Взаимосвязь культур, языка и этноса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. В преподавании живых языков с конца XIX в. на первое место наряду с устной речью выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………..6
1. Взаимосвязь культур, языка и этноса ……………………………...6
2. Роль социокультурной компетенции в изучении иностранного
языка ..........................................................................................................11
3. Формирование культурологической компетенции в процессе обучения иностранному языку в основной школе ………………..18
4. Использование материалов культурологической направленности
для повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка ……………………………………………………………………..26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….....66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 3.              Средний балл оценки учащихся 7 «А» по результатам самооценки и контроля знаний на этапе констатирующего эксперимента.

 

 

Рисунок 4.Качество знаний учащихся  7 «А» по результатам самооценки и контроля знаний на этапе констатирующего эксперимента.

Рисунок 5.               Качество знаний учащихся 7 «А» по результатам контроля  сформированности умений монологической и диалогической речи на этапе констатирующего эксперимента.

 

Формирующий эксперимент

 

Экспериментальным был выбран 7« А» класс. Учащиеся занимались по учебнику Кузовлева В.П. « Английский язык». Тема уроков: Лондонские достопримечательности.

Исследование проводилось в течение 3 уроков.

В экспериментальном классе использовались разработки уроков с использованием материалов культурологической направленности(см. Приложение 1).

Практическая ценность уроков состоит в том, что предлагается конкретный речевой материал по обучению иноязычной культуры, по формированию умений и навыков. В целях создания прочной мотивационной основы изучения иностранного языка внимательнее и критичнее следует подойти к страноведчески познавательной ситуации. Сильным мотивом, вытекающим из положительного отношения к стране изучаемого языка, является само осознание школьником своего умения пользоваться ИЯ. Представление ученика о том, что он уже достиг этого состояния, имеет сильное влияние на успех дальнейшего овладения иноязычной речью.

В процессе обучения учащиеся выполняют целый ряд проблемных культуроведческих заданий, что позволяет активизировать мыслительную и речемыслительную деятельность учащихся в процессе формирования коммуникативно-речевых навыков.

Учащиеся выполняют различные виды проблемных культуроведческих заданий:

      познавательно-поисковые,

      поисково-исследовательские,

      групповые,

      индивидуальные,

      ролевые игры.

В результате, овладевая знаниями, учащиеся формируют ряд умений и навыков, составляющих основу социокультурной компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, позволяющих им в дальнейшем осуществлять культуроведческое самообразование. Особое внимание отводится формированию у учащихся социокультурных стратегий – приемов, используемых участниками коммуникации для установления и поддержания межкультурного контакта в контексте диалога культур с целью преодоления социокультурных различий и повышения качества межкультурного контакта.

Результаты работы на уроках при Фоме обучения в сотрудничестве оценивались нами по тем же критериям, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты представлены в таблице:

Таблица    3.             

Оценки учащихся 7« А» класса на уроках  на этапе формирующего эксперимента.

Фамилия

Имя

Урок 1

Урок 2

Урок 3

1

Бражников

Павел

5

5

5

2

Веселов

Дима

5

5

5

3

Гусева

Ольга

4

4

5

4

Егорова

Алена

5

5

5

5

Исаев

Дамир

4

5

5

6

Киселева

Дарья

5

5

5

7

Кулакова

Мария

3

3

4

8

Литвинова

Ирина

4

4

5

9

Савельев

Игорь

5

5

5

10

Сачкова

Аня

4

4

5

Средний балл

4

4,7

4,9

Качество знаний

70%

85%

97%

 

Как видно из таблицы средний балл  оценки учащихся повысился от 4 до 5, а качество знаний учащихся повысилось с 70% до 97%. Эти данные можно наглядно представить на рисунках 6 и  7

Рисунок 6. Средний балл оценки учащихся (динамика).

 

Рисунок  7.Динамика  качества знаний учащихся в ходе эксперимента.

 

Контрольный эксперимент

 

В завершение изучения темы «Лондонские достопримечательности» в рамках нашего исследования в экспериментальном классе был проведён итоговый контроль.

Таблица 4.

Оценки учащихся 5«А» на контрольном этапе эксперимента.

 

Фамилия

Имя

Оценка

1

Бражников

Павел

5

2

Веселов

Дима

5

3

Гусева

Ольга

4

4

Егорова

Алена

5

5

Исаев

Дамир

4

6

Киселева

Дарья

5

7

Кулакова

Мария

5

8

Литвинова

Ирина

4

9

Савельев

Игорь

5

10

Сачкова

Аня

4

Средний балл

 

4,8

Качество знаний

 

91%

 

А теперь мы сравним результаты контроля в экспериментальном классе до исследования и после. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5.Оценки учащихся 7«А» класса за контроль умений до начала исследования и после.

Фамилия

Имя

Самооценка до

Оценка при контроле

до

Самооценка после

Оценка при контроле

после

1

Бражников

Павел

5

5

5

5

2

Веселов

Дима

5

5

5

5

3

Гусева

Ольга

5

4

5

5

4

Егорова

Алена

4

5

4

5

5

Исаев

Дамир

4

4

4

5

6

Киселева

Дарья

5

5

5

5

7

Кулакова

Мария

4

4

4

4

8

Литвинова

Ирина

3

4

4

4

9

Савельев

Игорь

4

5

4

5

1

Сачкова

Аня

4

4

4

5

Средний балл

 

4,3

4,5

4,4

4,8

Качество знаний

 

72%

80%

78%

93%

 

в итоге мы получаем следующие результаты: использование материалов культурологической направленности повышает эффективность обучения, а также  повышает самооценку учащихся, и она адекватная.

Рисунок 8. Уровень самооценки учащихся до и после эксперимента.

Кроме того, уровень оценки знаний при контроле вырос более чем на 10 %. (рис. 9).

Рисунок 9. Контроль знаний до и после эксперимента

 

Таким образом, можно говорить об эффективности использования  материалов культурологической направленности при обучении иностранному языку.

Для того чтобы выяснить степень удовлетворённости учащихся  уроками английского языка, где мы применяли технологии обучения с использованием материалов культурологической направленности, было проведено исследование по определению индекса удовлетворённости. I = a(+1) +b(+0,5)+c(-0,5)+d(-1)+c(0)/№,где a,b,c,d,e-соответствует числу испытуемых.I- Общий индекс удовлетворённости. № - общее число испытуемых. а(+1)- максимальная удовлетворённость. b(+0,5) – удовлетворённость. С(-0,5) –неудовлетворённость.d(-1) – максимальная неудовлетворённость). e(0) – неопределённость или безразличное отношение. При проведении данного исследования учащиеся должны были оценить уроки, проведённые с использованием вышеуказанных технологий обучения по пятибалльной системе. Оценки были переведены в систему, использующуюся для определения индекса удовлетворённости.

Таблица 6.

Оценки

Индекс удовлетворённости

Степень удовлетворённости

5

+1

Очень высокая

4

+0,5

Высокая

3

0

Средняя

2

-0,5

Ниже среднего

1

-1

Низкая

Информация о работе Взаимосвязь культур, языка и этноса