Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 04:34, доклад
Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую "старое" от "нового". Чаще всего элементы того и другого слиты в неразложимом синтезе, как в "Божественной комедии" Данте, которого Энгельс назвал последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Проторенесанс
Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую "старое" от "нового". Чаще всего элементы того и другого слиты в неразложимом синтезе, как в "Божественной комедии" Данте, которого Энгельс назвал последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени.
Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии.
Для плеяды блестящих писателей философов, публицистов, художников Возрождения характерны твердая уверенность неисчерпаемого высокочеловеческого духа, чтобы человек все умел, знал, мог.
По сути, в это время возникает то понимание мира, которое ставит человека в центр Вселенной.
Неуемная радость жизни, здорового, сильного, отважного человека с яркими эмоциями и смелыми мыслями - такие черты присущи первым пьесам У.Шекспира ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "12 - я ночь" и т.д.) В них ярко выражена ренесанская мысль, что про человека судят не по одежде и положению, а по его уму, отваге и благородству.
Опережая все искусства, пышно расцветала испанская литература: сатира, драматургия. Чрезвычайно популярным становится театр. Когда Лоне де Веда (1562 - 1635) начинал свою литературную деятельность, в Мадриде было только 2 труппы, а когда заканчивал ее, их уже насчитывалось 40.
Народную стихию внес в литературу Франсуа Рабле (1494 - 1553) романом "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором дал гениальную сатиру на свое время.
Одним из выдающихся явлений культурной жизни Франции XVI столетия был скептик Мишель де Монтель.
Кватроченто
А Кватроченто - этап раннего Возрождения в Италии - триумфальный период в истории искусства. Поражает щедрость, преизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Можно подумать, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. Впрочем, это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, - все дело в том, что "средний уровень" их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Он был высок и в средние века, но там искусство было плодом коллективного гения, а Возрождение рассталось со средневековой маосовидностью и безымянностью. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника - профессионала, художника - артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве.
По
давно сложившейся исторической
традиции зачинателями искусства раннего
Возрождения считаются три
По - новому ощущать мир - значило по-новому его видеть. Человек, "возродившийся" к новому бытию, увидел себя не в райских эмпиреях, как лирический герой Данте, а на земле. Он хотел освоить мир как реальную арену своих действий. Наука, долго пребывавшая в путах схоластики, не была к этому готова. Жажда познания раньше всего вылилась в форму художественного познания, где аналитическая мысль и непосредственная эмоция не расслаиваются, а взаимопроникают. Первым каналом познания было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Наука нового времени начинала свой путь в союзе с искусством, зарождаясь как бы внутри него.
Человек, его труд, который должен переделать свою жизнь, представлялись, как неисчерпаемая возможность как умение подчинить себе все природные силы.
Человек - мудрец, выступает у Д. Бруно, Франсисе Беконе и др. натурфилософов позднего Возрождения в роли всемогущего мага. В этом раскрывалось единство бытия и сознания согласно Ренессансному миропониманию.
Мирской
дух искусства кватроченто
Флорентийский живописец Сандро Боттичелли - самый замечательный художник позднего кватроченто. Муратов справедливо говорит о нем: "Редко какой художник так переживал и так выражал духовное содержание своей эпохи". Он отразил ее сложные перепутья. В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные образы, типичные для зрелого кватроченто. Потом появляется неповторимо боттичеллиевское нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. В пору своего расцвета Боттичелли создает прославившие его картины - "Весна" и "Рождение Венеры", пишет множество "Мадонн", расписывает фресками стены Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрирует "Божественную комедию" Данте.
Высокое и позднее возрождение
Проторенессанс
в Италии длился примерно полтора
столетия, ранний Ренессанс - около
столетия, Высокий Ренессанс - всего
лет тридцать. Его окончание связывают
с 1530 годом, трагическим рубежом, когда
итальянские государства
Хотя по времени культура кватроченто и чинквеченто непосредственно соприкасались, между ними было отчетливое различие. Кватроченто - это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто - синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность раннего Ренессанса.
Достаточно только трех имен, чтобы понять значение среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения - Интеллект, Гармонию, Мощь.
Переполненный замыслами, малой доли которых хватило бы на целую жизнь, Леонардо ограничивался тем, что намечал в эскизе, в наброске, в записи примерные пути решения той или иной задачи и представлял грядущим поколениям додумывать и доканчивать. Он был великий экспериментатор, его больше интересовал принцип, чем самое осуществление. Если же он задавался целью осуществить замысел от начала до конца, ему хотелось добиться такого предельного совершенства, что конец отодвигался все дальше и дальше, и он, истощая терпение заказчиков, работал над одним произведением долгие годы.
От миланского периода сохранились картина "Мадонна в гроте" и фреска "Тайная вечеря". Оба эти произведения эпохальны - целая художественная программа Высокого Возрождения, образцы ренессансной классики.
Из произведений последнего двадцатилетия жизни Леонардо назовем знаменитую "Мону Лизу" ("Джоконду"). Едва ли какой-нибудь другой портрет приковывал к себе на протяжении столетий, и особенно в последнее столетие, столь жадное внимание и вызывал столько комментариев. "Мона Лиза" породила различные легенды, ей приписывали колдовскую силу, ее похищали, подделывали, "разоблачали", ее нещадно профанировали, изображая на всевозможных рекламных этикетках. А между тем трудно представить себе произведение менее суетное. Пошлый шум, поднимаемый вокруг "Моны Лизы",- комедийная изнанка популярности, а причина неувядающей популярности Джоконды - в ее всечеловечности. Это образ проникновенного, проницательного, вечно бодрствующего человеческого интеллекта; он принадлежит всем временам, локальные приметы времени в нем растворены и почти неощутимы, так же как в голубом "лунном" ландшафте, над которым царит Мона Лиза.
Это венец искусства Леонардо. Тихий луч человеческого разума светит и торжествует над жестокими гримасами жизни, над всевозможными "битвами при Ангиари". Их много прошло перед глазами Леонардо. Он предвидел их и в будущем - и не ошибался. Но разум пересиливает безумие - Джоконда бодрствует.
Среди художественных сокровищ галереи Уффици во Флоренции есть портрет необыкновенно красивого юноши в черном берете. Это явно автопортрет, судя по тому, как направлен взгляд, - так смотрят, когда пишут себя в зеркале. Долгое время не сомневались, что это - подлинный автопортрет Рафаэля, теперь его авторство некоторыми оспаривается. Но, как бы то ни было, портрет превосходен: именно таким, вдохновенным, чутким и ясным, видится образ самого гармонического художника Высокого Возрождения, "божественного Санцио".
Он
был на тридцать лет моложе Леонардо
да Винчи, а умер почти одновременно
с ним, прожив всего тридцать семь
лет. Недолгая, но плодотворная и счастливая
жизнь. Леонардо и Микеланджело, дожившие
до старости, осуществили лишь некоторые
из своих замыслов, и только немногим
далось довести до конца. Рафаэль, умерший
молодым, почти все свои начинания
осуществил. Самое понятие незаконченности
как-то не вяжется с характером его
искусства - воплощением ясной
Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был если и не столь универсальным, как Леонардо, то все же очень разносторонним художником: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора. Но доныне его знают больше всего как создателя дивных "Мадонн". Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля.
Лучшая из фресок "Афинская школа": ее Рафаэль исполнил всю собственноручно. В ней он воплотил представление ренессансных гуманистов о золотом времени античного гуманизма и, как всегда делали художники Возрождения, перенес эту идеальную утопию в современную среду. Под высокими сводами чисто ренессансной архитектуры, на ступенях широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. В центре, наверху лестницы, - Платон и Аристотель; сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор - старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю. Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а оправа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.
И третья горная вершина Ренессанса - Микеланджело Буонаротти. Его долгая жизнь - жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. Ромен Роллан говорит: "Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Вот человек, поистине одержимый гением. Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель, и державшим его в кабале".
Микеланджело был ваятель, архитектор, живописец и поэт. Но более всего и во всем - ваятель; его фигуры, написанные на плафоне Сикстинской капеллы, можно принять за статуи, в его стихах, кажется, чувствуется резец скульптора. Скульптуру он ставил выше всех других искусств и был в этом, как и в другом, антагонистом Леонардо, считавшим царицей искусств и наук живопись. Одна из ранних работ Микеланджело - статуя Давида, высотой около пяти метров, он изваял из единой мраморной глыбы (ранее уже испорченной неудачной обработкой) прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта.
Излюбленный
Микеланджело мотив контрапоста - верхняя
часть торса резко повернута.
Совсем не похоже на то легкое, волнообразное
движение, которое оживляет тела греческих
статуй. Характерный поворот