей, собирал подати с земель, находившихся в его владениях. 

Возрастание в XVII веке роли и значения помещиков-дворян в армии и гражданском государственном аппарате (приказы и воеводы), увеличение размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и вотчинного землевладения делало Поместный приказ одним из важнейших приказов государства. 

В начале XVII века приказ провёл описание земель с целью восстановления нарушенных во время интервенции и крестьянской войны прав помещиков. Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, эти книги являлись документами, на основании которых производилось налоговое обложение. 

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-зависимых крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных сыщиков.В период подавления крестьянской войны под руководством Степана Разина приказ рассылал сыщиков на территории, подведомственные другим приказам. 

С середины XVII в. появилась новая, менее привилегированная  категория служилых людей, получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалованье. Это были стрельцы - пехотинцы, вооружённые огнестрельным оружием и проживавшие в особых городских слободах. С их появлением связано создание Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 года. 

В XVII веке возросло число стрельцов, которые принимали активное участие не только в охране границ государства и войнах, но использовались для караульной и полицейской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов несли караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцы проживали особыми слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию - стрелецкую избу. Возглавлявшие стрелецкие полки полковники были не только командирами, но и судьями для стрельцов. 

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна и часть казаков. 

После стрелецкого  мятежа 1697-1698 годов Пётр I приступил  к ликвидации стрелецких войск. Компетенция  стрелецкого приказа изменилась: он стал заниматься административно-хозяйственными делами, что и вызвало его преобразование в 1701 году в Приказ земских дел, наследовавший функции упразднённого ещё в ноябре 1699 года Земского приказа по полицейскому управлению Москвой.  

В конце XV века возникла Оружейная палата - арсенал Русского государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 года известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Для заведования Оружейной палатой был создан Оружейный приказ. Руководство изготовлением ручного, холодного и огнестрельного оружия, а также предохранительного снаряжения (брони, шлемы, панцири и др.) осуществлял известный с 1573 года Бронный приказ. 

Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую  войну привело к образованию  Пушкарского приказа (известен с 1577 года), который стал главным артиллерийским управлением. Приказ имел и некоторые военно-инженерные функции: строил укрепления на границах. 

Деятельность  Пушкарского приказа переплеталась  с приказом Каменных дел, или Каменным. Приказ Каменных дел был учреждён приблизительно в конце 1583 - начале 1584 года и заведовал «записными» каменщиками, кирпичниками и другими ремесленниками строительного дела, проживавшими отдельными слободами в городах. В его ведении находились каменоломни и кирпичные сараи. Приказ руководил постройкой укреплений. 

Службой и жалованием наиболее привилегированной части  казаков, находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613-1643 годах  Казачий приказ. 

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового («иноземного») строя. Приказ проводил пожалования иноземцев землями и крестьянами, осуществлял суд над иностранцами. Для разбирательства судебных дел в приказе существовали толмачи и переводчики. 

Появление полков нового строя вызвало учреждение и специальных приказов. Наиболее важным из них был Рейтарский приказ (1649-1701 года), который ведал рейтарскими  полками: их комплектованием, снабжением, обучением и судом. 

Возросшее в XVII веке производство вооружения осуществлялось предприятиями и мастерами, подведомственными Пушкарскому приказу, Оружейной палате и созданному в 1647 году Ствольному приказу. 

Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского государства и строительству городов руководил Приказ городового дела (1638-1644 года). 

Близким к военной  организации Русского государства  был Аптекарский приказ, основанный в конце XVI века. Первоначально он являлся придворным учреждением, обслуживавшем  царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц. В XVII веке приказ превратился в государственный центр медицинского дела. 

Значительную  группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем  и царского хозяйства. Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась потребность в создании специального аппарата дворцового управления. 

Один из самых  древних приказов Русского государства - Казённый приказ - был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казённом дворе относится к 1493 году (опальный князь Андрей Васильевич Большой сидел в «тюрьме на Казённом дворе»), но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само упоминание Казённый приказ впервые упоминается в 1512 году. 

Являясь главой Казённого приказа - важнейшего дворцового ведомства, сложившегося как общегосударственное  учреждение ранее многих других ведомств, казначей уже со второй половины XVI века осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казённом дворе находился и печатник - хранитель «большой государственной печати», прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего документам дипломатического характера).  

Ещё в первой половине XVI века в помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею и их делопроизводство велось на Казённом дворе, но с течением времени они обособляются на своих «дворах» или в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики. 

Гораздо меньшее  значение имели другие дворцовые  приказы, возникшие из соответствующих «путей». Уже с 1501 года встречается первое упоминание о Дворцовой избе, которая с 1572 года именуется приказом Большого дворца. Его возглавляли дворецкий и двое дьяков. Задача приказа заключалась в снабжении двора великого князя (царя) всем необходимым и пополнении его казны. Приказ заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами. 

В конце XV - начале XVI века сложился Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней и конюшенными  слободами. 

Упоминаются в XVI веке Ловчий и Сокольничий приказы; во главе их нередко стоял один боярин. Со второй половины XVI века известен Постельничий приказ, заведовавший великокняжеской (царской) спальней. 

Все лица, возглавлявшие  дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий, сокольничий, постельничий), были боярами. 

С образованием Русского централизованного государства  возросли и его международные  связи. Это повлекло за собой появление  должности посольского дьяка (1486 год). 

Все важнейшие  решения по вопросам внешней политики по-прежнему принимали царь, «поговоря с братьею и бояры», т.е. местом общего руководства внешней политикой была Боярская дума. Переговоры с послами вела специальная комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и послами. Он вёл дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский аппарат Казённого двора, где происходили заседания думской комиссии и посольского дьяка с послами. 

Впервые Посольская изба упоминается в 1549 году, впоследствии она именуется Посольским приказом. В 16 веке в нём находились подьячие, переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода). Во второй половине XVII в. этот приказ возглавляли опытные дипломаты дьяки И. М. Висковатый и братья А. Я. и В. Я Щелкаловы. 

В XVII веке аппарат  Посольского приказа значительно  вырос. В приказе появились структурные  части - повытья, возглавляемые старшими подьячими. Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, а два - с Азией. Кроме того, в составе приказа числились площадные подьячие, золотописцы (для росписи дипломатических грамот), переводчики, толмачи, приставы, сторожа. Посольский приказ имел несколько степеней: великие послы, лёгкие послы (посланники), гонцы, посланцы. 

Однако Посольский приказ оставался в основном исполнительным органом царя и Боярской думы, которым  принадлежало решающее слово во всех вопросах внешней политики. 

Во второй половине XVII в. окрестное население обязано было поставлять определённое количество лошадей, подвод, корма; оно же осуществляло и ямскую гоньбу. Каждым «ямом» заведовал ямщик, при котором был особый ямской двор. 

С образованием централизованного русского государства значение ямской службы возросло: по дорогам, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от «яма» к «яму» ехали к царскому двору иностранные послы. От Москвы по этим же дорогам пробирались великокняжеские и царские воеводы и чиновники. 

Ямские дьяки заведовали ямщиками и ямской службой, разрешали споры между ямщиками и населением, утверждали выборы ямщиков, посылали учреждать новые «ямы». 

В централизованном государстве ямская служба значительно  усложнилась. Население выбирало для  ямской службы особых ямских охотников, которые селились при ямских дворах слободами. 

Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они, как и некоторые  другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления, пользовались канцелярским аппаратом Казённого приказа. В 1550 году впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 года - Ямской приказ. 

В XVII веке Ямской приказ сохранил значение одного из важнейших  приказов государства. В его ведении  находилась ямская служба, управление ямскими землями, сбор денег на подмогу ямщиков, выписка подорожных и надзор за дорогами в государстве. 

Недовольство  широких масс усилением феодального  гнёта, возрастание значения в государстве  поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебно-полицейских  приказов: Разбойного, Земского, Холопьего и Судных. 

Со времени  введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 года возникла необходимость  постоянного центрального государственного учреждения, осуществлявшего руководство  губными органами и надзор за их деятельностью. В 1555 году была составлена Уставная книга Разбойного приказа. 

Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры  губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда. 

В XVII веке Разбойному приказу принадлежало общее руководство  полицейской расправой по разбойным, татиным и приводным делам. Во главе приказа стояла следственно-судебная коллегия из боярина (окольничего), дворянина (стольника) и двух дьяков. Приказ имел разветвлённую сеть местных органов - губных старост и губ, осуществлял надзор за содержанием тюрем во всём государстве. В чрезвычайных случаях приказ посылал надельщиков и сыщиков из центра. Приказ существовал до 1701 года. 

Информация о работе Государственный строй России на этапе сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII в.)