Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ВКР полностью.docx

— 88.97 Кб (Скачать)

      Использование игровых форм обучения делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:

- игра  втягивает в активную познавательную  деятельность каждого учащегося  в отдельности и всех вместе  и, тем самым, является эффективным  средством управления учебным  процессом;

- обучение  игре осуществляется посредством  собственной деятельности учащегося,  носящий характер особого вида  практики, в процессе которой  усваивается до 90% информации;

- игра  – свободная деятельность, дающая  возможность выбора, самовыражения,  самоопределения и саморазвития  для ее участников;

- игра  имеет определенный результат  и стимулирует учащегося к  достижению цели и осознанию  пути достижения цели;

- в игре  команды или отдельные ученики  изначально равны;

- обезличенный  процесс обучения в игре приобретает  личностное значение;

- в игре  есть всегда некое таинство  – неполученный ответ, что  активизирует мыслительную деятельность  ученика, толкает на поиск ответа;

- игра  занимает особое место в системе  активного обучения: она синтетична, так как является одновременно  и методом и формой организации  обучения, синтезируя в себе практически  все методы активного обучения. [39]

      Игровая форма занятия создается на уроке  при помощи игровых приемов и  ситуаций, которые выступают как  средство побуждения, стимулирования учащихся. Несмотря на четкие условия  игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент  неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. [13]

      Таким образом, мы выяснили, что игра заключает  в себе большие обучающие возможности для учащихся на средней ступени обучения английскому языку.

      Если  же речь идет об игровой деятельности в процессе обучения, то можно выделить следующие функции:

1. Обучающая  функция заключается в развитии  памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений  и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2.  Воспитательная  функция заключается в воспитании  такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру  по игре; также развивается чувство  взаимопомощи и взаимоподдержки.  Учащимся вводятся фразы-клише  речевого этикета для импровизации  речевого обращения друг к  другу на иностранном языке,  что помогает воспитанию такого  качества, как вежливость.

3. Развлекательная  функция состоит в создании  благоприятной атмосферы на уроке,  превращение урока в интересное  и необычное событие, увлекательное  приключение, а порой и в  сказочный мир.

4. Коммуникативная  функция заключается в создании  атмосферы иноязычного общения,  объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных  отношений, основанных на взаимодействии  на иностранном языке.

5. Релаксационная  функция - снятие эмоционального  напряжения, вызванного нагрузкой  на нервную систему при интенсивном  обучении иностранному языку.

6. Развивающая  функция направлена на гармоническое  развитие личностных качеств  для активизации резервных возможностей  личности. [2]

     Таким образом, нами было установлено, что  игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Но не стоит увлекаться, помня о том, что игра, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний. 
 
 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего подростка 

     Согласно  многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст  определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между  детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный  с бурным развитием всех ведущих  компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым  созреванием.

     Контингент  школьников подросткового возраста — это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней  школе специфически отличается от таковых  в младшей школе (появляется много  новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает  и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.

     Подростковый  возраст традиционно делится  на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший  подростковый возраст (13-15 лет). [26]

     По  внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем  не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся  на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются  акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и  смыслы.

     Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

     Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может  включиться во взрослую жизнь, но стремится  к ней и претендует на равные с  взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.

     Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство  взрослости — отношение подростка  к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона  взрослости считается центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста.

     Наряду  с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция  к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание  выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. [42]

     Стремление  к взрослости и самостоятельности  подростка часто сталкивается с  неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего  — родителей) понять и принять  это. Особенно характерен в этом отношении  младший подростковый возраст.

     Для этого возраста часто характерным  является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет  глубокий психологический смысл. Чтобы  лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес  подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень  сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии  на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

     Стиль взаимоотношений подростка с  родителями, существующий в семье, оказывает  большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений  подростка к другим людям, в частности  сверстникам. Авторитарный тип семейного  воспитания приводит к тому, что  подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или  неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. [6]

     Однако, придавая особое значение общению, подросток  не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов  к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая  готовность может быть одним из мотивов  учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные  формы занятий. Подростку это  импонирует, и он легче осваивает  способы действия, когда учитель  лишь помогает ему.

     Важным  стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания  сверстников. При этом для подростка  продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность  подтвердить свои способности. Многие подростки испытывают потребность  в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место  в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и  истинный интерес к предмету, и  прагматическая цель — необходимость  знания определенных предметов для  поступления в другие учебные заведения. [6]

     Учебная деятельность, а также трудовая и  общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.

     В деятельности общения, а также общественно  значимой деятельности происходят и  возрастные психологические изменения  у подростка.

     Так, развитие интеллекта характеризуется  тем, что подросток приобретает  способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые  доступны в меньшей мере детям более младшего возраста. [20] Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. Задача школьного психолога — показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними». [24]

     В подростковом возрасте качественным преобразованиям  подвергается личность ребенка: развивается  рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости.

     Развитие  рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток  ищет ответ на вопрос, каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание — главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.

     Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости — стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной  линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

     У подростка также происходит формирование «Я-концепции» — системы внутренне  согласованных представлений о  себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным  аффективным переживанием. Особого  внимания заслуживает эмоциональный  компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих  переживаний, обусловленных как  внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и  неповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство  одиночества. В конце подросткового  возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется  и образует целостную систему  — «Я-концепции». [3]

Информация о работе Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку