Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы
представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функ-
ционирующей на основе естественных законов в общей системе
социального
порядка. Первейшей целью
физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось
рождением
прежде всего мужского
было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим
предкам и иметь возможность продолжать свой род" . Отсутствие
потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней
непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к
родителям.
Для заключения
брака необходимо было
Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и
скреплялся
частным соглашением,
только определенные
материальные потери но и
порядке старших
в семье. Традиционное
только соглашение между живыми но и умершими предками, крайне
заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило
выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не
только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и
пр) но и молебен в храме предков.
Если в
шаньско-иньском Китае
ственниками,
то впоследствии были
родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не
должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать
родственные
семьи. Скудность семейных
предопределила определенное исключение из этого жесткого правила -
при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы кн. I) .
В книге
V Ли цзы были закреплены
пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20
лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева
предков на
неблагодарного и
этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само
государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью,
по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки
мужчин и
женщин, достигших предельного
мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым
исполнилось 20 лет.
Одним из
основополагающих принципов
порядка был принцип "Один муж — одна жена", но действовал он
своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь
"второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены),
число которых определялось в зависимости от социального положения
мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к
браку и
определенные сроки ношения
также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и
межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность,
особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены
рабыню, наказывался
как вор. В китайском
от большинства
других восточных правовых
решался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой
уголовного наказания в случае "нарушения супружеского долга". Имелось
в виду, например,
причинение вреда путем
и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло
предъявляться не только супругами, но и - членами их семей. "Ли"
предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не
"оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови,
бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также
воровски
использовала семейное
Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать
против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена
должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной", ей нельзя
было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без
оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было
уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа
за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме
тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.
В древности
отец мог продавать детей,
пользовавшегося
рядом преимуществ перед
наказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына,
внука, невестки,
явившегося следствием
сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения
траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд
"семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения
траура. Наказывались
сыновья, внуки, пытавшиеся
отселиться
от большой семьи или
Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли
на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления.
Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на
старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.
Регулирование имущественных отношений
Нормы частного права не получили самостоятельного развития в
традиционном праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь
собственность" известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV — III вв. до
н.э.).
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в
Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.
Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие
участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы
превращения
землепользование не
коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею,
никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути
стояло всесильное
государство, сохранявшее
руководящую роль в хозяйственной жизни. "Азиатская" социально-
экономическая структура исключала правовые и политические гарантии,
которые могли
бы создать условия для
собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой
структуры
рост частной собственности
реформы,
восстанавливающие
Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в.
частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные
поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие
представителя общины являлось непременным условием при совершении
поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры
купли-продажи
земли могли женщины и
Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на
медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая
записывать
подобные сделки кровью
куплей-продажей
распространен был договор
на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также
договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых
регулировались обычным правом.
В целях
поощрения земледелия с
право каждого
занимать бесхозные или
определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за
обрабатывающими их.
В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной
мере отражали
требования защиты мелкого
Это особенно
ярко проявилось в I в. до
н.э в изменении
политики
в отношении лиц, попавших в
рабство за долги, и в
рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились
рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал
повсеместно.
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех
обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними
законами
не было предусмотрено
преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы,
продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также
женщины,
отданные в наложницы.
лицам, "силой
чинившим препятствия"
предписано применять наказания "в соответствии с законом о
насильственной продаже людей в рабство".
Судебный процесс.
В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае
очень рано
стали вводиться элементы
временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в
древности поручалось особому чиновнику (линьши).
Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или
окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства,
Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая