Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы
хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря
на качественный перелом в
экономике в это время,
образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная
эксплуатируемая
масса населения не была
сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или
в значительной мере собственности на землю и на другие средства
производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и
малоземельных
крестьян рабы наемные
Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял
из титулованной
знати, из ранжированного
крупных землевладельцев и купцов Выделялся еще один социальный слой,
более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных
свободных мелких производителей, собственников средств производства —
крестьян
и ремесленников. Они
эксплуатации.
Различия
между тремя вышеуказанными
находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись
законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным,
оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству,
ремесленникам).
Рост крупного
землевладения,
обеземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной
системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое
сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью
реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский
император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев
(купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой
налог на
крупные состояния. Еще более
радикальная попытка
рост крупного
землевладения была
году до
н.э . Он попытался провести
перераспределение земельного
Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее
купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных
собственников ровно через три года.
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного
равновесия государственного и частного землевладения.
Государственный строй.
Деспотические
черты правления стали
Китае, где
сначала не существовало
наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал
передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный
аппарат,
в котором чиновники из
же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно
сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом",
его называют
"отцом и матерью" своих
подданных. Ван —
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая
система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию
самого вана
и по управлению
цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был
глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками,
следил за
храмами предков вана и пр.
Особое место при дворе
шаньфу (стольники),
обслуживающие личные нужды
универсальную и особо доверительную работу по выполнению его
различных
административных и военных
связан с
функциями контроля над
деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот
особых чиновников,
подчиненных "надзирателю
По образцу
двора вана строилось
Администрация
в уделах возглавлялась
они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван
для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В
VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать
на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной
формой их взаимоотношений.
В циньско-ханьском
Китае складываются
деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно
объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной
общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание
наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая
необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех
против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху
Чжаньго идеологии логистов .
"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян,
один из
идеологов легизма и
Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы
правителя,
государства, казны, была
собственности,
угрожавшей традиционной
крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к
централизации
царства Цинь и его
завершившемуся
созданием Циньской империи.
была разрешена
свободная купля-продажа земли,
который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его
земельного владения. С налогом на землю было введено четкое
административно-
десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять
порядок на
своих территориях. В целях
предотвращения длительных
семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес
и др.
Политика
легистов в царстве Цинь
противнику централизации — потомственной титулованной аристократии.
По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с
аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце
III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов,
соответственно
которым чиновники занимали
жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год
обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга. 1 дань —
103,5 литра зерна. .
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель
царства Цинь,
объединивший в границах
территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве
символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в
государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с
ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном
происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась
полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во
главе многоступенчатого
военно-бюрократического
высших чиновников
центрального и местного
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств:
финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство
императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств
приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные
вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных
государств
этот аппарат отличался и
объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную
значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в
VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял
канцлер (чэмсян),
выполнявший обязанности
помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он
разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других
поступлений
в доход казны,
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата
стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это
был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим
армией, например, считался сам император, но положение канцлера как
первого помощника
и главы административного
ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством
императорского двора, которое выполняло и некоторые функции
организатора общественных работ.
Ведомство
императорского двора
содержание императора и придворных стало требовать много денег и за
правителем
была закреплена часть
личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства
императорского
двора, располагавших
соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству
Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая