Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:23, доклад
Флоре́нция - итальянский город-музей на реке Арно, административный центр региона Тоскана, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. История Флоренции очень богата событиями, она отмечена многообразием конфликтовавших и сменявших друг друга политических течений, необыкновенными достижениями в сфере производства, торговли и финансового развития и, конечно, поразительными по своей глубине и новаторству произведениями искусства и шедеврами философской мысли.
Флоре́нция - итальянский город-музей на реке Арно, административный центр региона Тоскана, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. История Флоренции очень богата событиями, она отмечена многообразием конфликтовавших и сменявших друг друга политических течений, необыкновенными достижениями в сфере производства, торговли и финансового развития и, конечно, поразительными по своей глубине и новаторству произведениями искусства и шедеврами философской мысли.
Истоки истории города восходят к 59 году до н. э., когда на месте нынешней Флоренции было основано римское поселение, получившее название Флорентия («цветущая»). Николо Макиавелли писал об этом так: «вынужденные обстоятельствами, покинули они места счастливые и плодоносные и стали жить в местности бесплодной, дикой и лишенной каких бы то ни было жизненных удобств». Историю внутренней и внешней политики Флоренции невозможно рассказать кратко. Этот город всегда был охвачен мятежами и раздорами («если в какой-либо республике имели место примечательные раздоры, то самыми примечательными были флорентийские»). И вдобавок очень часто случалось, что даже среди победивших происходил раскол. Стоит отметить, что за свою историю с 1116 г (провозглашение Флоренции в комунной) до 1532 г. (прекращение существования республики и установление наследственной монархии) в городе существовали демократический, олигархичекий и аристократический режимы, постоянно сменяя друг другу или существуя параллельно. Вражеские группировки внутри города объединялись только для того, чтобы отразить внешние угрозы, которых у Флоренции тоже было немало.
Но, как отмечал Макиавелли, «ничто не свидетельствует о величии нашего города так явно, как раздиравшие его распри, - ведь их было вполне достаточно, чтобы привести к гибели даже самое великое и могущественное государство. А между тем наша Флоренция от них словно только росла и росла».
Как уже было отмечено, Флоренция располагается в неблагоприятных географических условиях. Отсутствие плодородных земель и как следствие невозможность развития сельского хозяйства заставило флорентинцев задуматься над тем, как создать себе благосостояние. Естественным образом во Флоренции начали развиваться ремесла и торговля – единственные способы выживания в таких условиях. Наиболее широкое распространение во Флоренции получило изготовление тканей. Город процветал, в обращение был выпущен золотой флорин (1252), ставший самой популярной монетой в Европе, что свидетельствовало о превращении Флоренции во всеевропейский финансовый центр. Ричард Голдуайт в своей книге «Экономика Флоренции эпохи Ренессанса» сравнил его с современным долларом, а флорентийских банкиров он называл Ротшильдами Средневековой Европы.
Первыми мануфактурами можно считать предприятия по производству сукна во Флоренции, появившиеся еще в ХIV–ХV веках. Флорентийское сукно являлось экспортным товаром, на который существовал огромный спрос в Европе. Здесь производились парча, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и другие великолепные, богатые красками ткани. Закупка шерстяного сырья и его доставка на предприятия сосредоточились в руках купечества, поскольку для этих торговых операций требовались значительные капиталы, имевшиеся только у купцов. Крупные оптовые скупщики шерсти — члены цеха суконщиков закупали сырье в Англии, Испании и других странах. Эти скупщики одновременно являлись и собственниками мастерских, где наемные рабочие очищали, мыли, сушили, чесали шерсть, которая потом попадала в мелкие надомные мастерские, производившие пряжу. После этого пряжу продавали в ткацкое производство, затем — в окончательную обработку (стрижку, окраску). Таким образом, процесс производства делился на отдельные стадии, проходившие на различных специализированных предприятиях с применением наемного труда. Передача полуфабрикатов с одной стадии на другую осуществлялась купцами или посредниками. Готовую продукцию продавали внутри страны или за рубежом те же скупщики сырья, которые выступали в качестве организаторов данного процесса производства. Тем самым рассеянные мануфактуры содействовали развитию рыночного хозяйства.
Уже в 1330-х годах во Флоренции было от 200 до 300 крупных суконных мастерских, где ежегодно вырабатывалось до 1,6 млн м дорогого тонкого сукна. На предприятиях по переработке шерсти трудилось около 30 тыс. человек. Несколько тысяч работников было занято в мастерских по окраске и отделке шерстяного волокна
Наряду с текстильной промышленностью во Флоренции бурно развивались финансовая и банковская деятельность. Банковские дома Флоренции кредитовали ведущие европейские государства и папу римского, получали монопольные права на вывоз основных продуктов (шерсти из Англии, зерна из Южной Италии).
Однако постоянные войны и столкновения сильно подрывали экономическую мощь города. В 1427 г., несмотря на сопротивление части олигархии, была проведена всеобщая оценка движимого и недвижимого имущества граждан Флоренции и введён единый налог на имущество и капиталы в размере 0,5 %. Хотя практика уплаты налогов на имущество существовала несколько веков, именно составление кадастра в 1427 г. и законодательная фиксация размера налога стали основой новой финансовой системы государства. В 1433 г. налог на имущество и капиталы стал прогрессивным: в зависимости от размеров имущества налогоплательщики вносили в государственную казну от 1 до 3 %.
Как раз на начало 15 века приходится уменьшение значимости традиционных отраслей производства (сукноделие, шерстяная промышленность), зажатых в тесные рамки цеховой регламентации и страдающих от конкуренции иностранных ремесленников, а на первый план в экономике вышли банковские операции. Флоренция стала крупнейшим финансовым центром Западной Европы, а банк Медичи — крупнейшим европейским банком. В 1434 году династия Медичи в лице Козимо Медичи приходит к власти. Хотя республиканская конституция и все органы управления коммуны были сохранены, а сам Козимо не занял никаких специальных постов в государстве, он стал фактическим правителем Флоренции.
Наивысшего расцвета Флоренция достигла в период правления Лоренцо Медичи (1469—1492), прозванного Великолепным. Длительный период мира способствовал благополучию и процветанию республики. Падение производства сукна было компенсировано бурным развитием производства шёлковых тканей, по объёму экспорта которых Флоренция вышла на одно из первых мест в Европе. Продолжался подъём торговли, прежде всего с Турцией, Францией и Левантом, а также международных кредитных операций флорентийских банковских домов. Благодаря меценатству Лоренцо Медичи и активному поощрению искусств город стал главным центром итальянского Возрождения. Важным моментом налоговой реформы Лоренцо Медичи было то, что она не затрагивала обложение земельной ренты. Это поощряло вывод капитала флорентийской буржуазией из производства и торговли и его вложение в землю и дало толчок процессам «одворянивания» крупной буржуазии республики. Начала формироваться новая земельная аристократия, ориентированная на получение земельной ренты от сдачи своих владений в аренду крестьянам, которая стала сближаться со старой феодальной знатью. Тяжелые условия мелкой аренды земли крестьянами приводили к частичному ограничению личной свободы крестьян и складыванию полуфеодальных отношений в аграрном секторе.
Однако несмотря на все успехи и относительное благополучие, Флорентийской республике было не по средствам поддерживать статус великой державы. Рост налогов и непроизводительных расходов государства в правление Лоренцо, пышность его двора, постоянные празднества и турниры вызывали подъём недовольства средних слоёв населения. Отсутствие постоянной армии делало республику уязвимой перед лицом сильного внешнего противника. Система итальянского равновесия держалась фактически лишь на авторитете Лоренцо Великолепного. Поэтому, когда в 1492 г. Лоренцо скончался, эта система развалилась, Медичи были изгнаны, в стране была восстановлена республиканская конституция.
В начале 16 века реставрация Медичи совпала с началом общего упадка экономики Италии вообще и Флоренции в частности. Внутренний рынок оставался слабым вследствие протекционистской политики каждого из итальянских государств и многочисленных таможенных ограничений. Всевластие флорентийских торгово-финансовых кругов препятствовало развитию промышленности в других городах республики, а сельская округа эксплуатировалась исключительно в интересах Флоренции. Главным рынком сбыта промышленности республики оставались иностранные государства, однако с конца XV века флорентийцев стала вытеснять из Англии, Франции и других стран усиливающаяся национальная буржуазия. Более того, английское сукно начало побеждать в конкурентной борьбе на европейских и итальянских рынках флорентийское, а импорт шерсти из Англии и красителей из Леванта резко сократился. Это привело к падению объёма производства в основных отраслях промышленности Флоренции. По сравнению с началом XV века выпуск сукна в 1520-х гг. уменьшился почти в 4 раза. Некоторый подъём в производстве шёлковых тканей и предметов роскоши не компенсировал упадка других сфер производства. Открытие Америки и перемещение торговых путей Европы в Атлантику также сильно ударил по флорентийской торговле. Упадок затронул и банковские операции: банкирские дома Флоренции потеряли ведущие позиции в Европе и своё влияние при дворах Англии, Франции и других государств, вытесненные местными финансовыми кругами.
В 1531 г. во Флоренцию прибыл её новый правитель Алессандро Медичи, внук Лоренцо Великолепного. Демократическая конституция была отменена, а в 1532 г. Алессандро был провозглашён герцогом Флоренции. Это означало конец Флорентийской республики и её преобразование в наследственную монархию под властью дома Медичи. После присоединения Сиены в 1557 г. новое государство получило с 1569 г. название великое герцогство Тоскана.
Несмотря на удалённость от моря и постоянные политические треволнения, Флоренция XIII—XVII веков внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Раннее развитие коммуны во Флоренции, формирование городской культуры, возникновение гражданского общества и коммунального патриотизма, демократизация системы управления, а также интерес к античности, привели к складыванию во Флоренции в XIII веке гуманистического мировоззрения с его интересом к человеку и обществу. Для Флоренции было особенно характерно раннее возникновение идеи о свободе как великой ценности флорентийского государства и особая гордость за его республиканский строй. Именно Флоренция стала первым лидером в итальянском гуманистическом движении. Крупнейшей фигурой нарождающегося гуманизма стал флорентиец Данте Алигьери (1265—1321), который заложил основы итальянского литературного языка и создал совершенно новую, гуманистическую литературу. Его последователи Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы, также происходили из Флоренции.
В период расцвета здесь творили Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти. Во Флоренции активно велось новое строительство и благоустройство города. К XIV веку именно во Флоренции окончательно оформился новый период в развитии европейского искусства, получивший впоследствии название: Эпоха Возрождения. Первоначально явление, близкое к куртуазному (придворному), тешившее самолюбие знати уподоблением «цезарям Древнего Рима», оно вскоре вышло далеко за эти рамки, приобрело общекультурное и философское значение. Во многом достижения искусства были основаны на меценатстве купцов, банкиров и представителей политической элиты.
Негативные изменения, происшедшие в экономике и политической структуре Флоренции в 16 веке, повлекли за собой изменения в характере ее культуры, которая утратила свой гуманизм и демократический дух. Произошел переход к искусству, основанному не на глубине мысли и гармонии чувств, а на повышенной нервозности, эффектности позы и вычурности. Художественный гений Флоренции впал в оцепенение, и развитие всех видов искусства остановилось. Строительство велось медленно без широкого размаха и преимущественно в формах стиля Возрождения, ставшего уже старым, а новый стиль барокко расцвел в Риме и ничем значительным во Флоренции себя не проявил.
Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте и Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка, флорентийская монета стала эталоном для всей Европы, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийские мыслители положили начало эпохе Возрождения, а флорентийский мореплаватель дал своё имя двум континентам.