Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию.Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического идемократического правления.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 55.91 Кб (Скачать)

Древнерусское государство по форме  правления представляет собой раннефеодальную монархию.Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического идемократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций — судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя  не входила. Но при разрешении важнейших  тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре  были совершенно свободны в своей  службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и  представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников — наместников для управления городом, областью; воевод-предводителейразличных военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — вирников, подъездных,сборщиков торговых пошлин — мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных  кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось  оно не князю, а вече. Но как демократический  институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли. 

История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/И. В. Волкова, М. М. Горинов, А. А. Горский и др.; под ред. М.Н.Зуева. М., 2006

3.                 История России: Учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.,2001

Законодательная система "Русская Правда". Формированию государственности в

Киевской Руси сопутствовало  становление и развитие законодательной  системы.

Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие  из

первобытнообщинного строя.

Среди наиболее ранних известных  памятников русского права - Закон русский

(видимо, свод устных норм  обычного права), договоры Руси  с Византией 911,

944, 971гг., относящиеся к  международному, торговому, процессуальному  и

уголовному праву главным  образом в дружинно-купеческой среде; церковные

уставы X-XI вв., содержащие нормы  брачно-семейных отношений, преступлений

против нравственности и  церкви и пр.

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко

отразившим особенности политического и социально-экономического строя

Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражая  высоким уровнем

законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот

документ действовал до XVв. И состоял из: Отдельных норм Закона русского;

Древнейшей Правды или  Правды Ярослава; Дополнения к Правде Ярослава

(положения о сборщиках  судебных штрафов) и пр.; Правды  Ярославичей (Правды

Русской Земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого); Устава Владимира

Мономаха, включавшего Устав  о резах (процентах), Устав о закупах  и др.;

Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст  Русской Правды не сохранился, и  до нас дошло более ста

списков этого документа, включавшего три основных редакции: Краткую,

Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г.,

представляет собой древнейшую редакцию и состоит и Правды Ярослава, Правды

Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция возникшая  не ранее

1113 г. и включившая Суд  Ярослава и Уста Владимира  Мономаха.

Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получил наименование

Сокращенной редакции.

В основу эволюции Русской  Правды легло постепенное расширение правовых норм

от княжеского (доминиального) закона в среде дружины, определения штрафов за

различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие

людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские

общинники, челядь).

Определенные юридические  привилегии предусматривали и для  таких групп

населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане

(управляющие вотчиной) и  т.п. За убийство представителя  привилегированного

слоя устанавливалась  более высокая уголовная ответственность  и особый порядок

наследования недвижимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди

и смерды-общинники, которые  платили налоги и несли определенные повинности в

пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право  завещать

имущество своим детям, но землю - только сыновьям. При отсутствии наследников

собственность посту пала в общинное владение. Смерд обладал  также юридическим

правом на защиту своей  личности и имущества и нес  соответствующую

ответственность за совершенные  преступления или проступки.

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых  людей -

закупов, рядовичей и др., обладавших свои хозяйством, но попавших по тем или

иным причинам в частичную  зависимость от феодала и отрабатывающих

значительную часть времени  на вотчинных землях. Так, в Пространной  Правде

содержится Устав о  закупах. Закуп - человек, взявший у  феодала какую-либо

ценную "купу" (заем) в  виде земли или денег, зерна или  скота и пр. При этом

объем долговой отработки  определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на

феодала лишь за проценты, а  взятую в свое время "купу" следовало  вернуть

полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был  положен

Владимиром Мономахом.

После восстания закупов  в 1113г. устанавливаются пределы допустимых размеров

процентов за "купу". Этим законом охранялась личность и имущество  закупа.

Однако за преступление закуп  мог быть обращен в холопа (раба). Подобная

участь его ожидала  и в случае неуплаты долга или  побега. Так была открыта

страница закабаления, постепенного закрепощения бывших свободных общинников.

Полный холоп или "невольничья  челядь" не обладал никакой собственностью, все,

чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем, жизнь холопов,

составляющих особый обслуживающий  персонал княжеского или боярского  двора

(слуги, воспитатели детей,  ремесленники и др.), защищались  более высокими

наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства.

Среди них - самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на

рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении

в услужение без специальной  оговорки, совершение тяжкого преступления,

бегство закупа от господина  и др. Плен, однако, как источник рабства  в

Русской Правде отражения  не нашел. И все же для Древнерусского государства

закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и личности феодала  пока не

было характерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение  увечий. Ее

размер зависел от категории  пострадавшего: 80 гривен (гривна - единица

денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за "лучших людей", 40 - за

простого свободного человека, 20 - за нанесение тяжких увечий и  т.д. При этом

вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь

зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что и  вирой не

считалось.

Много занимался законодательством  Ярослав Мудрый; он пошел дальше своего отца

(Владимира Красное Солнышко) в осознании своей роли как  государя-правителя,

внес важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное  право. В его

"Церковный устав"  введен законодательный акт, регулировавший  взаимоотношения

княжеской власти и церкви, а также права в области  суда, сбора дани и п? В

начале XI в. им утверждается Русская Правда, составленная, видимо, в период его

правления в Новгороде  и осуществлявшая попытку урегулировать взаимоотношения

между новгородцами и варягами, входившими в княжескую дружину. Сам князь

назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует

надпись XI в. на стене Софийского собора в Киеве. Легенда повествует, что

читрополит Неофит, вручая греческие дары: крест животворящего древа, чашу

сердоликовую Августа  кесаря, венец, золотую цепь бармы  Константина Мономаха -

деда великого князя, венчал Яро< лава Мудрого в Киевском соборном храме

имперским венцом и провозгласил царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого  в XI в. существенно дополнили изменили текст русской

Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира  Мономаха - внука Ярослава Мудрого, в г.

Любече прошел съезд князей, целью которого ставилось устранение усобиц и

принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились  новые правила

организации власти на Руси. Каждый князь "держал отчину свою". Однако этот

принцип не стал непреложным  законом, усобицы возобновились. Владимир Мономах

выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью,

провел крупную переработку  Русской Правды. Внесен дополнения и изменения, в

частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три  случая

обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных  прав

купечества. Выше отмечалось, что им был введен Устав о закупах,

регламентировавшие кабально-долговые и заемные отношения, отчасти  ограждавший

личные и имущественные  интересы закупов, несколько снизил проценты взимаемые

ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался  в исторической памяти как талантливый  правитель

государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение

единства страны и ее преобразование. "Поучение Мономаха детям" - подлинное

пожелание своим потомкам; почитание старших, соблюдение законов, чтобы не

было на Руси тяжб и ссор из-за земли и междоусобиц, чтобы  страна оставалась

сильной, единой, хорошо управляемой.

Мстислав, сын Владимира  Мономаха (1076-1132), был последним князем единой

Руси, с его смертью  русская земля окончательно распалась, начался длительный

период феодальной раздробленности.

Вотчина как форма организации  производства. В Правде Ярославичей  нашло

отражение устройство вотчины  как формы земельной собственности  и организации

производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его

приближенных. В статьях  Русской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы,

пашни, луга, орудия труда  земледельца и охотника, скотный  двор т.д. Управлял

вотчиной огнищанин (княжеский  дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором

налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты.

Информация о работе Древнерусское государство