Флоренция – «колыбель Ренессанса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Флоренция – «колыбель Ренессанса», «Афины Италии», начиная с далекого этрусского происхождения до 1 века была всего лишь небольшим сельскохозяйственным поселением, остававшимся таковым и в римскую эпоху и преобразовавшимся во времена маркграфства Святой империи. Начиная с ХI по ХП века , в жизни города происходят существенные изменения. Город, если часто и был потрясен народными смутами и междоусобной борьбой гвельфов и гибеллинов, все же обогатился памятниками культуры.

Работа содержит 1 файл

Без имени 2.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Предисловие 

 

Флоренция –  «колыбель Ренессанса», «Афины Италии», начиная с далекого этрусского происхождения до 1 века  была всего лишь небольшим  сельскохозяйственным поселением, остававшимся таковым и в римскую эпоху и преобразовавшимся  во времена маркграфства Святой империи. Начиная с ХI по ХП века , в жизни города происходят существенные изменения. Город,  если  часто и был потрясен народными  смутами и междоусобной  борьбой гвельфов и гибеллинов, все же обогатился памятниками культуры. Например, были созданы Баптистерий и Сан-Миньято, были заложены  основы флорентийского господства в Тосканы. В ХП веке в основном сформировалась Коммуна, и стали  возникать профессиональные корпорации – цехи; в ХШ веке флорин стал самой устойчивой монетой в Европе.  ХШ век стал  веком Данте Алигьери, который в своей «Божественной комедии», написанной в начале ХIV века, придал  простонародному языку  такое достоинство, которое позволило ему стать основой итальянского языка, вначале литературного, а затем и разговорного. Этот век был также веком Джотто, зачинателя  еще одного обновления в области живописи. Это был и век  бурного строительства. Были построены  крупные общественные и религиозные сооружения - Кафедральный собор, Палаццо Веккьо, которые  создавал архитектор Арнольфо ди Камбио.              

 ХIV век был веком  готического стиля, джоттовской школы и интернациональной готики, веком Боккаччо и его «Декамерона», а также сложным периодом, отмеченным чумой (1348 год) и финансовым крахом.              

 В ХV веке перестала существовать Коммуна.  В 1334 году при Козимо Старшем взяла правление в руки синьория Медичи. В этот период  наибольшего расцвета  достигают во Флоренции культурные ферменты Гуманизма и высочайшая культура  эпохи Возрождения. При роскошном дворце Медичи, главным образом  при Лоренцo Великолепном, процветала  литература. Это были изысканные произведения   самого Лоренцо,  а также Полициано,  Пульчи. Флоренция в этот период и на долгие века прославилась живописью Боттичелли, Липпи, Гирландайо, Паоло Учелло. Достигла своего расцвета архитектура. Известные и прославленные мастера  Брунеллески, Микелоццо, Альберти создавали роскошные дворцы и общественные сооружения.  Скульпторы Донателло, Вероккьо украшали  частные палаццо и город.

В конце ХV века  Медичи были изгнаны из города и народ учредил  Флорентийскую республику. В этот короткий период выделяются такие необыкновенные фигуры, как Савонарола, Макиавелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.  

 

 

 

Флоренция  ХVI  века:

История. Политика. Культура  

 

 

               В 1503 году Пьеро Медичи утонул и главой рода стал его брат, 28-летний  кардинал Джованни, ловкий политик и большой сибарит. Хотя Медичи находились вне Флоренции, однако там  оставались  их сторонники. В городе власть сосредоточилась  в руках средних пополанов, что, естественно,  вызывало недовольство у богатых представителей Флоренции и создавало почву для  возможного возвращения Медичи.              

 В 1511 году благодаря энергии папы Юлия II в Венеции  образовалась Святейшая Лига для изгнания  французов из Италии, что и было осуществлено с помощью наемных войск. Так как у папы не нашлось  средств, чтобы  расплатиться с ними, то он разрешил  им напасть на Флоренцию и разграбить ее. Ради своего спасения  флорентийцы согласились  на уплату огромного выкупа и на возвращение Медичи, что и состоялось в 1512 году. С помощью испанских войск умный Джованни и добрый  Джулиано, сыновья  Лоренцо  Великолепного, вернулись на родину. В следующем году  Джованни стал папой  Львом Х. Медичи снова  заняли главенствующее положение во Флоренции и стали титулованными особами.             

 В 1527 году  Италия снова сделалась ареной активных военных действий. Вышедшие из повиновения  наемные войска испанского короля  и германского императора Карла V весной осадили Рим, захватили  и разграбили его, а папа, просидев некоторое время в замке Святого  Ангела, бежал и оказался в бедственном положении. Римская церковь стала вассалом императора Священной Римской империи германской нации.              

 Энергичные флорентийцы воспользовались ситуацией  и в мае 1527 года снова восстали против Медичи, которым опять пришлось бежать, а их дворец еще раз подвергся разграблению. Однако побежденный Климент VII сумел договориться с  победителем Карлом V и заручиться его поддержкой в борьбе за возвращение  Флоренции под власть Медичи: папа-флорентиец получил в свое распоряжение  испанских и немецкий наемников (ландснехтов) императора и двинул их на завоевание  родного города.         

 Осенью 1529 года началась осада Флоренции, затянувшаяся на 11 месяцев. Отважные горожане героически защищались. Одним из активных защитников был Микеланджело. Однако главнокомандующий предал интересы Флоренции и город 12 августа 1530 года сдался.  В дальнейшем  Флоренция стала  столицей герцогства Тосканского.  Первым герцогом  был Алеcсандро Медичи,  славившийся своей тиранической и развращенной натурой. Сподвижником его был Лоренцино Медичи.

Республика преобразовалась в  герцогство, что повлекло и изменение  герба города: на центральный лепесток красной лилии надели золотую герцогскую корону с острыми зубцами.  6 января 1537 года Алеcсандро Медичи был убит своим  приспешником Лоренцаччо (правнуком Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего). Убийце пришлось бежать из города, а герцогом  Тосканским стал  восемнадцатилетний Козимо I, другой правнук  Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего: отцы Лоренцаччо и Козимо I были родными братьями.  

Талантливый Козимо I, возглавивший Великое герцогство,  укрепил власть Флоренции в Тоскане. В 1569 году папа Пий V даровал ему титул великого герцога Тосканского. Республика была  упразднена полностью, а дворец Синьории с 1540 года  стал герцогской  резиденцией; в расположенной  поблизости Лоджии Орканьи разместились  стражники-наемники, и лоджию стали называть  Лоджия деи Ланци. В 1550-х годах Козимо I вместе со своей семьей переехал на другой берег Арно в новый дворец, который еще в ХV веке  начал сооружать для себя  Лука Питти. Его купила  Элеонора Толедская, жена Козимо I. Здание было достроено  под руководством  Бартоломео Аммамати и отличалось богатейшим внутренним убранством. В ХVI веке  протяженность фасада  ограничивалось семью окнами, впоследствии  размеры дворца значительно увеличили.  За дворцом на склонах холмов Боболи по проекту Буонталенти был создан сад, украшенный фонтанами и скульптурами. После переезда  герцогской семьи в новый дворец прежнюю резиденцию  стали называть старым дворцом. Дворец Синьории   сменил свое название на Палаццо Веккьо.  В палаццо Питти  разместилась Галерея Питти, в которой были картины из собрания Медичи.  

Медичи, а затем и члены семейства  Лорена, унаследовавшие  правление государством в 1737 году, продолжали поощрять искусства и сооружать виллы, парки, монументальные дворцы.

П. Муратов – видный знаток и  исследователь итальянского искусства  писал: «Герцог Козимо отлично понимал дух времени. Настала пора ограниченных действий и глубокой душевной замкнутости. Трагедия ушла внутрь семьи, и театром преступлений  сделались не улицы  Перуджи, не морской берег у Сенигаллии, но наглухо закрытые  внутренние покои  герцогских дворцов».  О какой трагедии  говорит Муратов? Действительно, история семейства Медичи изобилует преступлениями, убийствами, предательствами. Внутри семейства Козимо  старших сыновей ждала ранняя смерть, ходили слухи, что один брат убил другого,   и убийца был наказан смертью отцом, после чего герцогиня сошла с ума и вскоре тоже умерла. Несчастья преследовали и дочерей Козимо, они были отравлены из-за ревности своими мужьями. Третий сын Франческо I стал великим герцогом, но его жена внезапно скончалась при таинственных обстоятельствах.  

Вкусы переменились. Красивым  стало казаться богатство и великолепие, что проявилось и в архитектуре, и в других видах искусства. По повелению Козимо I при церкви Сан Лоренцо начали строить  усыпальницу, капеллу Герцогов – Капеллу деи Принчипи, ее закончили уже в ХVП веке.  Эта капелла должна была стать символом несметного богатства рода Медичи и в то же время она свидетельствовала об утере чувства соразмерности и вкуса.

Выдающимся произведением скульптуры стал отлитый из бронзы  Персей-победитель, созданный Бенвенуто Челлини в середине ХVI века. Этому произведению присущ дух жестокости – Персей в одной руке держит меч, а в другой отрубленную голову Медузы, тело которой попирает ногами.  Персей стоит в Лоджии деи Ланци недалеко от Давида Микеланджело, и обе статуи  воплощают собой разные эпохи в истории Флоренции.

В 1549 году построили  новую колокольню при церкви Санта Кроче взамен  пострадавшей от пожара.

Во второй половине ХVI века на площади  Синьории рядом с палаццо Веккьо сделали фонтан со скульптурой Нептуна работы Бартоломео Амманти. Невдалеке   воздвигли  памятник  - конный монумент Козимо I, созданный скульптором Джамболонья.

Крупного строительства (за исключением  Уффици и Палаццо Питти) больше не предпринимали.

В 1555 году Флоренция сумела подчинить  своей власти  давнего соперника – Сиену.

Козимо I скончался в 1574 году.  Сохранился  его бронзовый бюст работы  Бенвенуто Челлини. Роскошные доспехи, богато изукрашенный ворот  оттеняют внутреннюю сосредоточенность и напряженность лица великого герцога.

Конец республики означал  и конец искусства Возрождения. Центром нового стиля барокко  впоследствии стал Рим, а Флоренции суждено было вступить  в период интеллектуального и культурного угасания.  Одной из барочных церквей во Флоренции является  Сан Гаэтано, построенная уже в ХVП веке,  в барочном стиле  тогда же построена церковь Санта Фиренце. 

 

 

  

 

Архитектура  и скульптура Флоренции ХVI века 

 

Путешествие по Флоренции  в ХХI веке  

 

 

              В ХХI веке с панорамной террасы Пьяццале Микеланджело можно восхищаться видом всей Флоренции, куполом Кафедрального собора, мостами над Арно, холмами в глубине панорамы, величественными сооружениями, храмами, Галереей Уффици, палаццо Веккьо и другими сооружениями. Современная Флоренция хранит не только память о далеких временах и эпохах небывалого взлета Флоренции и ее угасания, но и памятники культуры и искусства ХVI века, в том числе зодчества, скульптуры и живописи.

Постройка здания, в котором находится  Галерея Уффици, хранящая одну из самых знаменитый в мире коллекций произведений искусства, была начата в 1560 году Вазари по заказу Козимо I. Здание предназначалось для официальных и административных целей  Флорентийского государства (чем и объясняется его название). Вазари спроектировал удлиненную площадь, обрамленную двумя крыльями здания с портикам, выходящими  на набережную реки Арно просторными арками. Архитектор также  построил в 1565 году длинный коридор, называемый его именем, который соединяет  Палаццо Веккьо с Уффици и, пересекая  реку Арно по Старому мосту (Понте Веккьо), соединяется с дворцом Питти.  В 1582 году Бернардо Буонталенти  преобразовал здание в галерею, разделив его на внутри на отдельные залы, заново украсил их. Последующие  правители Флоренции  постоянно обогащали эту  коллекцию, которая стала  музеем по повелению  великого герцога Франческо I в 1581 г.  

 Знаменитейший Давид – скульптурный шедевр Микеланджело, заказанный во времена Флорентийской республики и служивший символом независимости государства, был установлен при входе в Палаццо Веккьо в 1504 году. Эпоха Давида была также эпохой взлета, это период деятельности  Веспуччи, Макьявелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля.

Если мы окажемся во Флоренции в  настоящее время, то, кроме Галереи  Уфицци, можем увидеть собственными глазами множество памятников флорентийской культуры и искусства ХVI века. Так, например, на площади Синьории, которая всегда являлась центром флорентийской политической и общественной жизни, находится трехарочная  Лоджия Синьории, называемая также  деи Ланци и Орканья, построенная  Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти (около 1380 году), в которой находится известная скульптура «Похищение сабинянок» работы  Джамболонья, созданная им в 1583 году,  и скульптура  «Персей»  работы Бенвенуто Челлини 1554 года.  На этой же площади есть фонтан, в центре которого  находится статуя Нептун, называемая в народе «Бьянконе», окруженная наядами, тритонами и морскими конями, созданная в 1575 году. Слева от фонтана возвышается  конная статуя Козимо I Медичи  работы Джамболонья  1594 года.

На портале  палаццо Веккьо – символе  общественного строя Флоренции, перестроенном как раз в ХVI веке Вазари и Буонталенти,  находится фриз ХVI века  с монограммой Христа. В Средневековье  здание  было занято  под общественные сооружения коммуны, затем в ХVI веке  оно стало  резиденцией Козимо I. В Зале Совета Пятисот, украшенном Вазари и его помощниками  фресками и гобеленами в середине ХVI века, находится  скульптура «Победа» работы Микеладжело  1534 года. Кабинет Франческо I был спроектирован Вазари и гуманистом  Боргини (1572 год) и предназначался для редкостной коллекции герцога, украшен  произведениями  лучших флорентийских художников маньеристов. Произведения живописи и скульптуры ХVI века находятся также в Коллекции Лезер. Своей роскошной изысканностью и утонченностью восхищают  апартаменты Элеоноры Толедской – жены Козимо I, выполненных Вазари и его помощниками,  а также Капелла, расписанная Бронзино. В Зале Стихий, также выполненных Вазари, есть прекрасный Зал лилий с потолком, расписанным Джулиано да Майано, порталом работы  Бенедетто де Майано и фреской Гирландайо конца XV и начала  ХVI века.

В Зале Гардеробной, в шкафах которой  хранилась часть сокровищ Медичи,  сейчас находятся 54 географические карты большой исторической важности, выполненные Иньяцио Данти и Стефано Буонсиньори  в период с 1563 по 1575 года.               

 Оказываясь на знаменитом мосту Понте Веккьо, отражающимся в реке Арно, бегущей к Пизе, или Старом мосту, являющимся действительно  самым древним  мостом во Флоренции (на этом же месте была  переправа еще во времена  этрусков), необходимо вспомнить, что в ХVI веке Козимо I приказал передать ювелирам мясные  лавки, расположенные на мосту.             

Информация о работе Флоренция – «колыбель Ренессанса»