Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков
Введение
Основные идеи Высокого Возрождения
Гуманистический неоплатонизм как фундаментальное понятие данного периода
Особенности Высокого Ренессанса в Венеции
Город Венеция
Джорджоне и Тициан – великие мастера Венецианского Ренессанса
Заключение
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Курсовая
работа по дисциплине
«Культура и искусство
стран Европы»
Высокий
Ренессанс в Венеции
Выполнила студентка группы ИК – 071
Стукалова
Кристина
=Одесса
2010=
План
Введение
Заключение
Введение
Энгельс назвал эпоху Возрождения «величайшим прогрессивным переворотом, пережитым до того человечеством, эпохой, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». [1]
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков. [2]
Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в. [3] Но в данной работе будет идти речь о Высоком Возрождении, в частности в Венеции.
В искусстве Высокого Ренессанса геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь. [3]
Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. - Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры.
Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение.
Данная тема предполагает изучение Венеции эпохи Высокого Ренессанса. Венеция этих лет становится одним из центров передовой культуры и науки. Говоря об искусстве – Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики.
Актуальность данной темы заключается в том, что в эпоху Возрождения (так же и Высокого Возрождения в Венеции) в своих идеалах был выработан и реализован совершенно новый тип соотношения коллектива и индивида, общества и личности, что способствовало формированию неординарного типа культурного деятеля. Ренессанс был ориентирован на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, стимулирующего культурный прогресс общества. В исторической и культурологической литературе сложилось преобладающее мнение о том, что Ренессанс - это система, ориентированная, прежде всего на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него стремящаяся к «окультуриванию» общества. Действительно, ренессансная интеллигенция видела торжество общественных идеалов на путях экспансии культуры, которая, формируя и преобразовывая каждого конкретного индивида, вкусившего от ее плодов, создавала тем самым необходимые условия для разумного социального устройства. Когда все члены общества (коллектива, группы) высококультурны, высокодобродетельны, они не нуждаются в каких-либо институциональных и идеологических регуляторах и сами формируют общественные отношения в разумном и гуманном сотворчестве.
Идеал представителей культуры эпохи Возрождения, по внутреннему строению абсолютно демократичный, как нам представляется, не мог быть соотнесен со всем обществом, и в этом отношении он был элитарен. Расплывчатый и лишенный социальной конкретности, он, поэтому изначально не мог быть, и не стал мировоззренческой основой культуры итальянского общества периода Высокого Возрождения. Следовательно, социальный идеал, выдвигающий на первый план общество равно культурных и определенным образом не управляемых индивидов, не мог способствовать созданию доктрин, норм, институтов, ценностей и ритуалов, имеющих тенденцию придавать единство всему общественному организму. Абсолютная демократичность или абсолютная элитарность социального идеала Возрождения - вот вопрос, который ставился в литературе во все периоды изучения такого феномена как идеалы Возрождения. Отсутствие однозначного ответа, возможно, обусловлено некоторыми пробелами в научном обосновании принципов формирования «характера» ренессансной культуры под влиянием общества и институтов власти.
Задача курсовой работы - проследить, как такой культурный феномен под названием Возрождение (а в данном случае промежуток: конец XV в. — первая треть XVI в. – Высокое Возрождение) повлиял на развитие культуры и искусства Венеции и Италии в целом.
Цель
– закрепит и углубить знания в области
культуры и искусства эпохи Возрождения,
в частности Италии и Венеции. Раскрыть
особенности психологии искусства в этот
период
Основные
идеи Высокого Возрождения
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. [1]
Культура
Ренессанса в это время оказывало
невероятное влияние и обширное
признание в итальянском
В
эпоху Ренессанса мы наталкиваемся
на замечательное явление не только
в истории итальянской
Расцвет Флорентийской академии приходится на период 1470-1480 гг., т.е. на предгрозовые годы Италии. Сначала заговор Пацци (1478), затем социальные и религиозные волнения во Флоренции, революция 1494 г., гибель Савонаролы, от проповеди которого академики ожидали обновления христианского мира, надвигающееся политическое падение Италии – все это положило конец платоническому движению. Платон начинал казаться "учителем дерзости", а Аристотель – "учителем нечестия" (см. 130, 7-14). Платоновская академия, или, как ее называли, "Платоническая семья" (Platonica familia), во Флоренции имела свою краткую, но блестящую историю. Этому немало способствовало покровительство Лоренцо Медичи, который утверждал, что "без платоновской дисциплины никто не может с легкостью стать ни хорошим гражданином, ни опытным в христианском учении". [4]
Флорентийский неоплатонизм является меньше всего какой-нибудь теорией. Эти неоплатоники были чрезвычайно ученые люди, много всего знали, знали много языков, очень многое из древних мифологий, Библию, христианство, всю мировую философию и всю мировую литературу. Но дело здесь было вовсе не в теории. Флорентийский неоплатонизм – это прежде всего определенного типа жизнь, какое-то своеобразное братство людей, у которых было общее все, включая мелочи жизни, включая все занятия и решительно всю обстановку жизни. Это были неоплатоники, т.е. глубочайшие теоретики одной из самых развитых и углубленных философских систем с тончайшей логикой и диалектикой, с отточенной антропологией и натурфилософией и с весьма виртуозным теоретическим знанием также и всех правил догматического богословия, поэтики, риторики и многоязычной грамматики.
Этот флорентийский неоплатонизм отнюдь не переживался во Флоренции как нечто насильственное, как что-нибудь нудное и скучное, как нечто требующее бесконечных усилий, бесконечных упражнений и нескончаемой учебы, как нечто действительно только теоретическое. Этот неоплатонизм, как бы он ни был религиозен, мифологичен, символичен и даже мистичен, переживался во Флоренции весьма легко и непринужденно, а большей частью даже празднично и торжественно. И это была, в сущности, весьма светская теория. Флорентийский неоплатонизм был необычайно человечен, он отличался сердечностью, интимностью, оправдывая и обосновывая собою как раз эти легкие, большей частью лирические, но никогда не приторные, глубочайше дружественные и почти, можно сказать, романтические людские отношения. Вот почему это было Ренессансом в подлинном смысле слова. Флорентийским неоплатоникам жилось очень привольно и беззаботно, так что неоплатонический идеализм был у них обыденной жизнью, пронизывал весь быт и был чем-то незаметным, само собою разумеющимся. [4]
Гуманизм – основной принцип жизнеустройства в период культуры Возрождения. Но что значит сам термин «гуманизм»? Его происхождение связано с понятием studia humanitatis — букв, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого. [5]