Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.
Более заметную
роль земские соборы начинают играть
с конца XVI -- начала XVII вв. когда имело
место ослабление царской власти
государство, испытывая большие
трудности, стремилось усилить значение
земского собора как органа, который должен
содействовать укреплению централизованной
власти.
Крупным политические
события в общественной жизни
страны был Земский собору 1566 г. --
первый собор, от которого сохранился
подлинный документ («грамота»). Он собрался
в трудное военное время, и Иван IV не мог
обойтись без помощи сословных учреждений.
Собор 1566 г. являл собой уже сложившееся
учреждение. На нем присутствовали представители
всех слоев населения, кроме крестьянства.
Вместе с тем на Соборе 1566 г. заметно явное
преобладание дворянства (51%), что свидетельствует
о его возросшей политической активности.
На «третье сословие» приходилось 20% состава,
оно представляло верхушку посадских
людей. Прослеживается и четкое разделение
на несколько групп сословного характера:
1) Освященный собор (он давал советы царю);
2) Боярская дума (она уже не давала советов,
а высказывала свои соображения: «ведает
бог, да государь наш»); 3) представители
дворянства и купечества. Перед Собором
1566 г. были поставлены вопросы, основным
из которых являлся вопрос о ливонских
городах. Участники Собора выразили готовность
служить царю и отстаивать города до самой
смерти. Остальные вопросы носили общий
характер и касались основного направления
русской внешней политики того времени.
Целью Земского
собора 1580 г. было обсуждение вопроса
о мире с Польшей. Таким образом,
на Соборах 1566 и 1580 гг. решались важнейшие
вопросы внешней политики. Земские
соборы 1584--1611г. проходили в обстановке
классовой борьбы и по своему характеру
были избирательными. Они избрали на престол
сына Ивана IV Федора (1584 г.). После смерти
царя Федора ввиду прекращавшейся старой
династии. Рюриковичей на престол был
избран Годунов (1598 г.).
Собор, собравшийся
в январе 1613 года, после изгнания польских
интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным
из всех земских соборов (700-800 человек).
Это был единственный Земский собор, на
котором присутствовали представители
стрельцов, казаков и даже черносошных
крестьян. На соборе развернулась борьба
различных группировок, предлагающих
кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого,
Д.М. Пожарского, И.В. Воротынского и даже
В. Шуйского. Победила группировка, поддерживавшая
кандидатуру Михаила Романова, сына «тушинского»
патриарха Филарета, связанного родственными
узами с династией Рюриковичей.
Земский собор 1613
г. имел огромное значение. Им открывается
новый период в деятельности соборов,
активно участвующих в решении
вопросов внутренней и внешней политики
государства.
В правление
Михаила Романова (особенно 1613--1622 гг.)
земский собор получил значение постоянного
представительного органа. В условиях
общей хозяйственной разрухи и тяжелого
финансового положения государства, обусловленных
социальными потрясениями и польско-шведской
войной, власть особенно нуждалась в поддержке
основных социальных группировок, прежде
все го дворянства и верхушки города. Соборы
того времени, многочисленные по составу,
были дворянскими по своему характеру
и привлекались к рассмотрению важнейших
государственных вопросов.
Земские соборы
заседали почти непрерывно: с 1613 года
по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах,
в 1620-1622 годах. На этих соборах основными
вопросами были: изыскание финансовых
средств для пополнения государственной
казны и внешнеполитические дела.
С 20-х годов XVII
века государственная власть несколько
окрепла, и земские соборы стали
собираться реже.
Одним из важнейших
земских соборов был собор, собравшийся
в условиях городских восстаний
летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные
от дворян с требованием усиления феодальной
зависимости крестьян (сыска их без урочных
лет); посадские в своих челобитных выражали
желание уничтожить белые (т.е. не обложенные
налогами и сборами) слободы, жаловались
на непорядки в управлении и в суде.
Специальная комиссия
Боярской думы во главе с боярином князем
Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного
Уложения» - кодекса законов самодержавной
монархии XVII века, в котором были учтены
пожелания помещиков и посадской верхушки.
Проект «Соборного
Уложения» обсуждался членами Земского
собора, созванного в сентябре 1648 года,
и был окончательно утверждён 29 января
1649 года. Соборное уложение 1649 года существенно
изменило правовое положение основных
слоев русского общества и отличалось
ярко выраженным крепостническим характером.
Расцвет соборной
деятельности приходится на первую половину
XVII в., затем земские соборы созывались
все реже. Ко второй половине XVII в. царская
власть укрепилась, на местах сложилась
развитая система воеводского
Поэтому монарх
больше не нуждался в постоянно действующем
органе. Последний Земский Земской
Собор состоялся в 1653 г. для решения
вопроса о воссоединении (Украины
с Россией). Все последующие соборы были
неполными по составу являлись фактически
совещаниями царя с представителями отдельных
сословий. В частности, в 1660 г. гости и московские
торговые люди были созваны на совещание
с участием Боярской думы для решения
финансовых проблем, в 1672 и 1667 гг. правительство
совещалось с гостями по вопросу об армянской
торговле шелком. В 1682 г. было созвано совещание
по вопросу об отмене местничества, по
финансовым делам.
Отмирание земских
соборов было обусловлено социально-
Утратили они значение и для дворянства, добившегося закрепощения крестьян и расширения своих прав на поместья. В новых условиях классовым интересам дворянства соответствовала новая форма политического господства-- абсолютная монархия.
2.4 Развитие системы
приказов
Создание централизованного
государства вызвало необходимость и
перестройки органов управления. Старую
примитивную систему управления с помощью
введенных и путных бояр, а также отдельных
учреждений приказного типа к середине
XVI в. заменила новая система центрального
управления - приказная. Система приказов
складывалась постепенно.
Осуществление
отдельных функций государства
в XV в. поручалось боярам, а также
неродовитым, но грамотным чиновникам
- дьякам. Постепенно эти нерегулярные
поручения («приказа»), получали постоянный
характер. Появились такие должности,
как казначей, печатник, разрядный и ямской
дьяки. Первоначально в XV в. эти должностные
лица осуществляли свои обязанности без
вспомогательного аппарата. Но с расширением
круга их задач (с начала XVI в.) им давались
«для письма» чиновники помельче - подьячие,
объединенные в особом помещении - канцелярии
- «избе», «дворе». Процесс образования
«изб», «дворов» - канцелярий растянулся
на несколько десятилетий (с конца XV в.
до середины XVI в.).
Каждая «изба»
или «двор» вместе с возглавлявшим
её должностным лицом представляла зародыш
будущего приказа. С середины XVI в. «избы»
- канцелярии превращаются в постоянно
действующие центральные государственные
учреждения - приказы. Это нашло выражение
и в расширении круга их задач, в появлении
чиновничье-бюрократической иерархии
и внутренней структуры, в складывании
определенных порядков деятельности и
форм делопроизводства. Таким образом,
приказная система прошла в своем развитии
ряд стадий: приказа как разового поручения,
приказа как постоянного поручения (типа
«пути»), приказа-«избы» (канцелярии) и,
наконец, приказа как государственного
органа с самостоятельными структурными
подразделениями.
Важнейшим звеном
аппарата централизованного государства
была армия, состоявшая из феодальных
ополчений князей и бояр, вассалов великого
князя московского, а также служилых людей
- дворян и детей боярских. Объединение
русских земель вокруг Москвы, борьба
Русского государства с татарами, турками,
Ливонским орденом, польскими и литовскими
феодалами требовали постоянное усиление
и усовершенствование вооруженных сил.
Ряд первых центральных
государственных учреждений Русского
государства имел военное значение.
К этой группе относились Разрядный
и Поместный приказы, а также
Оружейная палата. Во второй половине
XVI в. появились другие приказы этой группы:
Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел,
Оружейный, Бронный, Аптекарский.
Разрядный приказ
ведал личным составом армии русского
государства: заведовал её комплектованием,
учётом, денежными и поместными окладами.
