Древнерусского государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

6. Русь в период феодальной раздробленности: причины и сущность.
7. Проблема воздействия монголо-татарского ига на развитие Древнерусского государства.
8. Особенности становления средневекового общества на территории Руси.
9. Причины возвышения Москвы. Первые московские князья.
10. Особенности складывания Московского государства во второй половине ХV – начале ХVI вв.
11. Политические институты Московского царства.
12. Россия в ХVI веке. Особенности царствования Ивана Грозного.

Работа содержит 1 файл

истор 6-12.docx

— 45.99 Кб (Скачать)
  1. Русь в период феодальной раздробленности: причины и сущность.

Государство существовало с 882 года до первой трети двенадцатого века.

Время в русской истории со второй трети 12 века по середину 15 века получило название периода феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность - закономерное явление в истории каждой страны. Феодальная раздробленность имеет  место при переходе от раннего  феодализма к классическому феодализму. Это закономерный этап, который обязательно  наступает с утверждением феодальных отношений.

Если это закономерность, то в  чем ее причины?

Первая основная причина, которая  порождает другие - утверждение натурального хозяйства. Утверждение натурального хозяйства способствует тому, что  хозяйства становятся экономически замкнутыми. Им не нужны связи. Каждое хозяйство самодостаточно и смысл  тесных торговых связей отпадает.

Для феодализма характерна аграрная экономика. Конечно, связи сохраняются, развивается ремесло. Но все же это - замкнутые хозяйства.

Если раньше дружинники и князья жили за счет добычи, то теперь вся прибыль, доход князей идет не от боевых походов, а от эксплуатации зависимых крестьян. Т.е. меняется акцент. Куда удобнее сидеть дома с членами семьи и отдыхать, когда на тебя работают крестьяне.

Иными словами, с середины 11 века, когда  статьей дохода становится не военное  дело, а эксплуатация крестьян, дружинники князя больше не хотят воевать, появляются сепаратистские тенденции.

Для появления сепаративных тенденций  есть и социально-политические причины. Когда Святослав уничтожил Хазарский  каганат, то тем самым совершил большую  ошибку, потому что это было прикрытием русских земель от кочевников и после  его уничтожения, кочевники хлынули  на русские земли.

На смену печенегам теперь пришли половцы. А к этому времени  Киевская Русь - это огромные просторы: от берегов Днестра, до верховьев  Оки и Волги. И естественно  управлять государством, а, прежде всего, защищать его, Киевская дружина уже  не могла. Владимир, конечно, создал систему  оповещения, но дружина просто не могла  оперативно реагировать.

Богатеющие бояре на те средства, которые получали от крестьян, начинают создавать собственные дружины. Дружина появляется у каждого удельного князя.

Еще одна социально-экономическая  причина, способствующая изоляции - развитие феодальных отношений. С появлением феодально-зависимых крестьян появляется неравенство, зависимость. В 1029 году - восстания , и т.п. Иными словами, восстания против феодалов. Поэтому мы говорим, что с 11 века начинает расти классовая борьба. Каждый феодал, создавал дружину, помощь великого князя феодалам уже не нужна.

Но на Руси были и причины субъективного  порядка. Ярослав Мудрый перед смертью, чтобы предотвратить битву между  сыновьями, поделил державу свою на 5 частей между сыновьями, и внуком. И вводит "родовой принцип": старший сын - Главное Киевское Княжество, и новгородский престол; дальше второй сын получал княжество статусом пониже, третий сын еще мене престижное княжество. Последнему сыну досталось  самое захудалое княжество. Если умирает старший сын, то его место  занимает второй сын, а место последнего занимает старший внук, при смерти второго сына, последнее занимает второй по старшинству внук.

Это был "родовой принцип", т.к. престол переходил не внутри семьи, а внутри рода - от брата к брату. И было правило, что племянник  не мог быть старше дяди.

Этот принцип отчасти уберег Русь от усобицы на вторую половину 11 века. Ярослав Мудрый мудро распределил, когда кому княжить. Но долго это  сохраняться не могло, т.к. каждый отец беспокоится больше о своем сыне, чем о своем брате. Естественно, что с конца века появляются княжеские  усобицы. Но до конца 11 века Русь оставалась Федерацией удельных княжеств, той  формой государства, какой была при  Ярославле Мудром и его отце Владимире I.

Однако вскоре началась путаница.

Она увеличилась на столько, что  в 1097 году в городе Любеч собрались Ярославичи и его внуки, и стали обсуждать, кому и как править, как урегулировать отношения. Решили, что каждый держит свою вотчину, и завещает кому угодно, но Родину защищают вместе. Т.е. сохраняется конфедерация. Каждый индивидуален, кроме охраны земель глобальных.

В 1113 году происходит восстание, пригоняют  Святополка из Киева, и по правилам, по завещанию престол должен был  занять Олег. Но Киевляне на вече выбирают Владимира. Он правил с 1113 по 1125.

Его правление, а потом и его  сына Ростислава Великого - последнее  время, когда еще была Единая Русь.

Потом Русь распадется на ряд княжеств никак не связанных между собой. Сначала это было 15 княжеств, потом  их становится свыше 50, а к средине 14 века, насчитывалось более 250 княжеств.

Это лоскутное одеяло. За время  феодальной раздробленности на землях обозначилось три типа государственности, которые существовали у славян.

Первый тип, это самодержавная  власть, монархия. Она возникает  на северо-востоке Руси. Чем он отличался  от Киевской Руси? Северо-восток, а он возвышался со времен внука Мономаха Владимира. После смерти, Мстислава, киевский престол с 49-57 год, занимает младшей сын Владимира Мономаха - Ю.В. Долгорукий - еще типичный князь  для киевской Руси. Он уже не держит всю Русь, но он сидит в Киеве. После его смерти в 57 оду, на его  место идет старший сын А.Ю. Боголюбский. В 1169 году устав от распрей, он покидает Киев и уезжает, делает своей резиденцией Владимир. С этого времени резиденция переходит во Владимирское княжество. Киевское княжество перестает быть передовым княжеством.

Возникают основы самодержавной власти. Почему возникает новый тип правления? На Киевской Руси князья были пришлыми, они переезжают из княжества в  княжество. Они пришли на земли, т.е. они были пришлыми.

И теперь земледельцы приходили  на земли князя. Это было как бы основой или предпосылкой для  складывания государственной собственности, т.е. князь давал землю, а не отбирал  ее. Это становится экономической  основой самодержавной власти. На основе владимирской ветви возникнет  впоследствии московское царство.

Второй тип правления возникает  на северо-западе - Псков. Это специфичный  район. Тут неплодородные земли, основным занятием было ремесло и  торговля.

С начала раздробленности, пути из Варяг в Греки замирают и становятся небезопасными, и ремесленники ориентируются с русской направленности на западно-европейскую. С городов можно было спокойно выйти в море. Поэтому северо-запад начинает больше контактировать с западной Европой, чем с Русью.

В Европе же к тому времени возникает  купеческий ганзейский союз. Мы вступаем туда. Общаясь с Гамбургом, Венецией и т.п., Новгород впитывает их традиции, форму правления. В Новгороде  и Пскове возникает феодальная республика.

Власть князя становится минимальной. Она распространяется только на военное  дело. У него нет никакой административной власти. Высшая законодательная власть принадлежала народному вече - боярство, купцы и т.п. Вече нанимает князя или увольняет - для охраны. Александр Невский увольнялся и нанимался снова 5 раз.

Таким образом, князь в Новгороде  не имел власти, собственности. Он служил за жалование в Новгородской дружине.

Высшая распорядительная власть принадлежала посаднику. Вече выбирало посадника  из бояр, и он был как бы мэром  города, ему принадлежала исполнительная власть.

Тысяцкий - его избирали, главой управления, суд, и возглавлял ополчение на поле боя. Их выбирали из ремесленников. А  в последствии - из бояр.

И еще одна должность - новгородский Архиепископ. Он отличался от архиепископов  других княжеств. Он как бы был главным. Он фактически был министром иностранных  дел. Он принимал делегации, подписывал договоры. Он ездил в посольства, хранил Новгородскую казну в Кафедральном Соборе.

Новгородская республика была феноменальной, она просуществовала до 1478 года, пока Иван III не присоединил Новгород к Московскому царству.

И вот здесь хоть и разные формы  правления, тем не менее, возникает  как бы два центра формирования великоросской  народности, т.к. общий язык, традиции, верование, хотя культура и фольклор севера отличается от центра.

Третий центр - юго-запад, или "Червонная  Русь". Он похож на Киевскую Русь - Галицко-Волынское, Полоцкое и другие княжества. Они располагались на богатых плодородных землях. Земля ценилась, и сохранилось крупное боярское землевладение.

К сожалению, эти земли, начиная  с 14 века, были подчинены государству, которое возникло в это время - великое "Литовское и Русское" княжество. Затем это княжество  объединилось Польшей. Возникает другая форма религии. На смену православию  приходит униатская церковь (На основе флорентийской). Иная религия, язык. Давление Польши. Здесь с 14-15 век зарождаются  две другие народности - украинская и белорусская. Здесь другой этнический состав, другие религиозные традиции, это все же другая культура.

Таким образом феодальная раздробленность была длительным периодом в Русской истории, вместе с тем феодальная раздробленность отрицательно сказалась на обороноспособности русских земель.

 

  1. Проблема воздействия монголо-татарского ига на развитие Древнерусского государства.

Политические и культурные последствия монгольского ига.

Последствия монгольского ига  для русской культуры и истории  были очень тяжёлыми. Особый ущерб  монголами был нанесён городам, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов.

В русских же городах, как  отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии—веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток.

Замедлилось развитие сельского  хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты  в ущерб земледелию. Произошла  консервация холопства, исчезавшего  в Европе. Рабы-холопы оставались главной  силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала ХVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе всё большую роль играет частная собственность. Её защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная власть-собственность» означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находится в чьей-то полной частной собственности, владение землёй неразрывно связано с осуществлением государственных функций (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом30.

Промежуточное положение  Древней Руси между Западом и  Востоком постепенно сменяется ориентацией  на Восток. При посредстве монголов русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящая элита Запада в Х-ХIII вв. в результате крестовых походов знакомилась с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях деморализации и кризиса традиционных ценностей.

В Золотой Орде русские  князья усваивали новые, неизвестные  на Руси формы политического общения («бить челом», т.е. лбом). Понятие  абсолютной, деспотической власти, с которым русские были знакомы  лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность  для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение  чувств подданных.

Под влиянием специфически азиатских  правовых норм и способов наказания  у русских размывалось традиционное, ещё родоплеменное представление  о карающей власти общества («поток и разграбление», «кровная месть») и  ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтение «виры», штрафы). Карающей силой стало не общество, а государство  в виде палача. Именно в это время  Русь узнала «китайские казни»-- кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с Х веком, временем Владимира Святославовича. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности пот отношению к монголам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, усвоенной Киевской Русью, где обязанности были следствием определённых прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права (до сих пор мы это наблюдаем!). Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.В это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться некоей Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определённым образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.Вместе с тем русский народ остро чувствовал несправедливость всего происходящего. Агрессия с Востока и Запада, заставляла винить во всём иностранцев «нехристей». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католического Запада развивалась национальная ограниченность, ощущение только себя истинным христианским, православным народом. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Поэтому единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа. В последующем это проявится в теории «Москва-третий Рим».Зависимость от монголов, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с « татарскими царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Всё это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов.

Информация о работе Древнерусского государство