Флоренция – «колыбель Ренессанса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Флоренция – «колыбель Ренессанса», «Афины Италии», начиная с далекого этрусского происхождения до 1 века была всего лишь небольшим сельскохозяйственным поселением, остававшимся таковым и в римскую эпоху и преобразовавшимся во времена маркграфства Святой империи. Начиная с ХI по ХП века , в жизни города происходят существенные изменения. Город, если часто и был потрясен народными смутами и междоусобной борьбой гвельфов и гибеллинов, все же обогатился памятниками культуры.

Работа содержит 1 файл

Без имени 2.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 Знаменитый дворец Палаццо Питти, спроектированный в середине ХV века Филиппо Брунеллески для Луки Питти, богатого флорентийского купца,  был реконструирован и украшен родом Медичи, которые расположились там с 1550 года. Интересен и сад Боболи, находящийся позади Палаццо Титти и  являющийся примером  итальянского сада. Палатинская  галерея  богата бесценными сокровищами.              

 В поисках шедевров флорентийской культуры ХVI века необходимо зайти в церковь Сан Лоренцо. Церковь очень древнего происхождения, хранящая  в центре кессонного потолка  центрального нефе герб  рода Медичи. Перед церковью  установлен памятник Джованни  далла Банде Нере, единственному военному из  рода Медичи, работы Баччо  Банделли 1540 года.  Слева от фасада церкви  находится вход в Лауренцианскую библиотеку, постройка которой  была начата  Микеланджело в 1523 году и закончена Вазари и его помощниками.              

 Архитектурный ансамбль Капеллы Медичи  включает  Новую Сакрестию работы Микеланджело 1524 года с гробницами Джулиано герцога Немурского, украшенной  знаменитыми  статуями Дня и Ночи. Над гробницей  Джулиано и Лоренцо Великолепного установлена  прекраснейшая  Мадонна с младенцем работы Микеланджело. Невозможно в отдельности восхищаться  каждым произведением, так как архитектурный и скульптурный ансамбли капеллы сливаются в одно целое, дополняя друг друга.              

 Произведения искусства Флоренции ХVI века  находятся и в Галерее Академии, основанной в 1784 году.  Там есть живописные полотна  Флорентийской школы ХVI века,  собраны некоторые скульптурные работы Микеланджело Буонарроти – «Рабы» (коло 1518 года), «Святой Матфей» (около 1505 года), единственная из задуманных скульптур двенадцати Апостолов, предназначенных для Кафедрального собора Флоренции, драматичная, полная скорби и мудрости  «Пьетта Палестрины», а также «Давид», находившийся ранее у входа в Палаццо Веккьо.              

 Скульптурные работы тосканской школы ХVI века находятся также в Национальном музее Барджелло.  На первом этаже Музея находится зал ХVI века, в котором  выставлены  скульптуры работы Микеланджело: «Тондо Питти», бюст «Брут»,  «Вакх и Аполлон-Давид», и кроме этого  произведения Челлини,  Сансовино,  Амманната  и  Джамболонья.             

 Вазари  выполнил гробницу Микеланджело, которая находится в церкви Санта Кроче, там же находится и гробница Маккиавели.    

 

Живопись во Флоренции  ХVI века 

 

Во Флоренции к ХVI веку сложилась  так называемая Флорентийская школа  живописи. В конце ХV века  проявились тенденции  декоративности  (Б. Гоццоли),  черты  мистической  созерцательности (фра  Анджелико),  и лирической камерности образов (фра Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы  локальных границ  Флорентийской школы, ознаменовало собой  вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистическая целостность  искусства  Флорентийской школы ХVI века   в произведениях  скульптора А. Сансовино, живописцев  фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто  нарушалась тенденциями маньеризма. Крупнейшими представителями маньеризма стал  архитектор и живописец Дж. Вазари, а также живописцы А. Бронзино, создавший портреты Элеоноры Толедской, подчеркивающие ее испанский колорит (жена Козимо I была дочерью неаполитанского вице-короля),  Я. Понторно, Россо Фьорентино. 

В ХVП веке  флорентийская школа переживает упадок.  

 

Леонардо да Винчи 

 

Леонардо да Винчи – гениальный живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый  и мыслитель   родился в 1452 году близ Флоренции. Подытожив  опыт кватроченто, он заложил  основы искусства  Высокого Возрождения. Вершиной его живописного мастерства общепризнанно считается «Тайная  вечеря», созданная им  в трапезной  монастыря  Санта –Мария делле Грацие в 1495 –1497 годах. Во Флоренции великий художник бывал наездами в 1500 – 1502 годах, 1503 –1506 и 1507 году. 

Около 1503 года Леонардо да Винчи, находясь во Флоренции, написал одну из самых удивительных портретов во всем мировом искусстве – Джоконду, или Мону Лизу (в настоящее время хранится в Лувре).  Это портрет, как утверждает предание, является изображением  жены флорентийского купца, которая под рукой Леонардо да Винчи приобрела магически притягательные и таинственные черты. Ее улыбка сводит с ума всех, кто на нее смотрит. Ни одному художнику не удавалось  воплотить в портрете столь сложную и богатую гамму чувств  - гармоничную красоту, чувство собственного достоинства,  проницательность (Мона Лиза внимательно смотрит на своего собеседника),  доброту  и мудрость, и в то же время, если  смотреть на портрет с близкого расстояния, то его глубокий влажный колорит как бы переворачивает восприятие, и Мона Лиза,  с ее еле уловимой улыбкой, начинает казаться недоброй, лукавой, язвительной и  скрывающей нечто демоническое, некую неизъяснимую тайну, вмещающую и добро и зло. «Джоконда» притягивает к себе, о ней написаны тысячи исследований. Поражает не только таинственность ее мимики,  двойственность улыбки, но и космически необъятный пейзаж, в который она  погружена как в родную стихию.

В 1503 году флорентийцы  поручили  Леонардо да Винчи  написать огромную батальную фреску на одной из стен зала Совета Пятисот в Палаццо Веккьо. В 1504 году Микеланджело   заказали  роспись другой стены. Оба мастера  сначала  создали эскизы на картоне: Леонардо изобразил  битву  флорентийцев с миланцами в 1440 г. при  Ангиари, Микеланджело – битву  своих соотечественников  с пизанцами в 1364 году при Кашине.  В 1505 году  оба картона были представлены в готовом виде и произвели потрясающее впечатление. К сожалению  оба картона погибли, и росписи не были осуществлены.

Росписи в Палаццо  Веккьо – «Битва при Ангарьи» стоит у истоков  батального жанра в искусстве нового времени. По выражению самого Леонардо да Винчи, он хотел  передать «зверское безумие войны».

Записные книжки Леонардо да Винчи, которые велись им на протяжении жизни, проясняют глубину его  живописных творений. Художник считал, что живопись через пропорции и перспективу воплощает  многообразие мира и универсальность  разумного начала, царящего в природе.  

 

Рафаэль Санти из Урбино  

 

С конца 1504 года  в течение четырех лет во Флоренции работал Рафаэль Санти из Урбино. В эти годы он создал своих знаменитых мадонн, преисполненных божественной гармонией и красотой.  Одной из самых знаменитых  является  Мадонна дель Грандука  («Мадонна великого герцога»). С ХVШ века она находилась в собрании  Фердинандо Ш, великого герцога Тосканского, а сейчас в Галерее Палантина Флоренции.  К этому же периоду относится и рафаэлевская  «Мадонна с безбородым Иосифом» (в настоящее время находится в Эрмитаже).  В работах Рафаэля воплотились  идеальные представления о Божественном и Человеческом, о тайне Боговоплощения, о сути  женственности и жертвенности.

Флоренция была особенным городом  для мастера. Здесь он  изучал флорентийскую живопись, особенно интересовался  фра Бартоломео и Леонардо да Винчи.

Рафаэль вошел в память Флоренции еще и тем, что создал проект Пандольфини, который строился с 1520 года  и отличался благородной сдержанностью форм и теплотой  внутренних интерьеров.  

 

 

 

Микеланджело 

 

 

              Гениальный скульптор, мыслитель и поэт, человек ренессансного  типа, наделенный энциклопедическим охватом знаний, универсальным мышлением и огромной работоспособностью, вернулся из Рима во Флоренцию в 1501 году.  Он уже прославился своей знаменитой  скульптурной группой «Оплакивание Христа» (Pietà). Скульптор попросил отдать ему  гигантскую глыбу  белого мрамора. Над ней  уже работал ваятель, но неподатливый камень был непослушен  его резцу, и камень был отброшен как негодный. В 1504 году Микеланджело  закончил своего Давида, одно из величайших творений  искусства. Он изваял библейского героя Давида в момент наивысшего  напряжения сил, когда тот  готов метнуть из пращи смертоносный камень в великана Голиафа, выступившего против Израиля. До Микеланджело  над этим образом работали  Донателло и Верроккьо, их Давиды представали перед зрителями изящными мальчиками, полными юности и пробуждающейся силы. Давид Микеланджело – гигантская скульптура, достигающая более 4 метров. Это едва ли   не самый героический  образ во всей мировой культуре. Он наполнен энергией и передает ее  зрителям,  как и целеустремленность, при  полной осознанности своего превосходства над противником во имя свободы. Именно это отвечало в тот момент  настроениям  большинства флорентийцам, избавившимся от единовластия Медичи и гордившихся обретенной независимостью. Давида торжественно установили на площади Синьории у входа в Палаццо Веккьо на том месте, где  стояла  бронзовая «Юдифь с головою Олоферна» Донателло.             

 Соперник Микеланджело, скульптор Баччо Бандивелли, хотел превзойти автора Давида и в 1534 г. изваял Геркулеса, который так и не смог затмить микеланджеловского Давида.

Так и не состоялась заказанная Львом  Х Микеланджело  работа по отстройке и украшению фасада родовой церкви  семейства Медичи Сан Лоренцо.  Старая ризница при Сан Лоренцо, где похоронены  члены древнего рода Медичи, к ХVI веку  стала мала, поэтому  Микеланджело получил заказ  на создание новой ризницы (Sacrestia Nuova),  названной впоследствии  капеллой Медичи.  Она была  закончена в  1524 –1534 годах и представляла собой  замечательный ансамбль  архитектуры и скульптуры. Микеланджело отталкивался от традиций Брунеллески и внес много нового. Д. Вазари писал: «А так как Микеланджело задумал подражать Старой Сакристии, созданной  Филиппо Брунеллески, но с украшениями  другого ордера, он  отделал ее сложным ордером в более  разнообразном и более новом духе, чем тот,  который  когда-либо смел себе позволить старые и современные мастера, ибо новизной столь  красивых карнизов, капителей и баз, дверей, ниш и гробниц, он создал  нечто весьма  отличное  от того, что делалось  по размерам, по чину и по  правилам  в соответствии с общепринятым обычаем. Художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они  неизменно создавали по единой  проторенной дороге».

Наибольшую известность приобрели  скульптурные изображения над саркофагом герцога Немурского – Ночь и День. День – могучий атлет, в упор смотрящий  невидящим взором, его лицо, в  отличие от  тщательно проработанной резцом мускулатуры тела, почти не прописано и намеренно оставлено спрятанным в камень. Как считают исследователи, Микеланджело хотел таким образом запечатлеть отказ Флоренции от республиканских традиций.

Ночь  обладает лицом  красивой, но немолодой женщины. Ночь является символом  прекрасного, уходящего в небытие.

Пробуждающееся Утро опоясано лентой – символом рабства.

Все скульптурные изображения-аллегории  и  символы, которые не поддаются слишком однозначным и одномерным трактовкам. Сам автор этих гениальных работ  признавался: «А что же я смогу сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной? Кто и когда, в каком  веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только  спокойствие спящей, но и печаль  и уныние того, кто потерял  нечто  почитаемое и великое... В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. И потому  люди ученейшие  сложили в ее честь много стихов, латинских и народных, вроде следующих:  

 

 

              Ночь, что так сладко пред тобою спит,             

 То ангелом одушевленный камень.              

 Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,             

 Лишь разбуди  - и он заговорит.  

 

На них от имени Ночи Микеланджело отвечал так: 

 

 

              Отрадно спать, отрадней камнем быть!             

 О, в этот век, преступный и постыдный,             

 Не жить, не чувствовать – удел завидный,             

 Прошу тебя, не смей меня будить                             (перевод Ф. Тютчева)» .  

 

В 1524 году по заказу  папы Климента IV Микеланджело  создал проект  библиотеки, которую Медичи начали собирать еще в начале ХV века. Строительство  библиотеки затянулось надолго.  Эти перерывы были связаны не с творческими проблемами, а политическими.  Во время преобразования Флоренции из республики в герцогство  Микеланджело оказался среди тех горожан, которые активно защищали город в 1530 году.  Ему пришлось даже на время бежать. Климент VII, как пишет Д. Вазари,  «хотя и гневался на Микеланджело, простил ему все, будучи другом талантов».

Папа вызвал Микеланджело в Рим, а затем велел вернуться во Флоренцию и закончить  сооружение капеллы Медичи и библиотеки.  Микеланджело подчинился приказу, и эти две его работы стали последними  великими творениями  в истории города.

Лауренциана – последнее великое  архитектурное творение Флоренции ХVI века.  Вазари  писал так об этом сооружении: «Никогда еще не видано было изящества более смелого, как в целом, так и в деталях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано  было и лестницы  более удобной, с ее  столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого».

Скончался Микеланджело в 1564 году в  Риме и с великим почетом  был погребен в усыпальнице церкви Сант Апостоло. Папа Пий IV намеревался  воздвигнуть ему памятник в соборе Святого Петра. 

В свое время Лев Х (Джованни Медичи) намеревался   вернуть во Флоренцию  прах великого Данте, скончавшегося в Равенне, но получил отказ.  Пример Данте остался укором для Флоренции, и герцог Козимо твердо решил не допустить второго позора и вернуть прах Микеланджело на родину. Как сообщает Вазари,  труп Микеланджело тайно извлекли из гробницы, упаковали, как  тюк с товарами, и перевезли во Флоренцию. «Для устройства похорон и погребальных церемоний были избраны четыре лица: живописцы Аньоло Бронзино и Джорджо Вазари и скульпторы Бенвенуто Челлини и Бартоломео Амманати, люди с незапятнанными  именами и в своем искусстве  прославленные».  Герцог хотел устроил пышные похороны в соборе, но  было известно, что  сам Микеладжело хотел  быть похороненным в  церкви Санта Кроче, где покоились его предки.

Информация о работе Флоренция – «колыбель Ренессанса»