Государственный строй и право Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:

Содержание

Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

древний китай.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 хозяйствами,  был введен в царстве Лу  в 594 году до н.э.

 Несмотря  на качественный перелом в  экономике в это время, процесс 

 образования  классов в Древнем Китае шел медленно. Основная

 эксплуатируемая  масса населения не была однородной  ни с классовой, ни с 

 сословной  точек зрения. В нее входили  работники, лишенные полностью  или 

 в значительной  мере собственности на землю  и на другие средства 

 производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и

 малоземельных  крестьян рабы наемные работники. 

 Эксплуататорский  социальный слой был также  неоднороден. Он состоял 

 из титулованной  знати, из ранжированного чиновничества  и из незнатных 

 крупных землевладельцев и купцов Выделялся еще один социальный слой,

 более однородный  в классовом отношении, слой  непривилегированных 

 свободных  мелких производителей, собственников  средств производства — 

 крестьян  и ремесленников. Они находились  под тяжким бременем налоговой

 эксплуатации.

 Различия  между тремя вышеуказанными общественными  слоями 

 находили  выражение и в праве. "Благородные"  противопоставлялись 

 законом и  традицией как "подлым" (бесправным  рабам, крепостным,

 оброчным  невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству,

 ремесленникам).

 Рост крупного  землевладения, сопровождаемого  массовым 

 обеземеливанием  общинников-крестьян, подтачивал основы  традиционной 

 системы эксплуатации  податного крестьянства. Катастрофическое 

 сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью

 реформ ограждать  их от разорения. В 119 году  до н.э., например, ханьский 

 император  Уди издает указ о конфискации  у крупных землевладельцев 

(купцов и  ростовщиков) частных земель и  рабов. Им вводится большой

 налог на  крупные состояния. Еще более  радикальная попытка ограничить 

 рост крупного  землевладения была предпринята  императором Ван Маном в 9

 году до  н.э . Он попытался провести  перераспределение земельного фонда. 

 Вся земля  была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее

 купля-продажа.  Однако этот запрет был снят  под давлением крупных 

 собственников  ровно через три года.

 Реформы и  в дальнейшем способствовали  установлению определенного 

 равновесия  государственного и частного землевладения.

 Государственный  строй.

 Деспотические  черты правления стали складываться  еще в иньском 

 Китае, где  сначала не существовало строгого  порядка престолонаследия — 

 наследовали  братья, сыновья, племянники. В конце  Инь престол стал 

 передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный

 аппарат,  в котором чиновники из поколения  в поколение занимали одни  и те 

 же должности,  передаваемые по наследству, однако  с соизволения вана.

 В раннечжоусском  Китае власть и личность вана окончательно

 сакрализуется.  Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом",

 его называют "отцом и матерью" своих  подданных. Ван — первосвященник.

 Центром управления  в чжоусском Китае был двор  вана. Дворцовая 

 система управления  замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию

 самого вана  и по управлению государственными  делами. Близко к вану стоял 

 цзай —  управитель, который вместе с  подчиненными ему чиновниками  был 

 глашатаем  воли вана внутри дворца, ведал  дворцовыми ремесленниками,

 следил за  храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали 

 шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие 

 универсальную  и особо доверительную работу  по выполнению его 

 различных  административных и военных поручений. Ряд должностей был

 связан с  функциями контроля над государственной  хозяйственной 

 деятельностью.  Леса, воды, пастбища, например, были  объектом забот 

 особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель" .

 По образцу  двора вана строилось управление  и в автономных уделах.

 Администрация  в уделах возглавлялась удельными  правителями — чжухоу,

 они опирались  на советников и помощников. Правителей  уделов собирал ван 

 для обсуждения  вопросов о "наказаниях, о ритуале,  о справедливости". В 

VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать

 на своих  съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной 

 формой их  взаимоотношений.

 В циньско-ханьском  Китае складываются централизованные 

 деспотические  империи. Победу централизации в Древнем Китае можно

 объяснить  рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной 

 общностью  населения Китая. Не последнюю  роль сыграло и осознание 

 наиболее  дальновидными представителями  правящих слоев Китая 

 необходимости  объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех

 против всех". Эти стремления выразились в  распространении в эпоху 

 Чжаньго идеологии  логистов .

"Власть —  это то, чем располагает лишь  правитель", — писал Шан Ян,

 один из  идеологов легизма и государственный  деятель Циньской империи.

 Деятельность  легистов, отстаивающих в качестве  главных интересы 

 правителя,  государства, казны, была ответом  на развитие частной земельной 

 собственности,  угрожавшей традиционной системе  эксплуатации податного 

 крестьянства.

 Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к

 централизации  царства Цинь и его последующему  усилению,

 завершившемуся  созданием Циньской империи. На  основании этих реформ 

 была разрешена  свободная купля-продажа земли,  введен налог на землю, 

 который взимался  с каждого землевладельца в  зависимости от размеров его 

 земельного  владения. С налогом на землю  было введено четкое 

 административно-территориальное  деление, а также круговая порука  в 

 десяти-, пятидворках,  призванных на основе взаимной слежки охранять

 порядок на  своих территориях. В целях  предотвращения длительных распрей 

 семейных  кланов была запрещена кровная  месть. Введены единые мера  и вес 

 и др.

 Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному 

 противнику  централизации — потомственной титулованной аристократии.

 По новому  положению о рангах знатности  они присваивались не в связи  с 

 аристократическим  происхождением, а за заслуги  перед правителем. В конце 

III в. до н.э.  в империи Хань была создана  система 20 чиновничьих рангов,

 соответственно  которым чиновники занимали должности  и получали 

 жалованье.  Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год 

 обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга. 1 дань — 

103,5 литра зерна. .

 Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель

 царства Цинь, объединивший в границах Циньской  империи обширные 

 территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве 

 символа,  олицетворения "связывающего  единства" страны. Важное место в

 государственном  аппарате занимали органы, которые  были связаны с 

 ритуалом  и обрядами, призванными поддерживать  миф о божественном 

 происхождении  "сына Неба". В руках китайского  деспота сосредоточивалась 

 полнота военной  и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во

 главе многоступенчатого  военно-бюрократического аппарата, назначал всех 

 высших чиновников  центрального и местного аппаратов. 

 Центральный  аппарат империи включал в  себя ряд ведомств:

 финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство

 императорского  двора, дворцовой стражи. Главы  ведущих ведомств 

 приглашались  на совещания к императору, на  которых обсуждались важные 

 вопросы государственной  жизни.

 По сравнению  с государственным аппаратом других древневосточных

 государств  этот аппарат отличался и многочисленностью,  и большим 

 объемом полномочий, что в свою очередь определяло  социальную 

 значимость, престиж чиновничества.

 Финансовое  ведомство вместе с военным  ведомством сложились еще в

VII—IV вв. до н.э.  в царстве Лу. Во главе его  в Ханьской империи стоял 

 канцлер (чэмсян), выполнявший обязанности первого  министра, главного 

 помощника  правителя (вначале их было  два — "левый" и "правый"). Он 

 разрабатывал  финансовую политику, определял суммы налоговых и других

 поступлений  в доход казны, государственные  расходы и пр.

 Со временем  вместе с усложнением функций  государственного аппарата 

 стала больше  разграничиваться деятельность  отдельных ведомств, но это 

 был длительный  и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим

 армией, например, считался сам император, но  положение канцлера как 

 первого помощника  и главы административного аппарата  делало его 

 ответственным  за все военные приготовления.

 Финансовое  ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством

 императорского  двора, которое выполняло и  некоторые функции 

 организатора  общественных работ.

 Ведомство  императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда 

 содержание  императора и придворных стало  требовать много денег и за

 правителем  была закреплена часть налоговых  поступлений, идущих на его 

 личные нужды.  Налоговые функции финансового  ведомства и ведомства 

 императорского  двора, располагавших значительным  штатом, делились в 

 соответствии  с характером налога и его назначением. Ведомству

Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая