Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ВКР полностью.docx

— 88.97 Кб (Скачать)

      Еще одним вариантом активизации грамматического материала на уроках Марины Николаевны служит подобная игра, которая называется «Мимы». Для проведения игры заготавливается стопка карточек с описанием людей и стопка карточек с описанием предметов (фотографии или рисунки людей и предметов). Каждый играющий выбирает из любой стопки карточку и изображает человека или предмет, основываясь на описании, остальные должны догадаться, кого он изображает.

      Что касается игры, название которой «Пантомима», то Марина Николаевна проводит ее с учащимися 5 и 6 классов, целью является активизация грамматического материала в диалогической речи. Играющие делятся на пары. Каждая пара получает карточку, на которой написан небольшой диалог, даны названия некоторых предметов, служащих смысловыми опорами. Используя материал на карточках, ученики разыгрывают диалог средствами пантомимы. Остальные играющие должны вербализовать диалоги (или пантомиму) и синхронизировать диалоги с пантомимическими действиями.

      Для совершенствования грамматического материала также используются игры, целью которых является автоматизация употребления модальных глаголов в речи. Марина Николаевна предлагает следующие игры по данной теме:

1. «Не  делайте этого!». Используя серию  рисунков, сделать как можно больше  замечаний от имени смотрителя  парка посетителям, которые совершили  неправомерные поступки. Данная  игра является достаточно интересной  для учащихся, так как они принимают  на себя разные роли. В результате  происходит закрепление грамматического  материала гораздо успешнее, чем  это бы происходило без использования  игры.

2. «Модальные  глаголы». Ученики делятся на  две команды. Первая команда  придумывает предложение с заданным  модальным глаголом. Вторая команда  должна отгадать. С этой целью задаются вопросы: Можете ли вы…? Должны ли вы…? Затем это же задание выполняет вторая команда и игра продолжается. 

     Учитель английского языка Кугской средней  школы Хиевского района республики Дагестан Агабет Ширинбегович Муталибов  постоянно стремится разнообразить  формы и приемы своей работы. По его мнению, эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Агабет Ширинбегович применяет грамматические игры, преследуя следующие цели:

- научить  учащихся употреблению речевых  образцов, содержащих определенные  грамматические трудности;

- создать  естественную ситуацию для употребления  данного речевого образца;

- развить  речевую активность и самостоятельность  учащихся.

      На  своих уроках учитель использует различные игры, целью которых  является автоматизация употребления глаголов в устной речи, а также употребление грамматических конструкций. В игре, которая называется «Изображение действия», играющие образуют пары. Первый участник изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

      Другая  грамматическая игра – «Кубики» направлена на употребление грамматической конструкции. Для игры заготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или  животных. Ученики делятся на две  команды. Участники по очереди выходят  к столу, подбрасывают кубик и  называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующей сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное  предложение команда получает очко. Выигрывает та команда, которая больше наберет очков.

      Что касается темы употребления временных  форм глагола, то учитель использует такие игры, где следует использовать наглядный материал в виде картинок.

      В игре «Что он делал?» учащимся необходимо рассмотреть рисунок в течение 1-2 минут, затем закрыть его и  ответить на вопросы о хозяине  квартиры (комнаты), только что его  покинувшем (вопросы касаются того что сделал или не сделал к моменту  ухода хозяин квартиры). В игре «Уикенд» требуется по рисункам определить, чем занимался человек в течение  уикенда, при этом на рисунках изображены проездные билеты, карта местности, предметы туристского снаряжения, чеки на купленные предметы.

      Таким образом, как считает, Агабет Ширинбегович Муталибов, игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

      Учитель Левашова Светлана Александровна, МОУ  СОШ №51, на базе которой проходила  преддипломная практика, считает, что применение игры на уроках английского языка полезно и имеет много положительных сторон.

Предпочтения  к играм у детей налицо: усвоение нового грамматического материала при использовании игр на уроках английского языка происходит быстро, и от игр учащиеся менее всего устают. В зависимости от возрастных особенностей учащихся, Светлана Александровна применяет обучающие и развивающие игры в изучении грамматики на уроках английского языка и считает их вполне уместными, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

      В своей работе с учениками, Светлана Александровна применяет большое  количество различных игр в зависимости  от возрастных особенностей учащихся, а также от цели и задач урока.

      Примером  служит игра, которая называется «Восстановите предложения», целью которой является тренировка навыка грамматического конструирования предложений. Данная игра применяется для учащихся на средней ступени обучения. Суть ее состоит в том, что нужно восстановить шесть предложений в течение трех минут, соблюдая правильный порядок слов. К каждому предложению даются картинки-подсказки с нарисованными на них предметами, приводятся части слов, вопросительные знаки и знаки препинания. 

      Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение игр в изучении грамматического материала на среднем этапе уместно и просто необходимо в целях совершенствования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Организация игровой деятельности учащихся при совершенствовании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку 
 

     В ходе прохождения практики на базе МОУ СОШ №51 мы рассматривали, насколько применение игр в обучении грамматической стороне речи будет способствовать эффективному совершенствованию грамматических навыков.

      Анализ  проблемы проводился с учетом условий обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.  При организации данного наблюдения по закреплению грамматической стороны английского языка учитывались особенности учащихся на среднем этапе обучения (возрастные и индивидуальные различия обучаемых, цели обучения, количество учебных часов), мотивация в учении, уровень сформированности грамматических навыков.

      Включение детей в языковую сферу, изучение предмета и овладение знаниями по английскому языку происходит неодинаково. У одних детей знания на уровне стандарта и выше, в то время  как у других при равных условиях обучения показатель ниже. Причины  могут быть самыми разными:

- объективные  – затруднения в овладении  английским языком, ограниченные  коммуникативные умения;

- субъективные  – застенчивость, обостренное  самолюбие, боязнь сделать ошибку.

      Наблюдения  за учащимися показали, что необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций  в ходе урока. Это в значительной мере способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс. Наиболее эффективным приемом для вовлечения учеников в учебный процесс, а  также для совершенствования  грамматических навыков является игра. Выяснилось, что школьник V-VII классов еще испытывает большую потребность в игровой деятельности. Поэтому в учебный процесс были введены различные игры, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Так, например, при закреплении употребления конструкций so+(adverb/adjective)+that, и such+(a/an)+adjective+noun+that, в 5 классе, мы давали ученикам несколько примерных образцов смешных предложений, и предлагали пофантазировать и придумать свои смешные предложения. Например: My brother was so stupid that he studied for his blood test. He talks so slowly that people finish listening before he’s finished speaking. По необходимости осуществлялась помощь учащимся и отбирались самые лучшие предложения, которые затем прикреплялись на доску для всеобщего обозрения. Эффективность данной игры заключается в том, что эти примеры висели на доске несколько дней, и ученики, несомненно, заучили их наизусть, получая от этого не только большое удовольствие, но и закрепляя изученную тему.

      Игра  всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание  решить эти вопросы обостряет  мыслительную деятельность играющих. Игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях. В младшем подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В виду того, что память приобретает логический характер, внимание необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве. Вследствие этого применение обучающих игр при совершенствовании грамматики на уроках английского языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

  В ходе практического исследования использовались ролевые игры, которые по нашему мнению, являются наиболее эффективными при совершенствовании грамматических навыков. Хотелось бы отметить, что при закреплении грамматического материала особую сложность у учащихся среднего звена вызывает образование видовременных форм глаголов, а также вопросительных предложений. Учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление. Что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.

     Ролевая игра помогала в решении данной проблемы, в том числе и снимала все психологические барьеры, способствовала раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывали затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор в обучении делался на личность обучающихся, на их личный жизненный опыт.

     Примером  служила ролевая игра, проведенная с учащимися 7 класса, которая называется «Выдающиеся люди» («Famous people»). Целью данной игры является совершенствование грамматических навыков устной речи, а именно грамматический материал: употребление прошедшего времени, перфект. В данной игре мы задействовали весь класс. Суть данной игры заключалась в том, что каждый ученик выбирал себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называл фамилию. По желанию один из «знаменитостей» выходил к столу учителя. Остальные учащиеся задавали ему вопросы, содержание которых зависело от уровня их подготовленности. Например:  - What is the most important thing you ever did? – Does your public life affect your private life? – Which event in your life was the most significant? Задача «знаменитости» - стараться отвечать на вопросы несколько уклончиво и неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики не догадывались, кто эта «знаменитость», они писали фамилию на листочке бумаги и отдавали учителю. Когда давалось несколько правильных ответов, игра останавливалась и называлась фамилия ученика, который первый давал правильный ответ. Подведение итогов проводилось в виде обсуждения следующих вопросов: - What made it easy to guess the character? – What made it difficult? – What gestures and attitudes could have been added?

      Использовался также другой вариант данной игры, заключающийся в том, что вопросы ограничивались какой-то одной областью с тем, чтобы отработать конкретный языковой материал. Например:

1. Talking about likes and dislikes.

- Who is your favourite painter?

- Which is the food you prefer most?

Информация о работе Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку