Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:12, курсовая работа
Столица Тосканы и бывшая столица Итальянской Республики, Флоренция расположена в верхнем течении реки Арно между холмами области Сенсе-Клавей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что этот древний город вобрал в себя колоссальное количество исторических памятников, превратившись в наши дни в один большой музей под открытым небом, внесенный в 1982 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
12
Введение
Столица Тосканы и бывшая столица Итальянской Республики, Флоренция расположена в верхнем течении реки Арно между холмами области Сенсе-Клавей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что этот древний город вобрал в себя колоссальное количество исторических памятников, превратившись в наши дни в один большой музей под открытым небом, внесенный в 1982 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В число самых знаменитых памятников города входят Палаццо-Веккио ("Старый дворец", или дворец Синьории, 1299-1314 гг.), здание галереи Уффици, площадь Пьяцца-делла-Синьория, смотровая площадка на площади Микеланджело, Питти (самый грандиозный дворец города с прилегающими садами Боболи), Понте-Веккио ("Старый мост", XIV в.) с его знаменитым Корридоро-Вазариано (специально построенный для династии Медичи тайный проход над магазинами моста, связывающий Палаццо-Веккио, галерею Уффици и дворец Питти) и многое другое.
Практически каждый квартал города имеет свою церковь, причем почти каждая из них представляет огромную художественную ценность. К лучшим образцам религиозной архитектуры Флоренции относятся готический кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1466 гг.), колокольня Джотто (XIV в.), Санта-Кроче (XIII-XIV вв., здесь находится знаменитый "Пантеон Флоренции" - могилы известнейших граждан города, в том числе Микеланджело, Макиавелли, Галилея, Россини, Данте и других) и баптистерий Сан-Джованни ("Врата рая", бывшая оборонительная башня римского периода, перестроенная в IV-V вв. н. э.) с позолоченными бронзовыми воротами.
Во Флоренции огромное количество музеев. Галерея Уффици на площади Сеньория - не только один из старейших музеев Италии (1560 г.), но и самое полное и значительное собрание итальянской живописи в мире. Флоренция очень богата историческими памятниками, произведениями культуры и искусства, что некоторые туристы, первый раз попавшие туда, испытывают так называемый "синдром Стендаля", когда обилие "красот" приводит к головокружениям, усиленному сердцебиению и даже обморокам. В любом случае, чтобы увидеть хотя бы часть уникального наследия города, нужно провести здесь месяцы и даже годы.
Цель данной работы – проследить путь становления Флоренции самым древним и знаменитым культурным центром Европы, а также ознакомиться с выдающимися людьми этого города и его достопримечательностями.
Задачи курсовой работы:
1) Осуществить подбор литературы по выбранной теме и изучить её
2) Рассмотреть основные тенденции в живописи Флоренции
3) Уделить внимание итальянским художникам эпохи Возрождения
4) Изучить особенности архитектуры Флоренции и важнейшие памятники зодчества
Анализ литературных источников
При составлении данной курсовой работы была использована литература, посвященная итальянской живописи и архитектуре эпохи Возрождения.
Особый интерес привлекла книга Бароне Гаэтано «Флоренция. Город и его шедевры», в которой подробно описываются культурные памятники родины итальянского Ренессанса.
«Жизнь замечательных людей» Флоренция Павленкова рассказывает нам о гениях, которые жили на протяжении нескольких столетий эпохи Возрождения буквально на каждой улице Флоренции и чей вклад в искусство, литературу, науку невозможно переоценить.
Наиболее полно представить образ всесторонне развитой личности, как Леонардо да Винчи, помогла книга Александра Веццози. Обилие красочных изображений работ живописца, скульптора, художника и ученого Леонардо да Винчи помогают познать его гениальную натуру.
Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена титанам эпохи Возрождения и их гениальным произведениям искусства. Вторая глава раскрывает величество архитектуры Флоренции.
1.Живопись Флоренции. Итальянские художники эпохи Возрождения.
1.1 Леонардо да Винчи во времена Медичи
Сер Пьеро «показал однажды несколько рисунков [Леонардо] своему другу Андреа дель Верроккьо <…>.Андрея пришел в изумление, увидев, насколько замечательны первые опыты Леонардо». Так, согласно Вазари, Леонардо поступил в мастерскую Верроккьо, где, «не ограничиваясь изучением ремесла, он стал заниматься всем, что имеет отношение к рисованию», хотя «призванием его была живопись».
В почти легендарной мастерской Андреа дель Верроккьо с конца 1460-х и на протяжении 1470-х годов работают Боттичелли, Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренцо ди Креди, а также художники «второстепенные», хотя среди последних можно назвать имена масштаба Козимо Росселли и Франческо Боттичини. Сотрудники мастерской создают произведения, в которых чувствуется рука Леонардо и которые позднее будут ему полностью или частично приписаны. Оплату заказа всегда требуют от имени Верроккьо. Так произошло с «Мадонной ди Пьяцца» в соборе Пистойи: мэтр написал эту картину между 1475 и 1485 годами совместно с Лоренцо ди Креди, а Леонардо будто бы дал несколько советов по композиции и, возможно, нарисовал некоторые детали, как было в случае с террасой луврского «Благовещения». Леонардо нет еще двадцати лет, однако им и Перуджино восторгается такой необыкновенный ценитель, как Джованни Санти, отец Рафаэля: в своей «Стихотворной хронике» он превозносит Верроккьо за успехи в воспитании учеников.
Во Флоренции Леонардо находится в самом центре утонченного гуманизма: в этом необыкновенном тигле тосканская традиция обогащается новыми связями с культурой Севера и Востока. Идеальными образцами для подражания он выбирает художников с мощными выразительными средствами и революционными идеями - таких, как Джотто и Мазаччо.
Зато по отношению к своему другу Боттичелли он настроен критически, причем особенно порицает пейзажи, написанные «бездумно и поверхностно», словно речь идет о простеньком отпечатке губки, брошенной на стену: «Жалкие пейзажи!» Вместе с тем в знаменитом отрывке «Трактата о живописи» Леонардо говорит, что созерцание пятен на стене стимулирует воображение, «поскольку вещи неопределенные пробуждают дух к новым откровениям». Но лишь при одном условии: если «ты уже умеешь создавать все части того, что хочешь изобразить». В этой декларации, внешне очень современной и необычайно смелой, провозглашается главенствующая роль мастерства и необходимость техники.
Первое произведение, ставшее заметной вехой в раннем творчестве Леонардо, - «Пейзаж Санта-Мария делла Неве», рисунок с автографом, указывающим точную дату создания: 5 августа 1473 года. Его называли «первым настоящим пейзажем в истории искусства». У Леонардо появляется совершенно иной ракурс видения родного пейзажа, в который художник включает перспективу замка, силуэт «вулканического» конуса Монсуммано на горизонте... Кажется, будто рукой его движет воспоминание о лодках, он не проявляет интерес к описанию форм и к породам деревьев, но стремится постичь суть явлений.
Леонардо демонстрирует новое восприятие света, который словно вибрирует благодаря виртуозной штриховке, придающей пейзажу насыщенность и прозрачность. Точно указывая день и прославляя тем самым определенное событие, Леонардо создает иллюзию выпавшего в августе снега - явления одновременно естественного и необычайного, синтеза двух противоположных природных циклов.[3, c 25]
Превзойдя своего учителя и очень талантливых соучеников, Леонардо поднимается над многими канонами флорентийского искусства. Хотя оригиналы многих картин исчезли, сохранились их детальные описания, предварительные этюды, копии, вдохновленные ими творения других мастеров. В ряду потерянных юношеских произведений особое место занимает «Дракон» - «ужасное маленькое чудовище, жуткий зверь, чье ядовитое дыхание воспламеняет воздух вокруг». Леонардо нарисовал его на круглом деревянном щите по просьбе отца. В истории с драконом на первый план выступает приобщение Леонардо к чудесам и воображаемым вещам.
Особое внимание Леонардо да Винчи уделяет скульптуре. Творчество юного скульптора продолжает вызывать вопросы, поскольку нет ни одного произведения с его несомненно установленным авторством и, следовательно, нет возможности произвести стилистические сравнения.
Во флорентийских мастерских эпохи Ренессанса пишут много этюдов - в частности, изображающих различные драпировки, которыми позднее будут чрезвычайно увлекаться маньеристы. Леонардо работает над ними с большим увлечением: будучи далек от академических упражнений, он прославляет силу абстракции и мощь «истины» в серии монохромных эскизов кистью на сером грунте холста, виртуозностью которых восторгался Вазари.
Четвертая часть «Трактата о живописи» имеет заголовок «Об облегающих фигуру драпировках и их складках». Там говорится, что «драпировку следует изображать так, чтобы она не казалась неживой». Слова эти находят подтверждение как в зрелых творениях Леонардо, так и в его юношеских картинах и рисунках, написанных в мастерской Верроккьо. С этого времени Леонардо интересуется не только живописью и другими сферами художественного творчества, но и технологическими опытами. Одним из таких опытов был проект подъёма флорентийского Баптистерия на многоугольное основание. Собор представляет собой новую степень геометрического слияния городского и социально-политического пространства Флоренции, а расположенный прямо напротив него Баптистерий считается образцом совершенства.
Вазари напоминает, что среди пропавших бесследно архитектурных моделей и рисунков молодого Леонардо имелся проект подъема Баптистерия на многоугольное основание с тем, чтобы открыть перспективу: «Предложил он на мудрое суждение граждан, управлявших тогда Флоренцией, способ поднять Баптистерий Сан-Джованни и водрузить его, не повредив, на платформу из нескольких уровней. Он был столь красноречив, что казалось это возможным, хотя каждый, вернувшись домой, сознавал, что замысел этот никуда не годится».
Харизматическая сила убеждения, по общему мнению, присущая Леонардо, сомнений не вызывает, но «доводы» его производили впечатление прежде всего благодаря визуальной мощи рисунка.
Созданные в мастерской Верроккьо в сотрудничестве с другими учениками картины «Благовещение» и «Крещение Христа» сыграли решающую роль в формировании гения Леонардо. Именно эти два шедевра Кватроченто позволяют лучше всего понять специфику художественного творчества в мастерских, иконографический план и рисунок, предваряющий мерные подступы к картине, и «специализированное» участие разных художников, включая исправления и варианты.
Леонардо одним из первых начинает использовать масло вместо темперы, и, когда он принимает участие в картине, начатой другими, возникают заметные разночтения в стиле. Такое произведение, как «Благовещение» ясно показывает особенности таланта и новаторские устремления молодого художника прежде всего в живописи, но в сфере также пластических искусств и музыки. Леонардо принадлежала основная идея этой поразительной композиции, которая была воплощена разными художниками, поэтому элементы ее не складываются в целостный ансамбль и не создают органичного единства, присущего «картинам большого стиля».
«Благовещение» появилось в галерее Уффици в 1867 году, и автором картины считали тогда Доменико Гирландайо. Эскиз и первая версия принадлежат Леонардо не целиком: к ним приложили руку и другие ученики Верроккьо. Архитектурное сооружение в правой части, написанное очень старательным художником, резко контрастирует с головами ангела и Богородицы, одеждой и пейзажем, которые, скорее всего, были созданы Леонардо.
«Крещение Христа» 1471-1476 годов, упомянутое 1515 году как творение Верроккьо во флорентийской церкви Сан-Сальви, во многих отношениях познавательно для творческой манеры членов мастерской.
С 1510 года стоящего слева ангела по традиции приписывают Леонардо: Вазари отмечает, что Верроккьо, признав превосходство своего юного ученика, «так расстроился, что больше никогда не брался за кисть».
На единственном портрете, написанном Леонардо в его первый флорентийский период, изображена Джиневра деи Бенчи: ее личность удалось установить по историческим источникам и благодаря подчеркнутому изобилию можжевельника, чьи ветви нарисованы и на оборотной стороне полотна. Узы тесной дружбы соединяют Леонардо с семейством Бенчи, чипы которого заняли видное положение благодаря управлению банком Медичи. На этой небольшой картине гармонично сплавлены воедино разные технические приемы и стилистические особенности: темпера и масло, строгость и неподвижность, нарочито мелкие завитушки волос с металлическим отливом, сходным со свечением пейзажа с его темными очертаниями. В силу всех этих необыкновенных качеств авторство Леонардо теперь никем не оспаривается. [3, c 27]
1478 год - это важнейший год в жизни и творчестве Леонардо. Он получает свой первый официальный заказ. Леонардо задумывает «две Мадонны», фрагменты которых расположены на одном листе рядом с рисунками военных и строительных машин, а также других систем,- и также ещё два профиля, один из которых выполнен в классическом стиле, а другой связан с его эскизами для «Поклонения волхвов».
10 января Леонардо получает заказ на запрестольную картину для часовни Сан-Бернардо во флорентийском Дворце Синьории. Он начинает свой труд, но вскоре охладевает к нему: после его отъезда в Милан заказ будет передан Доминико Гирландайо, пока наконец в 1485 году Филиппино Липпи не закончит эту работу «по рисунку Леонардо».
В это время Леонардо создает множество этюдов на тему «Рождества» и «Поклонения волхвов», изучает различные версии темы «Мадонны с младенцем» и окончательно отходит от традиций мастерской, нащупывая совершенно новый и присущий только ему метод, основанный на исследовании «истины».
В исследованиях Леонардо постоянно присутствовала идея «кинорисунка»в 360 градусов, посвященных изображению в трех измерениях. Взгляд осматривает вещи со всех сторон, поднимается над ними и вновь приближается к ним, познает их изнанку, движется сквозь последовательно возникающие моментальные фотоснимки.
Первый флорентийский период Леонардо завершается созданием Истинного «манифеста живописи» выражающего его гуманистические взгляды. «Поклонение волхвов» - первое полностью самостоятельное произведение, великое полотно с очень сложной иконографией. Задний план изображен в широкой перспективе, в разнообразии психологических типов и символов выражен пафос разумного и в то же время иррационального восприятия истории – непрерывной и вместе с тем обновляющейся.