Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию.Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического идемократического правления.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 55.91 Кб (Скачать)

На  Балтике торговля продолжала расти, а с ней и значение северных русских городов-республик Новгорода  и Пскова.

В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и, по крайней  мере в отдельные периоды, - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Русское торговое право киевского периода имело международный аспект, поскольку отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, начиная с русско-византийского договора десятого столетия. В начале одиннадцатого века была заключена торговая конвенция между Русью и волжскими булгарами (1006 год).

Список использованной литературы:

Ломоносов М.В. «Древняя Российская история»

Данилевский И.Н. «Легендарная Русь»

Карамзин  Н. «История государства Российского», том первы

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Попытка Владимира поставить языческую  религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу насилием значительно больше отвечало феодальному строю и идейным принципам феодального государства, чем любая другая религия Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними условиями. Связи восточных славян с христианскими странами и главное -- с Византией существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.

Христианство приняла княгиня  Ольга. Много христиан находилось в  ее окружении. Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская

церковь св. Ильи. Именно 1 в ней  христианская часть дружины 1 Игоря  принесла присягу верности русско-византийскому  мирному договору 944 г.

Политические отношения, сложившиеся  в конце 80-х годов Х в. между Русью и Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси.

В 987г. в Византийской империи (в  Малой Азии) вспыхнуло восстание  против императора Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором Византии. Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил выполнить свое обещание. Дело женитьбы Владимира превращалось в межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с византийским императором. Византийская дипломатия, охраняя высокое положение византийского императорского двора, пыталась не допустить установления династических связей императора с правителями других государств. Владимиру удалось при помощи оружия взять себе в жены сестру императора. Одновременно он принял христианство. Точных сведений, где крестился Владимир, нет. Уже в конце XI в. на Руси существовали по этому поводу разные версии, согласно которым обряд крещения происходил то в Киеве, то в Василеве, то в других городах. Автор “Повести временных лет” считал, что Владимир крестился в Корсуне перед браком с царевной Анной.

Принятие христианства на Руси автор  “Повести временных лет” описывает  как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Новая  религия в народе не могла распространиться сразу по приказу князя. Ее введение встречало сопротивление и требовало  принудительных мер. Невероятно, чтобы  все киевляне крестились в реке одновременно, как это описано в летописи. Такое коллективное крещение возможно, но только как демонстрация представителей высших слоев, как пример для населения. На то, что сначала христианство было принято в среде господствующего  класса, а уже потом распространилось в народе, намекает и летопись, когда  приводит ответ простого населения  на призыв князя расстаться с язычеством: “Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли”.

В Новгороде введение христианства вызвало народное восстание. Тогда  посадник Добрыня и тысяцкий Путята силой заставили новгородцев креститься. “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Не с радостью было встречено введение христианства и в Киеве, где, как пишет летописец, “плакахуся его навърнии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья”.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так  и не вытеснило язычества. О том, как крепко язычество держалось  в народном сознании, свидетельствует  тот факт, что оно часто было идейным оружием в борьбе трудящихся против эксплуататоров. Волхвы, как  указывалось, возглавили восстание 1024 г. в Суздальской земле, а в 70-х  годах XI в.-- в Ростовской. К тому времени относится появление волхва в Новгороде, который “хула веру хрестьянскую”. На сторону волхва стал весь народ, а с епископом остался только князь с дружиной, отмечает летописец. Долгое время в народе поклонялись языческим богам “под овином”, приносили жертвы “бесом, болотом и кладезем”.

ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ СТРАНЫ

Утверждение монотеистической религии  способствовало укреплению великокняжеской  власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х  в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло исключительно  крупную роль в идеологическом обосновании  власти киевских князей. «С момента  крещения на князя

«взирает... всемилостивое око благого  бога. Князя сажает на престол сам  бог».

Утверждение христианства на Руси в  качестве государственной религии  оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни  страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания --как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны  и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней  Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в  том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую  культуру и, как могли, боролись с  ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве  и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения  она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но  самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно  послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через  Византию из глубины веков в Древнюю  Русь активнее начало проникать и  влияние мировой цивилизации, в  том числе наследие античного  мира и Ближнего Востока.

Не  менее крупные последствия имело  крещение и в области просвещения. Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука  Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала  к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. В период, определяемый концом Х и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.

Крещение  оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении  техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления  овощей, которое стимулировалось  и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями

монастырского жития. Еще очевиднее влияние  византийского христианства в области  строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере  церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них  узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных  покрытий, использования колонн или  каменных столбов для их поддержания  и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей --греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине--Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить «Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в  стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных  целей. Греческая мозаика стала  употребляться для украшения  церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой  живописи. Особенно ярко влияние византийского  крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные  по своей художественной ценности образцы  архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные  лучшими образцами византийского  строительства эпохи его расцвета. Крещение Руси ввело ее не только в  семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными  достижениями. Обогатилась русская  культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными  сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству.

Киевская Русь – одно из самых  больших государств  средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами. В связи с тем, что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства. На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др. Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев. Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей. Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги.

Информация о работе Древнерусское государство