Государственный строй и право Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:

Содержание

Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

древний китай.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 императорского  двора шли налоги в основном  от эксплуатации водных 

 сооружений  и горных разработок. В этом  ведомстве существовала должность 

 особого чиновника  (душуйя), руководящего строительством  и эксплуатацией 

 оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование

 оросительными  сооружениями для личных нужд  правителя свидетельствует 

 о том,  что верховная собственность  на воду сосредоточивалась в  руках 

 императора.

 Особая роль  отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к

 ведению которого  относились комплектование армии  назначение военных 

 чинов и  пр. О его важной роли свидетельствовало,  в частности, то, что 

 тайвэй наряду  с первым министром (чэн-сяном)  и верховным цензором 

(юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию

 чиновников  — "трех гунов"

 В империи  существовало особое ведомство  обрядов, руководимое 

 верховным  жрецом. Унифицированный ритуал  должен был служить 

 социальному  сплочению, воспитанию населения  в духе признания

 незыблемости  и святости существующих порядков. Характерно, что 

 верховный  жрец осуществлял надзор за  созданной в 124 году до н.э. 

 императорской  академией, готовящей высокопоставленных  чиновников. Он 

 тем самым  выступал в роли "министра образования".

 Цензорские  органы возглавлялись верховным  цензором. Чиновники 

 этого ведомства,  доверенные лица и личные представители  императора 

 стояли на  страже существующих порядков  как в центре, так и на местах. Они 

 были "глазами  и ушами" императора в каждом округе, контролировали

 работу всех  его должностных лиц, следили  за их благонадежностью,

 расследовали  по прямому поручению императора  заговоры и другие 

 государственные  преступления.

 Глава ведомства  сельского хозяйства был своеобразным  верховным

 казначеем,  ответственным за поступления  в государственную казну налогов, 

 откупных  платежей за трудовые повинности, доходов от государственных 

 монополий  на соль и железо. Он контролировал  также расходы на 

 содержание  чиновничества и армии.

 Местное управление.

 Государственные  формы эксплуатации податного  крестьянства 

 требовали  установления четкого административно-территориального 

 деления.  Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые 

 элементы  территориального деления. Здесь были введены округа,

 являющиеся  налоговыми и военными единицами.  Уездная территориальная 

 администрация  в Китае начала складываться  еще в начале VII в. до н.э., в 

 период существования  удельной системы. В каждый  уезд направлялся чи-

 новник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это

 впоследствии  сыграло важную роль в ликвидации  самой удельной системы, 

 в укреплении  власти центра на местах.

 Циньско-ханьский  Китай делился на области или  округа, те — на уезды, 

 уезды —  на волости, а волости — на общины — низшие административно-

 территориальные  единицы. На местах действовала  сложная система 

 управления, основанная на соподчинении гражданских  и военных чинов. 

 Так, во  главе каждой провинции стояли  губернаторы, которые делили свою

 власть с  представителями военного ведомства,  в их подчинении были 

 расквартированные  там армейские подразделения.  Только в пограничных 

 областях  гражданские и военные функции  сосредоточивались в руках гу-

 бернатора.

 Община, несмотря  на разрушение общинного землевладения продолжала

 играть роль  относительно обособленной единицы  Руководство общиной 

 осуществляли  староста и "отцы-старейшины" Низший административный 

 персонал, начиная  с волостных старейшин, не входил  в состав 

 чиновничества.  Его представители как и Другие общинники, выплачивали

 налоги и  несли трудовые повинности, но  пользовались большой властью, 

 вплоть до  мобилизации общинников-крестьян  для защиты общинной 

 территории  Во главе городского самоуправления  стоял совет старейшин 

(санълао)

 Бюрократический  контроль распространялся и на  органы местного 

 самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности  действовала на 

 всех уровнях:  от сельской общины, построенной  на круговой поруке, до 

 высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую

 работу подчиненных  им чиновников.

 Армия играла  огромную роль в Древнем Китае,  что определялось 

 частыми войнами  и крестьянскими восстаниями.  Войны, в частности 

 завоевание  чжоусцами значительных территорий  шаньско-иньской эпохи,

 оказали непосредственное  влияние на становление китайского  государства.

 Основу военной  силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, 

 входившие  в армейские группы и размещенные  в военных поселениях и 

 лагерях.  Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их

 хозяйственную  базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в 

 распоряжении  вана. Должности командующих группой  армий передавались 

 по наследству.

 Воинские  повинности в империи Цинь  существовали наряду со 

 строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет,

 которые должны  были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную 

 службу в  течение года и месяц в году  служить в ополчении по месту 

 жительства . На охрану государственных границ  без указания сроков службы

 направлялись  прежде всего провинившиеся чиновники,  преступники, 

 потерявшие  свободу за долги заложники,  бродячие торговцы и только  в 

 последнюю  очередь свободные земледельцы.

 Постепенно  формировалась и постоянная армия,  находящаяся на 

 содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей,

 охранявших  столицу. На эти части, численность  которых в 140 году до н.э. 

 достигала  20 тыс. человек, возлагались и  полицейские функции. Так, поимка 

 бандитов  и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник

 императорской  гвардии, телохранитель вана, занимал  важное место при 

 дворе.

 Наличие специального  судебного ведомства в империи  Цинь во главе с 

 тинвэем и  провинциальных судей свидетельствует  об определенном 

 выделении  судебных функций из общеадминистративных, которое, однако,

 проводилось  непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. 

 Провинциальный  судья был одновременно и начальником  тюрем в округе.

 Судебное  ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за

 применением  уголовных законов. Все дела  о наиболее тяжких 

 преступлениях  проходили через его руки, особенно  дела, связанные с 

 превышением  власти чиновниками и пр. Вместе  с тем в ханьском Китае 

 почти все  административные органы обладали  судебной властью.

 Пресечение  злоупотреблений чиновников возлагалось  также на 

 представителя  верховного цензора в провинциях  Низшим судом по 

 гражданским  делам была уездная администрация.  Если в уезде дело не было 

 разрешено,  оно направлялось губернатору  провинции, который в случае его

 сложности  мог адресовать дело в центр,  начальнику судебного или другого 

 ведомства.  В качестве последней инстанции  выступал сам император, кото-

 рый мог  непосредственно разбирать судебные  дела.

 Право Древнего  Китая

 Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния

 двух противоборствующих  философских учений как правовая  система 

 Древнего  Китая, в истории которой этико-политические  догматы 

 конфуцианства  и политико-правовые концепции  легизма стали 

 определяющими факторами самого поступательного развития права, его

 идейных основ,  принципов и институтов а также  механизмов 

 правоприменения,  традиционного правопонимания китайцев.

 Общей чертой  этих двух древнекитайских школ  была их политическая 

 направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на

"рациональных", "справедливых" началах но понимаемых  каждой школой 

 по-разному" . Это привело к острой борьбе  между ними, закончившейся в 

 результате  компромиссом.

 В развитии  древнекитайского права можно выделить три этапа На

 первом этапе  в шаньско-иньском и раннечжоусском  Китае в регулировании 

 общественных  отношений главную роль играли  этические нормы (ли),

 определяющие  отношение членов китайского  общества к правителю - вану 

 и внутри семейные отношения. Эти нормы строились на почитании

 родителей,  старших, на преклонении перед  знатностью, на преданности 

 вану.

 Правовые  нормы в это время не вычленялись  еще из общей массы 

 религиозно-этических  норм, с которыми они составляли  единое целое.

 Вместе с  тем все большее значение по  мере укрепления власти ванов 

 приобретают  распоряжения и приказы правителя,  его приближенных,

 высших чиновников, исполнение которых обеспечивается  принуждением.

 В VI в. до  н.э. создает свое учение великий  философ Конфуций,

 непререкаемый  авторитет которого пережил в  китайском обществе века.

 Основная  философская идея конфуцианства  — идея гармонии как главного 

 условия всеобщего  космогонического порядка, равновесия  в мире, а 

Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая