Государственный строй и право Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:

Содержание

Введение
3
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
5
Государственный строй.
7
Местное управление.
11
Право Древнего Китая
13
Источники права
16
Уголовное право
17
Семейное право
21
Регулирование имущественных отношений
24
Судебный процесс.
26
Заключение
27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

древний китай.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

      

   

  Все темы

    Общественные  науки

       История

          История государства и права  зарубежных стран

Государство и  право Древнего Китая

Назад

 Министерство  образования и науки Республики  Беларусь

 Белорусский  Негосударственный Институт Правоведения

 Могилевский  Филиал

 Кафедра теории

 государства  и права

 КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 по предмету: История государства и права  зарубежных 

 стран 

 на тему: Государственный  строй и право 

 Древнего  Китая.

 Руководитель  темы :

 к. ю. н  . Синельник Н. В. 

 Выполнил

 студент гр. ПВ- 99 : Скоробогатова Н. В.

 г. Могилев  2000 г.

 Содержание

 Введение

3

 Сословно-классовое  деление в Древнем Китае

5

 Государственный  строй.

7

 Местное управление.

11

 Право Древнего  Китая

13

 Источники  права

16

 Уголовное  право

17

 Семейное  право 

21

 Регулирование  имущественных отношений

24

 Судебный  процесс.

26

 Заключение

27

 Список используемой  литературы

30

 Введение

 История Древнего  Китая обычно делится на ряд  периодов обозначаемых 

 в исторической  литературе по имени царствующих династии: период Шан

(Инь) (XV-XI вв. до  н.э.), период Чжо (XI — III вв. до  н.э.). В период Чжоу 

 выделяются  особые периоды:

 Чуньцю (VIII —  V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся  царств" (V—III

 вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в

 периоды Цинь  и Хань (III в. до н.э. — III в.  н.э.).

 Первые очаги  цивилизации городского типа  в Древнем Китае начали 

 возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине  реки Хуанхэ на базе 

 перешедших  к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В

 иньском Китае  вследствие разложения родоплеменных  связей,

 прогрессирующего  разделения труда выделяется  управляющий слой родовой 

 аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, 

 племенные  вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники,

 превращаемые, как правило, в рабов.

 Создание  первоначального примитивного государственного  образования 

 в Шан (Инь)  было связано с необходимостью  организации производства,

 орошения  земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек,

 защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении  племенного 

 вождя в  обожествляемого правителя иньского  царства — вана, обладавшего 

 значительной  властью, во-вторых, в образовании  административного 

 аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников,

 жрецов и  прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь 

 утверждается  верховная собственность царя-вана  на землю, этому 

 способствовали  представления о ване как о  земном божестве.

 Социальное  и политическое развитие народов  всего бассейна реки 

 Хуанхэ было  значительно ускорено завоеванием  царства Инь в конце XII в. 

 до н.э.  пришедшими с запада чжоусскими  племенами, которые установили 

 господство  над населением всего Северного  Китая, над множеством

 разрозненных  родоплеменных коллективов, находящихся  на различных 

 стадиях разложения  родовых отношений. Чжоусский  ван был поставлен 

 перед необходимостью  организации управления огромной  территорией. С 

 этой целью  он передал завоеванные земли в наследственные владения своим

 родственникам  и приближенным, которые вместе  с землей получали и 

 соответствующие  титулы.

 Первоначально  власть титулованных владельцев  уделов сдерживалась 

 силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э.  удельные правители,

 бывшие верные  подданные вана, начинают приобретать  фактически полную 

 независимость.  Власть вана ограничивается пределами  его владения-домена.

 Становясь  местными царьками, удельные правители  сами начинают 

 жаловать  земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом

 управления. Таким образом, в чжоусском  Китае господствует 

 раздробленность  с характерной ей междоусобицей,  приводящей к захвату то 

 одним то  другим местным царством позиций  гегемона, к поглощению им 

 более мелких царств.

 Долголетние  непрерывные войны привели к  экономическому упадку, к 

 разрушению  ирригационных сооружений и, наконец  к осознанию 

 необходимости  мира, сближения народов Китая  Выражением новых 

 настроений  стали проповедники конфуцианской  религии, призывающие к

 объединению  страны "без пристрастия и уничтожения  людей". Несмотря на 

 войны, в  период Чжаньго усиливаются экономические  и культурные 

 контакты  различных районов и народов,  что приводит к их сближению,  к 

"собиранию"  земель вокруг семи крупных китайских царств.

 В истории  Древнего Китая V в. до н.э.  был во многих отношениях 

 переломным. В это время зарождается действие  тех факторов, которые 

 приводят  к объединению царств в единую  империю, где господствующей 

 политической  идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению

 железных  орудий труда происходит резкий  подъем экономики. Освоение 

 новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост 

 сельскохозяйственного  и ремесленного производства  способствуют 

 развитию  товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению

 купечества. В этих условиях происходит  интенсивное разложение общинной 

 и утверждение  частной собственности на землю,  создание крупного частного 

 землевладения.

 Все это  приводит к тому, что в последние  века до н.э. в Китае

 проявляется  противоборство двух тенденций  в развитии общества. С одной 

 стороны,  развивается крупная частная  собственность на землю, основанная 

 на эксплуатации  крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой 

 — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно

 подчиненного  государству. Это были два возможных  пути развития : 1)

 через победу  крупной частной собственности  на землю — путь 

 раздробленности,  междуусобиц; 2) через упрочение государственной 

 собственности на землю и создание единого централизованного государства.

 Утверждается  второй путь, носителем которого  выступает царство Цинь. В 

221 году до  н.э. оно победоносно закончило  борьбу за объединение страны.

 Основы социальных  порядков, государственная машина, созданные в

 циньском  Китае, оказались столь приспособленными  к нуждам империи, что 

 они без  всяких изменений были перенесены  в Хань. Став традиционными, 

 они фактически  сохранились в императорском  Китае до буржуазной 

 революции  1911—1913 гг .

 В этой  курсовой работе мы поговорим  о государственном и правовом 

 устройстве  Древнего Китая.

 Сословно-классовое  деление в Древнем Китае

 В шаньско-иньском  (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв.

 до н.э.) переходном  от общинно-родового к классовому обществу Китае

 складывающиеся  сословно-классовые границы проходили  между тремя 

 социальными  слоями : а) привилегированной правящей  родовой 

 аристократией,  состоящей из верховного правителя,  его родственников и 

 приближенных, местных правителей с их родственниками и

 приближенными,  а также из глав родовых  и большесемейных (клановых)

 объединений;  б) свободными крестьянами-общинниками;  в) бесправными, 

 рабами, которые  находились в услужении у представителей  знати.

 Правящая  знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и

 общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта. Этому 

 соответствовала  система "общественных полей", при которой 1/9 часть 

 общинной  земли обрабатывалась сообща  общинниками, а урожай с 

"общественных  земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и

 знати, а  также на государственные и  общественные нужды.

 В связи  с дальнейшим развитием государственного  аппарата,

 усложнением  управленческих функций в чжоусском  Китае формируется еще 

 одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов,

 существующих  за счет той же ренты-налога, получаемой в форме 

"кормления"  с определенных общин, территорий.

 Разложение  общинной собственности на землю,  присвоение общинной 

 земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества

 приводит  в VI, V вв. до н.э. к росту как  крупного, так и мелкокрестьянского 

 частного  землевладения, а вместе с тем  и к увеличению числа безземельных 

 и малоземельных  крестьян, которые становятся, как  правило, арендаторами-

 издольщиками  на частновладельческих и государственных  землях.

 Вместе с  исчезновением "общественных  полей" рента-налог в форме 

 отработок  на "общественных полях" была  заменена налогом продуктами 

 соответственно  количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые

 налог с  количества обрабатываемой земли,  закрепленной за отдельными 

Информация о работе Государственный строй и право Древнего Китая