Государственный строй и право Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:

Содержание

Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

древний китай.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 следовательно,  и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между

 людьми и  природой, так и гармонию между  самими людьми,

 выражающуюся  в их поведении, которое должно  соответствовать 

"естественному  порядку", т.е. добродетели и  морали.

 Средством  поддержания справедливого порядка у Конфуция является

 не закон,  а соблюдение традиций, моральных  норм (ли), закрепляющих 

 некий образ  идеального поведения, основанного  на соблюдении "меры" во 

 всем, что,  в свою очередь, должно побуждать  человека к уступкам,

 компромиссам.

 Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на

 основе "веления  Небес" — это совокупность  групп (объединений людей),

 каждая из  которых должна существовать  в социальных и правовых 

 условиях, максимальных  для осуществления отведенных  ей функций. 

 Главной идеей  такого объединения является  идея "сяо" — сыновней любви, 

 почитания  старших, а также вышестоящих  на иерархической лестнице.

 Требование  строгого соблюдения "ли", находящего  выражение в 

 скрупулезно  разработанном ритуале, определяло  особое, принципиально

 отличное  от легистов, отношение конфуцианцев  к законодательной форме 

 как к некоему  мерилу, образцу правильного поведения,  не требующему во 

 всех случаях  ни строгого соблюдения, ни обязательной  судебной защиты.

 На втором  этапе развития древнекитайского права начиная с периода

 Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль  права с его стабильным 

 комплексом  наказаний. В этот период и  было создано законченное 

 легистское  учение об управлении народом  и государством наиболее ярким 

 представителем легизма Шан Яном отстаивающим абсолютную власть

 правителя,  который с помощью строго установленного, не подлежащего 

 обсуждению  закона определяет всю жизнь  подданных.

 Легисты проповедовали  идею бесполезности и невозможности 

 существования  людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из

 обязательности  превентивных мер и коллективной  ответственности, 

 обеспечивающих "хорошее управление", отказывались  признавать наличие 

 какой-либо  связи между мерой наказания  и тяжестью содеянного 

 преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее

 нарушение  приказов государя Проповедуя  своеобразное "равенство" перед 

 законом,  неотвратимость наказаний за  совершенные преступления, легисты 

 стремились  лишить знать, чиновничество различных княжеств наследст-

 венных привилегий  во имя укрепления сильной  центральной власти. Не 

 случайно  крайнее ужесточение наказаний,  требование их неотвратимости 

 было прямо  связано с развитием понятия  преступления против государства.

 Обострение  противоборства двух идеологий, давшего новый импульс

 становлению  традиционных черт и институтов  древнекитайского права, 

 относится  ко второй половине III в. до  н.э., когда легизм в его крайней 

 форме становится  официальной идеологией первой  китайской империи 

 Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят  к власти, претворяя в жизнь 

 свои правовые  воззрения путем безуспешных  попыток насильственно 

 вытравить  из массового сознания конфуцианские  догматы с помощью 

 преследования  их поборников и носителей,  уничтожения конфуцианских

 книг и  пр. Согласно легенде, Циньский  император Шихуанди в 213 году  до 

 н.э. приказал  сжечь все конфуцианские книги,  предав казни 400 ученых-

 конфуцианцев.

 С утверждением  династии'Хань на последнем этапе  формирования 

 древнекитайского  права (III в. до н.э. — III в.  н.э.) — этапе формальной 

 победы конфуцианства  — происходит слияние легизма  и конфуцианства в 

 новое учение  — ортодоксальное ханьское конфуцианство,  главным 

 назначением  которого становится осмысление  с позиций тогдашних

 знаний, оправдание  и увековечивание существующих  социально-

 экономических  и политических порядков как  разумных, отвечающих 

 интересам  сохранения и функционирования  древнекитайского общества.

 Доминирующей  идеей этой идеологии была  конфуцианская идея

 неравенства  людей, их социальных, сословных,  ранговых различий, а также 

 различий  в зависимости от места в  семье, пола, возраста. Незыблемости 

 этих различий  должна была служить тщательная  регламентация поведения 

 людей в  обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли",

 официально  признанного ритуала.

 Ортодоксальное  конфуцианство не отвергало закона, строгих 

 наказаний,  предполагая взаимодействие строгости  и снисхождения. Из 

 этого предположения  вытекало, что мораль и право  совпадали. Мораль

 задавала  стереотип поведения, право с  помощью наказаний запрещало  от 

 него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской  морали должны 

 были отныне  насаждаться силой, строгой карой  закона ("фа"), что и нашло 

 выражение  в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где

 недостает  "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не 

 может быть  дозволено по "ли", то, что позволено  по "ли", не может быть 

 наказуемо  по "фа".

 Слияние конфуцианства  и легизма способствовало тому, что нормы

"ли" приобрели  большую обязательность и формализм  а в право были 

 перенесены  целые пассажи из канонизированных  к этому времени 

 конфуцианских  произведений "Чжоу ли", "И  ли" Ли цзы , в которых еще  в 

 начале второй  половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и

 закреплены  нормы конфуцианской морали .

 Источники  права

 Согласно  исторической традиции первые  писаные законы в Китае 

 появились  в государстве Шань, а в Х  в. до н.э. в Чжоу якобы  существовал 

 Уголовный  кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на

 исключительную  давность китайских кодексов  — дань традиции,

 конфуцианскому  учению, что правитель "не создает  право, а передает его, 

 доверяя древним  и любя их".

 Появление  писаных законов в Китае фактически  относится к VI—V вв.

 до н.э., что  было связано с усилением социального  расслоения китайского 

 общества. Не  случайно одним из первых писаных  законов был Закон о 

 поземельном  налоге, принятый в VI в. до н.э.  в царстве Лу, закрепивший 

 ликвидацию  общинного и установление частного  землевладения.

 Усиление  законодательной деятельности в  период Чжаньго "Воюющих 

 царств", в  V—III вв. до н.э., было связано также  с необходимостью 

 использования  закона в целях стабилизации  политической обстановки в

 условиях  изнурительной, непрекращающейся  борьбы отдельных китайских 

 княжеств  между собой.

 Одним из  первых материальных свидетельств  писаных законов в 

 Древнем Китае  стал найденный бронзовый треножник  с текстом 

"Обозрения  законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого

 стало понятие  "у син" — пяти видов  наказаний за преступления: клеймение, 

 отрезание  носа, отрубание одной или 'обеих  ног, кастрация и смертная 

 казнь, ставшая  наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V

 — IV вв. до  н.э. появился один из первых  сводов законов "Книга законов 

 царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе  правовых положений, 

 принятых  в отдельных княжествах и по  традиции считающихся законами 

 предков.  Он состоял из 6 глав: законы о  ворах, о разбойниках, о заключении

 в темницу,  о поимке преступников, об орудиях  казни и пытки.

 Этот сборник  положил начало последующей практике  разработки 

 сборников  законов. В ханьском Китае в  III — II вв. до нэ проводилась 

 огромная  работа по описанию, переписке, комментированию и

 восстановлению  древних законов. "Книга законов  царства Вэй была в это 

 время дополнена  еще рядом глав, в частности  нормами права о военном 

 деле, о государственном  коневодстве и о финансах.

 Появление  писаных законов не могло изменить свойственный всему

 древнему  праву Китая порядок, при котором  непосредственному приказу 

 вышестоящего  лица, вплоть до правителя или  правилам нравственности,

 возведенным  в ранг общепринятых установлении  Конфуцием или его 

 последователями,  отводилось главное место в регулировании

 жизнедеятельности  китайского общества. Законы не  вытеснили и широко 

 распространенных  во все времена на общинном  уровне норм обычного 

 права, регулирующих  многие стороны общественных  отношений, в 

 частности  поземельных.

 Уголовное  право

 Традиционное  право Китая развивалось в  основном как уголовное 

 право, нормы  которого носили как бы надотраслевой  характер. Они 

 пронизывали  сферу и брачно-семейных, и гражданских  отношений и пр.

 Это обстоятельство  и определяет необходимость изначального

 рассмотрения, вопреки установившейся в учебной  литературе ирактике,

 институтов  и норм уголовного права, являющихся  самостоятельной, особо 

 значимой  частью не только правовой  системы Китая, но и всей 

 традиционной  конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с

 наибольшей  отчетливостью проявлялся многовековый  спор между 

 конфуцианством  и легизмом: что является лучшим  средством управления 

 — моральная  норма (ли) или наказание (син).

 Понятие преступления  в Древнем Китае связывалось с проявлением

 преступной  воли человека. Правонарушитель  рассматривался как "низкий 

Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая