Общественный и государственный строй Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в переводе означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.

Работа содержит 1 файл

контрольная по игпзс.docx

— 23.55 Кб (Скачать)

2. Общественный и  государственный  строй Древнего  Египта

Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице  Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в переводе означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.

Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали  изначально созданными богами. Боги и  земные правители выступают при  этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири -- главные  помощники царей -- начиная с Древнего царства, выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным  на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.

Когда-то в древности  страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших своих  богов и управлявшихся по своим  законам. В этих городах поклонялись  разным богам богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и  одновременно земному воплощению души Осириса быку Апису, доброжелательному  богу воды, заботившемуся о душах  умерших, богу-крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис.

Долгое время  Верхний Египет, расположенный вдоль  узкой долины реки в южной части  до первого из четырех порогов  Нила, и Нижний Египет с его расширяющейся к северу долиной (дельтой) реки осваивались неодинаково. В письменном обозначении Верхний Египет изображался иероглифом в виде растения, произрастающего на полоске земли. Нижний Египет с его многорукавной заболоченной дельтой обозначался кустом папируса.

Приблизительно 52 века назад после продолжительного существования многих мелких и враждующих царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое  стало важным элементом древнеегипетской цивилизации. Сама эта цивилизация  отмечена печатью напряженной, богатой  и многосторонней в своих проявлениях  духовной жизни -- религиозной, сказочной, поэтической, эстетической (скульптура, живопись, архитектура и др.). Ее хронологические рамки исчисляются почти тремя тысячелетиями, на протяжении которых она пережила периоды расцвета, надлома и упадка, а также периоды застоя, замедленных перемен или небольших социальных потрясений. Во время одного из таких потрясений, восставшие не просто прогнали царя и не просто растащили богатство привилегированных слоев населения, они упразднили старую администрацию и суды вместе с их архивами и финансовой документацией. В оценке этих событий Ипусер использует метафору переворота -- все перевернулось, отмечает современник восстания, подобно гончарному кругу: те, кто были внизу, стали наверху. Этой метафоре в описании социальных перемен суждено было возродиться в европейской социально-радикальной публицистике последних трех столетий

Своды египетских законов до нас не дошли, о них  дошли только предания: о законах  Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако на основании косвенных исторических свидетельств -- мифов, поучений и хвалебных надписей -- можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Все это позволяет считать в известной мере обоснованным утверждение надписи о деяниях Рамсеса IV, о том, что «боги смилостивились и решили направить страну на правильный путь в соответствии с законным порядком» (XII в. до н.э.). Египетские жрецы рассказывали Геродоту о тех временах, когда хорошие законы содействовали процветанию страны. Законный порядок предполагал, согласно мифологическим разъяснениям относительно общественного устройства и обычаев, гармонию и соответствие порядков божественного (небесного) и земного (царственного) правления.

Общественный  строй История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников. Египтяне, по словам Геродота, были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам.

Такая набожность объяснялась вечным страхом перед  голодом, врагами, природой. Так, если Нил  не разливался и весенние воды не заливали долины, то народу грозил голод. Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств. Мир мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых». Жрецы были непременными советниками фараонов, ими готовились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами. Жрецы постепенно превратились в особую замкнутую касту, располагавшую огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат. Жречество Нового царства ни чем не отличалось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов долгое время была такой же, как и у вельмож. Жрецы, как и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как ходил в поход вместе с фараоном. Масштабы хозяйства главного государственного божества Амона в Фивах можно представить себе исходя из количества людей - «голов» переданных фараоном Рамсесом III (или по другому счету- IV) в его поминальный храм. Их было 62 626 человек. Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов. Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Правление Аменхотепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхотепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица  была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это, естественно, наносило ощутимый удар по старой знати, жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щедрой государственной поддержки и вытеснялись единым государственным культом, а то и вовсе прекращались. Подобная религиозная реформа была направлена на подрыв безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию  населения составляли чиновники, получавшие особый земельный надел. Их хозяйства  обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его  происхождением и богатством, но и  его должностью. Служивое чиновничество - управители царских имений, телохранители  царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями, покупают и получают в  дар десятки рабов. Представители  власти носят титул «стоящий над  людьми». Такие чиновники, кроме  того, имели и придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный  друг». Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась  огромная армия, так как нужны  новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира  воспитывали с колыбели. Когда  ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его  обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне общинники, сирийцы и ливийцы. Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий  рынок. Люди среднего достатка владели  десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Огромная масса  рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве. В отношении  «свободного» крестьянина государство  не ограничивалось сбором налогов и  принуждением к работам. Во время  периодически проводившихся смотров  крестьяне могли быть рекрутированы  в армию, переведены в царское  хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный  египтянин мог оказаться в  армии рабов. Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и  египетских рабочих. Этот класс был  не вполне лишен образования и  должен был уметь наносить иероглифы  на гробницы, определять сопротивление  балки или каменной плиты и  т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого  чиновниками.

Древний Египет обладал развитой письменностью  с двумя основными видами письма -- иероглифическим (рисуночным) и иератическим (скорописным). Знатоки и умельцы этого рода занятий -- писцы -- были в большом почете.

Раннее изобретение  письменности послужило не только делу рационализации учетно-административной и инженерно-строительной деятельности, но и стимулом к высокому уровню образованности. Первые школы появляются еще во времена Древнего царства, это были школы при храмах и  школы писцов. В эпоху Среднего царства появились школы второй ступени, где стали изучать математику, астрономию, медицину, географию, письмо, мифы и предания, а также делопроизводство, землеустройство и строительное дело. В школах писцов учили чтению иероглифов, письму и счету. Занятия  продолжались с утра до позднего вечера. Писали черной краской с помощью  тонкой тростниковой палочки, каждый новый  абзац начинали красной краской (отсюда название «красная строка»). Тексты состояли из типологизированных поучений житейской и профессиональной мудрости, славословий богам, фараонам и вельможам, религиозных преданий.

Большое внимание уделялось воспитанию послушных  и умелых чиновных администраторов

Государственный строй. Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были:

а) вся полнота  власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

в) привлечение  в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

Характерная особенность  всех государств восточной деспотии - наличие сельской общины. И это  объяснимо. Общинный быт с его  сравнительно слабым развитием частной  собственности и разделением  труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, «в течение тысячелетий основу самой  грубой государственной формы, восточного деспотизма...» Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном  масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа - основные причины становления деспотической  формы правления. Эти обстоятельства и определили три основных ведомства  рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства  по ограблению соседних народов; публичных  рабов, или ведомства по принуждению  собственного народа и рабов к  изнурительному труду в общегосударственном  масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон - бог. Целый  ряд изображений в храмах и  гробницах представляет нам происхождение  царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостивы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой. На заре египетской истории мы застаем  уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую - градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны фараона». Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону. В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив, и под его председательством - шесть судебных палат. Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть, и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т.е. казначейства), «двух житниц» и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых «казначеями бога». Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и «начальника работ» - министра общественных работ (крестьянских повинностей). Провинциальное управление лежало на монархах- губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались «заведующими областью», или «начальниками поручений», а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был, конечно, открыт, прежде всего, для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

То же было и  со жречеством, которое первоначально  едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным  примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время  жрецом. Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная  война обогащала казну государства  и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались  собственностью храмов. Но еще в  большей степени армия была силой  политической, так как все активнее принимала участие в решении  государственных вопросов, с ней  вынуждены был считаться как  фараон, так и высшее чиновничество.

Информация о работе Общественный и государственный строй Древнего Египта