Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Использование игровых форм обучения делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра
втягивает в активную
- обучение
игре осуществляется
- игра
– свободная деятельность, дающая
возможность выбора, самовыражения,
самоопределения и
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны;
- обезличенный
процесс обучения в игре
- в игре
есть всегда некое таинство
– неполученный ответ, что
активизирует мыслительную
- игра
занимает особое место в
Игровая
форма занятия создается на уроке
при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования
учащихся. Несмотря на четкие условия
игровой ситуации и ограниченность
использования языкового
Таким образом, мы выяснили, что игра заключает в себе большие обучающие возможности для учащихся на средней ступени обучения английскому языку.
Если же речь идет об игровой деятельности в процессе обучения, то можно выделить следующие функции:
1. Обучающая
функция заключается в
2. Воспитательная
функция заключается в
3. Развлекательная
функция состоит в создании
благоприятной атмосферы на
4. Коммуникативная
функция заключается в
5. Релаксационная
функция - снятие эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой
на нервную систему при
6. Развивающая
функция направлена на
Таким
образом, нами было установлено, что
игра, специфический в процессе обучения
и свойственный ребенку вид деятельности,
была и остается предметом исследования
как отечественных, так и зарубежных
ученых. Но не стоит увлекаться, помня
о том, что игра, это только средство, метод
учебной работы, а целью остается освоение
материала и приобретение знаний.
1.2
Психолого-педагогическая
характеристика младшего
подростка
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Контингент школьников подросткового возраста — это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.
Подростковый возраст традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). [26]
По
внешним признакам социальная ситуация
развития в подростковом возрасте ничем
не отличается от таковой в детстве.
Социальный статус подростка остается
прежним. Все подростки продолжают
учиться в школе и находятся
на иждивении родителей или
Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. [42]
Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего — родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.
Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам. Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. [6]
Однако,
придавая особое значение общению, подросток
не игнорирует и учебную деятельность.
Подросток, подрастая, уже готов
к тем видам учебной
Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель — необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. [6]
Учебная
деятельность, а также трудовая и
общественно-организационная
В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.
Так,
развитие интеллекта характеризуется
тем, что подросток приобретает
способность к гипотетико-
В
подростковом возрасте качественным преобразованиям
подвергается личность ребенка: развивается
рефлексия, изменяется содержание самооценки,
формируется чувство
Развитие
рефлексии характеризуется
Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости — стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.
У подростка также происходит формирование «Я-концепции» — системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство одиночества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему — «Я-концепции». [3]