Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию.Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического идемократического правления.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 55.91 Кб (Скачать)

В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд

ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

 

РОЛЬ ЦЕРКВИ

В Византии церковь  являлась в XI веке крупнейшим феодальным учреждением и землевладельцем. Естественно, что она перенесла  в Киевскую Русь те феодальные методы хозяйствования, которые выработались в условиях высокоразвитого византийского  феодализма и которые здесь, не берегах  Днепра, нашли подготовленную и благоприятную  почву. Община, находившаяся уже в  состоянии распада, не могла оказать  действенного сопротивления притязаниями феодальной церкви, а выраставший  на ее развалинах класс феодалов, в  лице князей и бояр, шел навстречу  этим притязаниям и спешил использовать новую социальную силу в своих  интересах.

Прогрессивная сторона  деятельности церкви заключается в  ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, невыгодность которого было уже осознана в Византии.

Осуждая рабство, церковь, зато беспощадно закрепощала  юридически свободных людей, находя выгодным пользоваться более производительным трудом феодально-зависимых людей, чем рабов. Очевидны определенные

положительные последствия  христианизации в социально-экономической  сфере. После возникновения церковной  земельной собственности, сменившей  первоначальную десятину, появилась  и частная (боярская) земельная собственность. Церковь не пыталась перестроить  ни форм, ни оснований государственного порядка, какой она застала на Руси. Церковная иерархия старалась  только устранить или ослабить некоторые  тяжелые последствия

туземного порядка, например княжеские усобицы, и внушить  лучшие политические понятия, разъясняя  князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и  чистые средства действия. Церковное  управление и поучение, несомненно, вносило и княжескую правительственную  и законодательную практику, а  может быть, и политическое сознание князей некоторые технические и  нравственные усовершенствования, понятия  о законе, о правительстве, начатки  следственного и судебного процесса, письменное делопроизводство: недаром  летописец, делопроизводитель исстари  усвоил у нас греческое название дьяка. Церковная иерархия действовала  не столько силой лиц, сколько  правилами и учреждениями, ею привнесенными, и действовала не столько на политический порядок, сколько на частные, гражданские  и особенно на семейные отношения. Здесь  она заканчивала разрушение языческого родового союза, до нее начавшееся. Построенный на языческих основаниях, родовой союз был противен церкви, и она с первой минуты своего водворения на Руси старалась разбивать его, строя на его обломках союз семейный, ею освящаемый.

Трудным делом  в устройстве семьи было установить в ней новые юридические и  нравственные начала. Здесь предстояло внести право и дисциплину в наименее поддающиеся нормировке отношения, бороться с многоженством, наложничеством, со своеволием разводов, посредством которых мужья освобождались от наскучивших им жен, заставляя их уходить в монастырь.

Главным средством  для этого служило церковное  законодательство о браке и наследовании. Христианская семья, завязываясь как  союз гражданский обоюдным согласием  жениха и невесты, держится на юридическом  равенстве и нравственном взаимодействии мужа и жены. Законодательные инициативы церкви и великих князей создавали  правовую базу для развития и упрочнения христианской семьи.

Социальный строй. Феодализм характеризуется  полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого  внеэкономического принуждения  населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно-шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность."  Фео-дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова-ний, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео-дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является

собственником орудий труда, жилища и  т.д. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода-лы - князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати-ли дани и имели другие привилегии. Таким об-разом, в Киевской Руси наряду с

классовым делением общества шел процесс  формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди  населения. Вотчина.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо-ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер-вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла-дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля-ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об-растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня-жеской власти на местах. Будучи представи-телями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они су-дили, собирали дань и различные пошлины, ве-дали другими делами. Посадники и во-лостели - управители сельскими волостями -имели ближайших помощников в лице тиунов.

Категории населения. Кроме фео-далов, в Киевской Руси существовали свобод-ные крестьяне - общинники, свободное го-родское население, феодально-зависимое население, рабы.

Свободные общинники. Основную массу  сельского и городского населения  Киевской Руси составляли свободные  общины; "люди", то есть феодально-зависимые  крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да-ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля-ется для наименования широких слоев сельско-го и городского населения.

Смерды. Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо-зяйство. Князь давал смерду землю при усло-вии, что тот будет работать на него. В слу-чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право вла-дения самостоятельным хозяйством смерд пла-тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа.

Закупы. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный  своей работой в хозяйстве  заимодавца вернуть полу-ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку-пу земельный надел, а также сельскохо-зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за-купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в

качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои  свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль-но-зависимых изгоев формировался за счет вы-купившихся на волю холопов. Такие изгои-вольноотпущенники, пор-вавшие со своим прежним господином, попада-ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод-ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "че-лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ-лись холопами. Источниками холопства явля-лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря-ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра-щался сбежавший или провинившийся закуп. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо-ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка-честве "видока". Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Экономическое развитие

Сельское  хозяйство было одним из главных  элементов русской национальной экономики киевского периода. " И на севере и на юге Руси земледелие - последовательно, вырастая из примитивных  условий - прошло много стадий. Из зерновых на юге как основные культуры выращивали полбу, пшеницу, гречиху, на севере - рожь, овес и ячмень. При трехпольной  системе возделывали только следующие  культуры: волокнистые, пригодные для  ткачества (лен и коноплю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных  полях. Выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву.

Разведение  лошадей и крупного рогатого скота  практиковалось в Южной Руси в  течение веков и представляло собой важную отрасль русской  национальной экономики в киевский период. Князья уделяли особое внимание разведению лошадей, частично в связи  с военными нуждами.

Охота была любимой забавой русских  князей киевского периода. Даже для  князей охота являлась не только развлечением, но и важным промыслом. Еще

более важной она была для простых людей, особенно в лесной зоне Северной Руси. Во-первых, охота доставляла пищу значительной части населения, во-вторых, она обеспечивала мехами, нужными для изготовления теплой одежды,

уплаты  налогов (вместо денег) и торговли; в-третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

Бортничество  являлось другим распространенным видом  лесного промысла. Продукция бортничества - воск и мед - пользовались огромным спросом как внутри страны, так  и за ее пределами. Воск, кроме всего  прочего, был необходим для производства церковных свечей; он экспортировался  в большом количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться также русскими церквями и монастырями.

Рыболовство играло не последнюю роль в русской  экономике. Рыболовецкие артели на севере Руси, такие как на реке Волхов и  озере Белом (Белоозеро), упоминаются в источниках двенадцатого века. Тогда же галицкие рыбаки обосновались в низовьях Дуная. Самой ценной рыбой считался осетр. В связи с рыболовством можно также упомянуть ловлю моржей в Северном Ледовитом океане и на Белом море. Моржей в основном добывали из-за их клыков, называемых по древнерусски "рыбий зуб". Новгородцы торговали ими уже в начале двенадцатого века.

Необходимо  здесь упомянуть и о соли. Она  добывалась в Карпатских горах Галицкого  княжества. Киев главным образом  зависел от этого источника, и  когда в одной из междоусобных войн, в 1097 году, галицкие князья запретили поставки, возник острый дефицит этого продукта во всем Киевском регионе.

Другой  важный источник соли находился в  Крыму, где запасы сформировались естественным путем в мелководных заливах  между полуостровом и материком. На севере новгородцы добывали соль из морской воды путем искусственного испарения.

Металлургия. Железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси. Оно использовалось, главным образом, для изготовления оружия и разнообразных инструментов. Медь и олово привозили с Кавказа  и из Малой Азии. Свинец поступал в основном из Богемии. Из меди отливали церковные колокола. Свинцом, иногда оловянными листами, покрывали крыши  церквей. Медь также использовали при  изготовлении кухонной и другой домашней утвари: котлов, тазов, подсвечников и  т.п., а свинец для печатей. Серебро  доставлялось с разных сторон: из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Золото получали в результате торговли или войны от византийцев и  половцев. Золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей и всевозможных сосудов: блюд, чаш и кубков.

Строительство. Суровость русского климата создавала  необходимость строить дома, которые  могли бы защитить человека во время  зимних холодов, что было особенно важно  на севере Руси. Поскольку прекрасный лес был в достатке во всей лесной зоне - то есть, в Северной и Центральной  Руси - дома там строили из дерева. В степной зоне деревянные каркасы  стен заполняли глиной и штукатурили. Северная русская изба и украинская хата, таким образом, представляют собой  два традиционных типа жилья. С накоплением  богатства высшими классами и  ростом княжеской власти строились  все более сложные по конструкции  особняки, в большинстве своем  из дерева Крепости и городские стены  в киевский период

сооружались в основном из дерева, однако, епископ  Ефрем Переяславльский построил каменную стену вокруг города в 1090 году.

В целом же, только в церковной архитектуре  активно использовали камень. В небольших  городах и сельских районах, особенно в Северной Руси, преобладали деревянные церкви.

Ткачество. Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до них древним  славянам, с незапамятных времен. Для  производства пряжи использовали лен  и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и  торговли потребность в текстильной  продукции быстро возрастала. Рост благосостояния высших классов привел к определенному

повышению качества жизни и вкусу к роскоши. Появилась необходимость в тонком белье.

Скорняжное  дело, надо полагать, было высоко развито в киевские времена, так как меховая верхняя одежда являлась предметом первой необходимости, особенно на севере Руси, в связи с суровостью климата.

Гончарное дело было известно русским славянам так же давно, как и прядение. Они  делали горшки и кувшины самых  разных видов, некоторые из них искусно  украшали.

Торговля. Как мы знаем, в восьмом и девятом  столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря. В десятом столетии русские организовали собственную  торговлю в национальном масштабе, продолжая извлекать прибыль  из транзитной торговли. Днепровский  речной путь вскоре превратился в  основную артерию русской торговли, главный южный конец которой  теперь был в Константинополе.

Информация о работе Древнерусское государство