На особых смотрах, проводимых приказом
для дворян и детей боярских, определялась
способность их к воинской службе. Каждого
нового служилого человека («новика»)
на смотре «верстали» на военную службу,
т.е. определяли размер его земельного
и денежного жалованья. Первоначально
существовало до 25 «статей» этого «верстания»;
к концу XVI века их число было сведено до
6. Для определения в «статью» учитывались
происхождение, опыт предыдущей службы
и т.д. «Верстание» по высшей статье давало
служилому человеку 350 четвертей земли
и 12 руб. жалованья в год, по самой низшей
- 100 четвертей земли и 5 руб. в год.
Служилые люди
обязаны были выходить на смотры и
войну «конны, людны и оружны»,
т.е. выставлять вооружённых слуг или
холопов, вначале «по силе», а
со временем издания Уложения о службе
1555 года «со ста четвертей добрые угожей
земли человек на коне и в доспесе в полном,
а в дальний поход о дву конь». Смотря по
службе приказ увеличивал или уменьшал
оклад служилых людей, повышал или понижал
их в чине. За неисправную службу или отсутствие
(«нетство») приказ мог не только понизить,
но и отобрать данные за службу «в оклад»
земли.
Этот приказ
тщательно вёл книги всем служилым
людям в государстве с
Разрядный приказ
давал распоряжения относительно похода
и содержания войска, заведовал постройкой
крепостей, пограничных городов, включая
их население и земли, а также ведал пограничной
службой.
Кроме военных
функций, разряд имел чисто административные
функции по делам личного состава
государственного аппарата. Он назначал
наместников и волостелей, воевод,
послов, судей приказов, осуществлял
суд над чиновниками, не оправдавшими
доверия, разбирал местнические дела.
Уже во второй половине 16 века Разрядный
приказ приобрёл значение важнейшего
приказа Русского государства. В конце
16 века ему были окончательно подчинены
сохранившиеся ещё от феодальной раздробленности
областные разряды (Новгородский, Смоленский,
Рязанский), которые приобрели в дальнейшем
характер военно-окружных управлений.
В XVII веке Разрядный
приказ имел довольно сложную структуру.
Приказ подразделялся на 5 территориальных
столов (Московский, Владимирский, Новгородский,
Севский, Белгородский) и столы специального
назначения: денежный и приказный.
Из территориальных
столов важнейшим считался Московский.
Он ведал комплектованием личного
состава приказов, воевод, укреплениями
пограничных линий, разбирал местнические
дела.
Все остальные
территориальные столы вели учёт
рядового состава армии в пределах
определённого военного округа («Разряда»).
Здесь велись списки состава служилых
- десятни, смотренные списки служилых
людей, акты приёма и передачи городов
воеводами (росписные списки). Белгородский
и Севский столы, кроме того, заведовали
пограничным военно-административным
управлением. Связь Разряда с другими
приказами осуществлял приказный стол.
С деятельностью
Разрядного приказа связан Поместный
приказ, возникновение которого было
также обусловлено ростом значения
служилого дворянства. Если Разрядный
приказ устанавливал поместный «оклад»
(земельное жалованье за службу),
то наделение («дача в оклад») осуществлял
Поместный приказ. До образования этого
приказа и то и другое производил Разрядный
приказ.
Поместный приказ
вырос из должности поместного дьяка,
упоминаемого ещё в конце 15 века.
Учреждение при этом дьяке сложилось
позднее и образование его было
связано, по-видимому, с поместной реформой
1555 года. В этом же году впервые упоминается
и поместная изба. В 1577 году впервые встречается
упоминание Поместного приказа.
Поместный приказ
заведовал государственными землями,
раздаваемыми в поместья. Всякий, кто
определялся на службу, подавал в Разрядный
приказ челобитную с просьбой выделить
ему земельное поместье. В Разряде наводили
о нем справки, а затем посылали в Поместный
приказ отписку или указ об отмежевании
ему определенного количества земли. Пожалования
официально проводилось от лица царя и
Боярской думы. Царская резолюция, записанная
думным дьяком, или списки на верстание
были основанием для выдачи жалованной
грамоты помещику и дальнейшего наделения
его землей. В приказе велись «даточные»
книги с обозначением размеров всех поместий.