Древнерусское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. Ее носители, князья и дружинники, выделялись из общества по профессиональному признаку.
Цель работы – рассмотреть предпосылки формирования древнерусского государства и проанализировать его значение.

Содержание

Введение
Социально-экономические и политические предпосылки образования древнерусского государства.
«Золотой век» Киевской Руси.
Значение Киевской Руси.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

древнерусское государство.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

  1. Социально-экономические и политические предпосылки образования древнерусского государства.
  2. «Золотой век» Киевской Руси.
  3. Значение Киевской Руси.

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Возникновение государства — процесс длительный, отражающий коренные потребности общественного развития. Государственность вырастает из естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся внутри него отношений. С момента своего возникновения государственная власть всегда решала не только военные, но и судебные задачи, связанные с разрешением межплеменных споров. Вооруженное урегулирование таких конфликтов становилось все более обременительным для общества. Так постепенно шло осознание общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интересов.

       Государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. Ее носители, князья и дружинники, выделялись из общества по профессиональному признаку.

     Цель  работы – рассмотреть предпосылки  формирования древнерусского государства и проанализировать его значение. 

 

  1. Социально-экономические  и политические предпосылки  образования древнерусского государства.
 

      Древнерусские летописи описывают историю восточных  славян только со времени, когда они  начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (9-13 века).

      Порождения  родоплеменного строя - большие и  маленькие союзы племен при развитии восточнославянского общества постепенно переросли в  образования более высокого социально-политического уровня - племенные княжества. Их создание обусловлено возникновением частной собственности и связанным с ней имущественным и социальным расслоением общества. Эти княжества были догосударственными объединениями, которые заложили фундамент восточнославянской государственности. Они предшествовали первому восточнославянскому государству, которое сложилось вокруг Киева в середине 9 века. В племенных княжествах существовал примитивный аппарат власти, но в них еще не было социально обособленной потомственной знати во главе с князем. Своеобразие общественного строя восточных славян характеризуется тем, что племенные княжества сохранялись еще на протяжении века, после того как образовалось Древнерусское государство.

      Главными  признаками существования государственности  в раннесредневековом обществе современные  историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому как обязательное условие унаследование власти князем.   Первыми князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир.

      Территория  Киевского княжества Аскольда была небольшой - оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом бывшего племенного княжества полян. Это княжество стало этнокультурным, политическим и  социальным центром, вокруг которого  в конце 9 века начало расти Древнерусское государство.

      Решающий  шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства.  Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.

      Олег  и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства  земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хозарами. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством  его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была экономически развитой и имела большую военную мощь, о чем свидетельствует возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.

      Благодаря победному походу Руси на Константинополь  Олег сразу же подписал выгодный для  своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую контрибуцию и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-грецкий договор был существенно дополнен. В нем были очерчены правовые нормы взаимоотношений, правила решения возникающих конфликтов.  Договора 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Древнерусского государства - отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины 11 века. Так же было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря. Киевский князь  распространил свою власть на восточный Крым и Тамань

      Во  времена княжения Олега оживилось  экономическое развитие общества.     Строительство государства было продолжено преемником Олега - Игорем.  Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности  на Руси.

      Единственный  известный летописям сын Игоря - Святослав был еще ребенком, и на княжеский престол села его супруга Ольга. Она показала себя умным, энергичным и дальнозорким государственным деятелем. Ольга жестоко подавила восстание древлян весной 945 года. Ольгой также были устроены опорные пункты центральной власти на местах, административная и судебная системы распространены на все подвластные Киеву земли племенных княжеств. Во времена Ольги развивался, украшался и укреплялся Киев. С княжением Ольги можно связать наступление второго этапа в развитии древнерусской государственности. Было заключено союзное русско-византийское соглашение.

      Киевская  Русь 9-10 веков еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу.

      Во  времена переполненного событиями  княжения Святослава (964-972) Древнерусское  государство было расширено и  укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хозаров. В 968 году Святослав разгромил хозаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. «Золотой  век» Киевской Руси.
 

      Эпоха расцвета Киевского государства  пришлась на время княжения Владимира Святославовича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1019—1054). В конце Х в. сложилась его территория, в первой половине XI в. завершилось оформление административной структуры государства и его правящего сословия.

     Процесс объединения восточнославянских племен под рукою Киева был завершен после включения в состав государства  западных земель, получивших название Галицкой Руси и Волыни (982 г.). На всю подвластную Киеву территорию распространилось название «Русь» и «Русская Земля».

     В начале XI в. была окончательно ликвидирована  автономия славянских союзов племенных княжеств. Местные княжения упразднялись, а вместо них назначались князья-наместники из числа лиц киевской династии, строились новые княжеские города.

     В начале XI в. на Руси завершился процесс оформления господствующего слоя. Он состоял из земской аристократии, городских старейшин и княжеской служилой аристократии, дружинников и администраторов князей.

       Равноправие догосударственной эпохи постепенно изживалось. На Руси появилась знать: «лучшие», «лепшие», «большие», «старейте» мужи. Это были потомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники-бояре, «княжьи мужи» составляли теперь группу «земских бояр», имевших самый высокий статус.

     Формирование частной собственности на землю было материальной основой социального расслоения. Особенно этот процесс усилился в X—XI вв., когда произошли изменения в системе земледелия.

     В XI в. на Руси было 60 городов. Это много  по средневековым меркам.

     Необъятность территории и низкая плотность населения, суровые климатические условия, не позволявшие выжить в одиночку, обусловили рассеянность производства и устойчивость общинной организации сельских производителей.

     С процессом оформления государства  на Руси было тесно связано принятие христианства. Укрепление центральной власти киевских князей и складывание единого господствующего слоя требовали новой идеологии.

     Вместе  с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное  песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести.

     Правовая  система государства получила письменное оформление в годы княжения Ярослава Мудрого. В среде церковной юрисдикции родилась

«Русская Правда».

     Первые  христианские князья, Владимир и Ярослав, выступили как государи-правители. Они положили конец практике отдаленных военно-разбойных экспедиций в Византию и Прикаспий, а войну со степняками-кочевниками  на пограничье сменили систематической обороной границ и регулярной военной колонизацией опасных окраин. Владимира еще связывали военно-политические отношения с Византией. Но уже при Ярославе Мудром был совершен последний русский поход на Царьград под предводительством одного из сыновей князя, который закончился поражением русской дружины. Ярослав предпочитал упрочивать международные связи Руси путем заключения династических браков.

       

 

  1. Значение  Киевской Руси.
 

      В начале 10 века отдельные славянские государства Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев.

      При князе Владимире Киевская Русь приняла  от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие  от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и  с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей.

      Рост  значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных  связях киевских князей с государствами  Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем  установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.

Информация о работе Древнерусское государство