Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы
следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между
людьми и природой, так и гармонию между самими людьми,
выражающуюся
в их поведении, которое
"естественному порядку", т.е. добродетели и морали.
Средством
поддержания справедливого
не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих
некий образ
идеального поведения,
всем, что,
в свою очередь, должно
компромиссам.
Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на
основе "веления Небес" — это совокупность групп (объединений людей),
каждая из которых должна существовать в социальных и правовых
условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций.
Главной идеей такого объединения является идея "сяо" — сыновней любви,
почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.
Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в
скрупулезно
разработанном ритуале,
отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме
как к некоему
мерилу, образцу правильного поведения,
всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского права начиная с периода
Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным
комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное
легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким
представителем легизма Шан Яном отстаивающим абсолютную власть
правителя,
который с помощью строго
обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
Легисты проповедовали
идею бесполезности и
существования людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из
обязательности
превентивных мер и
обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие
какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного
преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее
нарушение приказов государя Проповедуя своеобразное "равенство" перед
законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты
стремились
лишить знать, чиновничество
венных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не
случайно
крайнее ужесточение наказаний,
было прямо
связано с развитием понятия
преступления против
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс
становлению
традиционных черт и
относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней
форме становится официальной идеологией первой китайской империи
Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь
свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно
вытравить
из массового сознания
преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских
книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до
н.э. приказал
сжечь все конфуцианские книги,
конфуцианцев.
С утверждением
династии'Хань на последнем
древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной
победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в
новое учение
— ортодоксальное ханьское
назначением
которого становится
знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-
экономических и политических порядков как разумных, отвечающих
интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.
Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея
неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также
различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости
этих различий
должна была служить
людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли",
официально признанного ритуала.
Ортодоксальное
конфуцианство не отвергало
наказаний,
предполагая взаимодействие
этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль
задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от
него уклоняться.
Нормы господствующей
были отныне
насаждаться силой, строгой
выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где
недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не
может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть
наказуемо по "фа".
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы
"ли" приобрели
большую обязательность и
перенесены
целые пассажи из
конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли" Ли цзы , в которых еще в
начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и
закреплены нормы конфуцианской морали .
Источники права
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае
появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал
Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на
исключительную давность китайских кодексов — дань традиции,
конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его,
доверяя древним и любя их".
Появление
писаных законов в Китае
до н.э., что
было связано с усилением
общества. Не
случайно одним из первых
поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший
ликвидацию
общинного и установление
Усиление
законодательной деятельности
царств", в V—III вв. до н.э., было связано также с необходимостью
использования закона в целях стабилизации политической обстановки в
условиях
изнурительной,
княжеств между собой.
Одним из
первых материальных
Древнем Китае
стал найденный бронзовый
"Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого
стало понятие "у син" — пяти видов наказаний за преступления: клеймение,
отрезание носа, отрубание одной или 'обеих ног, кастрация и смертная
казнь, ставшая
наиболее распространенным
— IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов
царства Вэй",
составленная Ли Фуем на
принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами
предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении
в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот сборник
положил начало последующей
сборников законов. В ханьском Китае в III — II вв. до нэ проводилась
огромная работа по описанию, переписке, комментированию и
восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй была в это
время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном
деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему
древнему
праву Китая порядок, при
вышестоящего лица, вплоть до правителя или правилам нравственности,
возведенным
в ранг общепринятых
последователями, отводилось главное место в регулировании
жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко
распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного
права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в
частности поземельных.
Уголовное право
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное
право, нормы
которого носили как бы
пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального
рассмотрения,
вопреки установившейся в
институтов
и норм уголовного права,
значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей
традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с
наибольшей
отчетливостью проявлялся
конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления
— моральная норма (ли) или наказание (син).
Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением
преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как "низкий
Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая