Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, реферат
Определение данной дисциплины можно охарактеризовать как борьба взглядов и идей в развитии государства. Политические учения прошлого представлены в предмете истории политических и правовых учений в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления. Соединение политических и правовых учений можно объяснить внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий.
Введение 3
Глава 1. Политико-правовое наследие Древнего Китая 5
1.1. Конфуцианство 6
1.2. Даосизм 8
1.3. Легизм 9
1.4. Моизм 11
Глава 2. Теократическое учение В.С. Соловьева 14
2.1. Вселенская теократия 14
2.2. Философия всеединства 18
Заключение 23
Список литературы 24
Содержание
Введение 3
Глава 1. Политико-правовое наследие Древнего Китая 5
1.1. Конфуцианство 6
1.2. Даосизм 8
1.3. Легизм 9
1.4. Моизм 11
Глава 2. Теократическое учение В.С. Соловьева 14
2.1. Вселенская теократия 14
2.2. Философия всеединства 18
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
История политических и правовых учений представляет собой особенность развития представлений о государстве и его правовых нормах. Это история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, законодательстве и политике. Под этими учениями подразумеваются теоретические аспекты, концепции, идеи, положения и конструкции. Она обладает важными образовательными и гуманитарными функциями. Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции, и затрагивает проблемы права и политики.
История политических и правовых решений имеет ряд проблем: изучение форм государства; определение сущности и понятия государства; определение соотношения понятий «политика» и «право»; процесс создания государства.
Данный предмет рассматривает многие этапы становления. Среди них: древний мир, Средневековье, Возрождение, Буржуазная революция, свободная конкуренция, эпоха монополистического капитала. Политические и правовые учения – это продукт интеллектуальной деятельности. Это результат мировоззренческих установок различных мыслителей, которые жили в конкретных исторических условиях.
Каждое политическое и правовое учение содержит в себе теоретическую часть, понятия, категории и программы. Зависимость от структуры определенного государства и его правовой системы – это характерная черта политико-правового учения. Генезис, который оформлен в виде учений о праве и государстве является самим предметом истории политических и правовых учений. В политико-правовых учениях выражены мысли человека, на основе развития политики и права, можно делать выводы, как и насколько, менялось суждение и мышление общества в разных временных периодах. История выражает собой развитие теоретических представлений о государстве.
Предмет «Политические и правовые учения» не включает в себя суждения философов и мыслителей, которые не развили свои идеи и высказывания до уровня самостоятельной теории.
Определение
данной дисциплины можно охарактеризовать
как борьба взглядов и идей в развитии
государства. Политические учения прошлого
представлены в предмете истории политических
и правовых учений в виде соответствующих
теоретических исследований проблем государства
как особого политического явления. Соединение
политических и правовых учений можно
объяснить внутренней взаимосвязью политических
и правовых явлений и соответствующих
понятий.
Глава 1. Политико-правовое наследие Древнего Китая
Циньская и Китайская цивилизации – это исторические периоды Древнего Китая. Временные рамки: Циньская 2000г до н.э. – 400г. н.э.; Китайская от 400г. н.э. до 2000г. н.э.. Мифы о божественном происхождении занимали главное место в политических сознаниях общества. Считалось, что жрецы и императоры обладают священными чертами т.к. являлись потомками богов.
Взгляды политические были связаны с моральными представлениями. Власть в государстве соизмерялась с властью императора, и как следствие этого появление формы управления государством – восточная деспотия. Для политических учений Древнего Китая, помимо моральных, имели значение религиозно-мифологические представления.
Общественно-политической мысли Древнего Китая, и ее развитие по временным рамкам относится к VI–III вв. до н. э. В этот период в стране происходят масштабные политические и экономические изменения. Происходит возвышение зажиточных слоев и ослабление патриархальных клановых связей. Начинается борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. В монархии Чжоу происходит раскол на отдельные государства, враждующие между собой, в результате чего рождается политический кризис. В общественно-политической мысли появляются различные направления и школы, для преодоления политического кризиса.
Основными направлениями правовой и политической идеологии Древнего Китая являлись конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. Эти учения необходимы были для политической стабильности государства. В них отражались эксплуатация власти и социальное неравенство. Основы этих направлений и учений возникли в эпоху Циньской цивилизации. В 11-1 вв. до н.э. конфуцианство, которое дополнено идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Моисты и их учение постепенно сходит на нет. Даосизм, приобретает мистический характер и соединяется с буддизмом, после чего утрачивает значения для развития идеологии политики. Конфуцианство оставалось официальным учением императорского Китая до революции 1911-1913 годов.
В
II–I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное
идеями легизма, утверждается в качестве
государственной религии Китая. Школа
моистов постепенно отмирает. Даосизм,
переплетаясь с буддизмом и местными верованиями,
приобретает черты магии и со временем
утрачивает влияние на развитие политической
идеологии.
1.1. Конфуцианство
Основателем конфуцианства являлся Конфуций (551-479г. до н.э.) Конфуцианство занимает огромное место в формировании политической мысли Древнего Китая. Конфуций защищал интересы слоев, которые старались примирить наследственную знать с имущественной. В труде «Лунь юй» отражены взгляды основателя, и долгое время эта книга имела огромное влияние в мировоззрении народа Китая. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. В его понимании государство – семья, в которой император является отцом. Он выдвигал аристократическую концепцию правления, где младшие должны подчиняться старшим. Основными категориями конфуцианства - это понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Все эти категории тесно взаимосвязаны. Они представляли собой лишь разные стороны одного политического идеала.
Конфуций считал, что править государством должны благородные, по знаниям и моральным качествам, мужи. Правитель, по его мнению, образец нравственного совершенства. Конфуций: «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».1
Идеи правления знати у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер. Воспитать и распространить человеколюбие – это важная задача благородных мужей. Человеколюбие – поведение, которое характеризуется нравственными ценностями, это и забота о детях, и почитание старших. Принцип «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - это общий принцип взаимоотношений.
Реформу в системе управления Конфуций хотел начать с восстановления истинного смысла титулов («Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын – сыном»). Обязанностью императоры было заботиться о народе и защищать его. На что народ должен повиноваться государю и чтить его. Модель идеальной государственной власти и управления основывается на принципах семьи и патронимиях. Такая концепция являлась начальной попыткой создать идеал патерналистского государства.
Ритуалам отводилось важное место нормативной системы государства. Основатель конфуцианства был противником управления на основе законов. Он критиковал правителей, которые делали ставку на устрашающие правовые запреты. Конфуций выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение народа Китая. Конфуций преклонялся и уважал древние законы и порядки.
Политическая модель раннего конфуцианства являлась консервативной. Но и ей были присущи идеи прогресса. К ним необходимо отнести идеи обучения населения и распространения моральных знаний независимо от их сословной принадлежности.
Конфуций
не был сторонником жестких
Принцип «Исправления имен» имел социально-политическое значение в конфуцианстве. Целью этого принципа было обозначение политических, социальных и правовых статусов разных групп народа, место и ранга каждого в социуме. Конфуцианство способствовало утверждению господства наследственной аристократии и укреплению патриархальных отношений. Обучение народа и распространение моральных знаний имели прогрессивное значение в доктрине. В развитие культуры Древнего Китая деятельность просвещения Конфуция сыграла огромную роль. Конфуцианство стало значительным направлением политической мысли Древнего Китая и во II веке до н.э. считалось официально признанной идеологией.
В
Китае после окончания "культурной
революции" вновь получило официальное
признание конфуцианство. В частности,
конфуцианские принципы человеколюбия
первоначально относились только к китайцам
и сочетались с представлением о том, что
Китай - это центр, которому должны
подчиниться остальные народы. Исторически
адекватное освещение политико-правовых
концепций прошлого требует учитывать
обстановку, в которой они зародились,
и не допускает их модернизации.
1.2. Даосизм
Лао-цзы – основатель даосизма и создатель канонического трактата «Дао де цзин». Даосизм – это влиятельное направление философии Древнего Китая. Развитие даосизма относят к VI-III вв. до н.э. Это время обусловлено политическими и экономическими изменениями в государстве, ростом зажиточным слоев, появлением права собственности на землю.2 В монархии Чжоу происходит раскол на отдельные государства, враждующие между собой, в результате чего рождается политический кризис. Мировоззрение общинной верхушки и мелкой знати отражалось в идеологии раннего даосизма. Они были против расширения государственной деятельности, обогащения правителей и добивались патриархальных порядков.
«Дао» в переводе «путь» лежит в основе учения даосизма. Сам основатель даосизма, Лао-цзы, объясняет Дао, как естественную закономерность. Дао – естественное право, поскольку оно несет в себе справедливость и в отношении к Дао все равны. Последователи Лао-цзы и его учения характеризовали дао как абсолютное мировое начало. Даосизм в социальном смысле пропагандирует умеренность и средний достаток, осуждает гордыню. Дао – источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, вечный круговорот рождения и смерти. Проблемы в обществе сторонники даосизма объясняли тем, что люди, живут суетой и забыли простоту. Лао-цзы надеялся на мудрых императоров. Мудрый государь, считали даосы, правит страной при помощи метода недеяния.
Один
из главных принципов даосизма принцип
недеяния. Принцип недеяния – это
воздержание от активных действий.
Согласно даосизму культура и законодательство
(т.е. все неестественное), является
ложным, неправильным путем. Лао-цзы укорял
монархов за чрезмерную деятельность,
налоги и войны. Он призывал правителей
установить порядки древности, отучить
людей от знаний, поскольку считал, что
трудно управлять народом, когда у него
много знаний. Социальная концепция даосизма
– это утопия. Интерес к этому учению
возник благодаря его таинственности
и мистике. Даосизмом интересовались многие
от правителей до крестьян.
1.3. Легизм
Шан Ян (около 390-338 гг. до н.э.) – представитель легизма, основатель школы легизма, реформатор, который узаконил собственность на земли в государстве. Шан Ян и легисты представляли и отстаивали интересы имущественной знати. В его труд «Шан цзюнь шу» вошли проекты реформ. Основатель выделял в основе своей идеи закон и наказания, поскольку считал, что порядок напрямую зависит от насильственных мер и враждебности к людям.
Учение легизма отличалось от других концепций. Легисты не принимали традиционных моральных трактовок политики. Они разрабатывали учение о технике отправления власти. В противовес даосам и конфуцианцам, легисты не представляли в своей концепции возврат к старине и древним порядкам. Шан Ян, в отличие от Конфуция, добивался ликвидации патриархальных порядков.3 От политической теории они не хотели добродетели. Легистам была необходима программа реформ государства. Они считали, что успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране. В легизме большая роль отводилась опыту прежних правителей.