Социальные теории Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский – Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии.

Работа содержит 1 файл

Социальные теории Ренессанса философия.docx

— 23.40 Кб (Скачать)

Социальные теории Ренессанса

Социальные теории Возрождения в сущности своей  развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления  и т.п. Его представляли в эпоху  Ренессанса итальянский философ  Никколо Макиавелли и французский – Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое – критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем. 

Классическими представителями  утопического учения являются английский гуманист Т.Мор и итальянский философ Т.Кампанелла.

Творчество Т.Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. И в то же время трагические обстоятельства его смерти – явное предзнаменование конца мечтаний о золотом веке безграничной человеческой свободы. Основная работа Мора – трактат "Утопия" (буквально – "Нигдения", то есть место, которого нет). Она написана в традиционной для этого времени форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные социально-политические воззрения. В первой части дается основательная критика общественного устройства тогдашней Англии, во второй – рисуется вымышленное общество на о. Утопия. 

Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода  первоначального накопления капитала, которое в Англии шло очень  жестоко, но попытался вскрыть социальные причины этого явления. Он считал, что они коренятся в частной  собственности. Поэтому он и изображает идеальное общество, в котором  ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только уравнительное потребление, но и  до предела обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день составляет не более 6 часов, остальное время предоставлено личности для самосовершенствования. В таком обществе, правда, возможны нерадивые и даже преступники. Путь их исправления один: самый тяжелый физический труд.

Политический строй  Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Во главе государства  должен стоять образованный правитель, сила разума которого и должна обеспечить идеальное общество. Субъектом быта должна быть семья, но организована она должна быть не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Справедливости ради, необходимо отметить, что Т.Мор был решительным противником революционного пути воплощения этого идеала, и прежде всего народных революций, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

Многогранность личности Томмазо Кампанелла определила его мировоззрение, которое нельзя оценить однозначно. В философии он натурфилософ, но не принимает, например, учение о бесконечности Вселенной Бруно и Галилея. В своем социальном учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Он выражает мысль о необходимости существенных общественных преобразований, направленных на установление царства божия на земле, в то же время призывает на основе нравственных устоев человеческих отношений ликвидировать частную собственность, неравенство людей, эксплуатацию. И в то же время он убежден в возможности реализации этого переворота революцией народа. 

Наиболее полно  его социальная концепция изложена в работе "Град Солнца". Несомненно, эта концепция утопична уже потому, что всеобщее социальное преобразование он мыслит на основе общности имущества. Государственное устройство солнечного града представляет собой идеализированную теократическую монархию, во главе  которой стоит жрец, первый духовник, отмеченный солнечным символом. Его  помощники – Власть, Мудрость и  Любовь – занимаются вопросами войны  и мира, ремесла и свободными искусствами, наукой и образованием. В идеальном  коммунистическом обществе упразднена семья, вопросами контроля рождаемости  занимаются представители власти, дети воспитываются государством. 

Будущее человечества он видит во всемирном объединении  людей ("Монархия Мессии"), в реальности ее должен возглавлять папа. 

Социальная теория Кампанеллы еще более утопична, чем  концепция Мора, в том числе  и потому, что она не является результатом социального анализа  противоречий той эпохи и сама крайне противоречива. 

 И тем не менее в ней есть много положительных сторон. Так, Кампанелла предсказывает огромную роль науки в социальном прогрессе, говорит о роли образованности и культуры народа, о путях ликвидации войн и др. 

Таким образом, Мор  и Кампанелла стоят у истоков  утопического социализма, наиболее полно  развитого в ХIХ в. Сен-Симоном, Фурье, Оуэном, определенным образом повлиявших и на социальную философию марксизма. 

Философия эпохи  Ренессанса – определенный этап в  истории философской мысли. Основными  чертами ее являются натурализм, рационализм, индивидуализм. Возобновленный интерес  к античности, способствовавший рождению культуры Ренессанса, определялся потребностью веры человека в собственные силы, в возможность создания естественной свободной жизни для него. Хотя в гуманизме Ренессанса проявляются  элементы элитарных тенденций, и  он имеет свою обратную сторону, все  же по своим анти схоластическим, антирелигиозным тенденциям этот гуманизм сыграл объективно прогрессивную роль. 

  Философия Нового  времени.

Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального  развития. Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность  и противостояние духовного и  материального, рационального и  эмоционального, общественного и  индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений  не только о путях познания этого  мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. С XVII в. начинается период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени. Формирование и характер новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений) по крайней мере три идейных фактора - возрождение античных культурных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и деятельности человека. Все это приводит к тому, что религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе. При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм как течение в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в Италии и Нидерландах, но окончательное оформление получает в Англии. Рационализм, связанный главным образом с развитием математики, зародился еще в Древней Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное течение в гносеологии только в XVII в. 

Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта. 

Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса. 

Главным литературным творением  Бэкона считаются  Опыты (Essayes), над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет; десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58 эссе, часть которых вышла в третьем издании в переработанном виде (Опыты, или Наставления нравственные и политические, The Essayes or Counsels, Civill and Morall). Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты «отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни.

Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами и хозяевами  природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают». Бэкону принадлежит  знаменитый афоризм: «Знание - сила», в  котором выражена практическая направленность науки.

Бэкон оставил нам интересный набросок классификации наук, положив в основу ее человеческие способности. По его мнению, теоретические науки основываются на рассудке, исторические - на памяти, а творческие - на способности воображения.

Дальнейшее  развитие и систематизацию материализм XVII в. получил  в творчестве Т. Гоббса. Он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс имел возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная биография Гоббса, единственный заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе. Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом «во время чудесных прогулок в Горамбери». Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В 1628, во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией. Гоббс теперь убежден, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло еще один ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р. Декарт, П. Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершает паломничество в Италию к Галилею. Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.В центр философии Гоббс ставит понятие тела, под которым понимается то, что имеет свойства, что подвержено возникновению и уничтожению. Опираясь на такое понимание тела, он выделяет в философии две части - философию природы и философию государства. Если первая охватывает предметы и явления, которые называют естественными, то вторая - искусственные тела, возникающие благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей. Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма в гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения. Гоббс различал два рода знания: 1) знание, доставляемое ощущением и памятью и дающее нам лишь знание факта и 2) знание научное, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов». При этом он отвергает декартовскую интуицию как высший вид познания.

Информация о работе Социальные теории Ренессанса