Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы
императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных
сооружений
и горных разработок. В этом
ведомстве существовала
особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией
оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование
оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует
о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках
императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к
ведению которого
относились комплектование
чинов и
пр. О его важной роли
тайвэй наряду
с первым министром (чэн-сяном)
(юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию
чиновников — "трех гунов"
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое
верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить
социальному
сплочению, воспитанию
незыблемости
и святости существующих
верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э.
императорской
академией, готовящей
тем самым выступал в роли "министра образования".
Цензорские
органы возглавлялись
этого ведомства,
доверенные лица и личные
стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они
были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали
работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью,
расследовали
по прямому поручению
государственные преступления.
Глава ведомства
сельского хозяйства был
казначеем,
ответственным за поступления
в государственную казну
откупных
платежей за трудовые
монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на
содержание чиновничества и армии.
Местное управление.
Государственные формы эксплуатации податного крестьянства
требовали
установления четкого
деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые
элементы
территориального деления.
являющиеся
налоговыми и военными
администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в
период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чи-
новник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это
впоследствии
сыграло важную роль в
в укреплении власти центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды,
уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-
территориальные
единицы. На местах
управления,
основанная на соподчинении
Так, во
главе каждой провинции стояли
губернаторы, которые делили
власть с
представителями военного
расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных
областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках гу-
бернатора.
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения продолжала
играть роль
относительно обособленной
осуществляли староста и "отцы-старейшины" Низший административный
персонал, начиная
с волостных старейшин, не
чиновничества. Его представители как и Другие общинники, выплачивали
налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью,
вплоть до
мобилизации общинников-
территории
Во главе городского
(санълао)
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного
самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на
всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до
высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую
работу подчиненных им чиновников.
Армия играла
огромную роль в Древнем Китае,
частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности
завоевание
чжоусцами значительных
оказали непосредственное
влияние на становление
Основу военной
силы чжоусцев составляли
входившие
в армейские группы и
лагерях.
Военным лагерям выделялись
хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в
распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались
по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со
строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет,
которые должны
были пройти годичную
службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту
жительства
. На охрану государственных
направлялись
прежде всего провинившиеся
потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в
последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно
формировалась и постоянная
содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей,
охранявших
столицу. На эти части,
достигала
20 тыс. человек, возлагались и
полицейские функции. Так,
бандитов
и разбойников была
императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при
дворе.
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с
тинвэем и
провинциальных судей
выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако,
проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел.
Провинциальный
судья был одновременно и
Судебное
ведомство ("ведомство
применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких
преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с
превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае
почти все
административные органы
Пресечение
злоупотреблений чиновников
представителя
верховного цензора в
гражданским
делам была уездная
разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его
сложности
мог адресовать дело в центр,
начальнику судебного или
ведомства.
В качестве последней
рый мог
непосредственно разбирать
Право Древнего Китая
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния
двух противоборствующих
философских учений как
Древнего
Китая, в истории которой
конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали
определяющими факторами самого поступательного развития права, его
идейных основ,
принципов и институтов а
правоприменения,
традиционного правопонимания
Общей чертой
этих двух древнекитайских
направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на
"рациональных", "справедливых" началах но понимаемых каждой школой
по-разному" . Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в
результате компромиссом.
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа На
первом этапе
в шаньско-иньском и
общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли),
определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану
и внутри семейные отношения. Эти нормы строились на почитании
родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности
вану.
Правовые
нормы в это время не
религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое.
Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов
приобретают
распоряжения и приказы
высших чиновников,
исполнение которых
В VI в. до
н.э. создает свое учение
непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.
Основная
философская идея
условия всеобщего
космогонического порядка,
Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая