Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
2. Talking about plans for the future.
- Where would you like to go for a holiday?
- How would you like to improve the lot of your fellow citizens?
3. Practicing the conditional form.
- If you had a holiday, what kind of holiday would it be?
- If you had a farm, what would you grow on it?
Игровые приемы связаны с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Применяя игровые приемы для совершенствования грамматических навыков, необходимо соблюдать условия, влияющие на успешность изучения грамматических явлений. Основным отличием игровых приемов от обычных упражнений, является их игровая и ситуативная обусловленность, которая способствует совершенствованию грамматической стороны речи.
Для
совершенствования
1-й ученик: TURN+DOWN… “Yes.” (1 очко) “Please, turn down your stereo. It’s too loud.” (2-е очко).
2-й ученик: FIND+AWAY… “No”. (1 очко)
3-й ученик: TEAR+OFF… “Yes” (1 очко) “Be sure to tear off the price tag before you give the gift.” (2-е очко)
При повторении частей речи в 5 классе проводилась грамматическая эстафета («Grammar relay»). Класс делился на пять приблизительно равных по силам команд. Первые игроки каждой из команд брали ручку и бумагу. Детям предлагалось одно из заготовленных предложений, например: “George parks in his garage”. Он называет части речи, к которым относятся составляющие это предложение слова, а ученики записывают их. Затем первый игрок пишет свое слово, относящееся к первой части речи, и передает бумагу второму. Тот записывает слово, принадлежащее ко второй части речи, и так далее. Последний игрок ставит необходимые знаки препинания и читает получившееся предложение. Очко команде давалось за грамматически правильно построенное предложение. Например, мы давали следующие части речи: proper noun, verb, preposition, adjective, noun, punctuation. Предложение команды 1: Jack climbed into old clothes. Предложение команды 2: Carol slept in dirty pyjamas. Предложение команды 3: Mr. Carson went to his cottage. Также предлагались другие части речи: question word, auxiliary verb, pronoun, verb, noun, punctuation. Предложение команды 1: Where does he eat lunch? Предложение команды 2: How do you say ‘hello’? Предложение команды 3: Why is she watching television? Данная игра проводилась с учащимися в первый раз, поэтому сначала предлагалось выйти к доске и по очереди писать слова, чтобы их видели все. Таким образом, ученики учились друг у друга, потому что все видели, что происходит, и могли анализировать ситуацию.
По
нашему мнению, игра – превосходный
способ добиться активного участия
учеников на уроке, когда приходится
заниматься менее приятными вещами.
Элемент соревнования на уроке часто
добавляет оживление и повышает
активность, именно он создает большое
психологическое давление на учеников,
они боятся не справиться с заданием,
и в результате происходит успешное
совершенствование
При изучении времени «Past Indefinite», проводилась игра с учащимися 5 класса, которая называется: «Что было вчера?». Детям предлагалось расспросить учителя о том, что он делал в воскресенье. Класс делился на команды. Представители каждой команды по очереди задавали вопросы. Очко засчитывалось в том случае, если ответы были утвердительными и если вопрос задавался правильно. Данная игра проводилась в первый раз, поэтому на доске была написана схема вопроса и две формы наиболее распространенных неправильных глаголов. Победила команда, набравшая наибольшее количество очков.
Независимо от того, насколько урок динамичен, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Процесс совершенствования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики, которые обусловлены различными факторами. Поэтому необходимо использовать игровые приемы при работе над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной механической тренировки.
В своей работе с учащимися мы часто предлагали провести импровизированные «радио -/телепередачи», посвященные определенной тематике, выступить в качестве гида или турагентства, заменяя такой своеобразной игрой скучное монологическое высказывание. Так, например, при отработке конструкции there is/there are предлагалось учащимся подготовить «радио/ телепередачу», целью которой являлось привлечение туристов в какой-нибудь город, на какой-нибудь курорт или в какую-либо страну. Или, закрепляя навыки образования степеней сравнения прилагательных и употребление сравнительных конструкций, проводились соревнование между командами «горожан» и «деревенских жителей», отстаивающих прелести жизни в большом городе или в сельской местности. Соревнования состояли из нескольких заданий, например: 1) за ограниченное время составить как можно большее количество предложений со сравнительными конструкциями, употребляя прилагательные в сравнительной степени, конечно же, отстаивающие преимущества жизни в «своем» регионе; 2) составить мини-описание «своего» места проживания, употребляя прилагательные в превосходной степени. Закрепляя навыки трансформации прямой речи в косвенную, устраивались мини-конкурс на лучших «сплетников» («А он сказал…», «А она сказала…»).
При отработке превосходной степени прилагательных, образующих ее при помощи суффикса –est, с учащимися 5 класса проводилась игра – «The superlative degree of adjectives». В начале игры учащиеся повторяли правило, что если прибавить к известным им прилагательным суффикс -est и поставить перед ними определенный артикль the, то получится превосходная степень прилагательного: the biggest – самый большой. Далее дети сами выбирали подходящее животное из изображенных на картинках, либо пользовались своими собственными знаниями. Возможные варианты ответов детей: The worm is the shortest. The pig is the dirtiest. The monkey is the funniest. The snail is the slowest. Далее игра идет по цепочке. Учитель: I’m the angriest. Учащиеся: No, you are not the angriest. The tiger is the angriest!
Овладение
грамматическим материалом прежде всего
создает возможность для
Успех использования игр, по нашему мнению, зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса. Именно поэтому грамматические игры следует применять систематически.
Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального первенства или по командам. Интерес к играм у учащихся может держаться не только на соревновании. Так, в игре “Who is he/she” ученикам 5 класса нравится изображать животных, в играх “Peter and Paul”, “Blind Man’s Buff”, “Who is afraid of the tiger?”, “Mother, may I take one step?” ученикам нравится проявлять свою ловкость и находчивость.
Особо
велика роль ведущего, исполняет которую,
в основном, учитель. Он должен быть
душою игры и заражать всех своим
азартом. Так, например, успех игры “I took
a trip” зависит от того, как поведет себя
учитель, так как весь сюжет игры построен
на комичности ситуации, а в игре “A curious
man” происходит состязание между учителем
и учениками. Суть игры состояла в том,
что детям рассказывалась известная история
(это может быть текст учебника). Ученикам
интересно узнать больше о действующих
лицах и событиях рассказа. Поэтому ученики
задавали вопросы, прерывая рассказ (“I’ll
allow you to interrupt me”). Задача учеников – своими
вопросами не давать продолжать рассказ,
задача учителя – дойти до конца рассказа.
Заранее было оговорено, сколько времени
будет продолжаться игра. Для примера
можно использовать рассказ “Betty Bunter”.
Учитель: This is a story about an English girl… Ученики:
How old is she? Учитель: She is eleven… Ученики: In
what town does she live? Учитель: She lives in Liverpool. She
went… В данной игре происходит достаточно
успешное закрепление грамматических
навыков, все учащиеся при этом вовлечены
в общее дело.
Таким образом, в обучении английскому языку наряду с традиционными методами и приёмами могут и должны использоваться учебные игры, которые помогают активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать формируемые знания, речевые умения и навыки обучаемых. Чтобы использование учебных игр было наиболее эффективным, необходима определённая последовательность в применении разных видов игр на всех этапах обучения. Как показала практика, не существует универсальной игры, пригодной для всех обучаемых и групп. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не должна навязываться обучаемым, она эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
При
применении игрового метода в обучении
грамматической стороне речи, совершенствование
грамматического навыка может быть охарактеризовано
как продуктивное, эффективное и устойчивое.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе рассматривалась одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема совершенствования грамматического навыка учащихся на среднем этапе обучения. Приведенный в данной работе анализ дает нам основание утверждать, что игра является основным приемом совершенствования грамматического навыка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Большинство игр не связано с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.
Целью данного исследования являлось то, чтобы проверить эффективность использования игр в процессе обучения грамматике на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения данной цели мы изучили и проанализировали литературу по исследуемому вопросу, определили влияние игры на совершенствование грамматического навыка и осуществили анализ организации игровой деятельности учащихся на среднем этапе на уроках английского языка.
В нашей работе мы опирались на труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.В. Роговой, В.М. Филатова, И.Л. Бим. Проанализировав данную литературу, мы сделали вывод о том, что если при закреплении грамматики на уроках английского языка систематически использовать игры, то процесс совершенствования грамматических навыков будет более эффективным.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.
Мы убедились, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения грамматике английского языка, так как благодаря им ученик намного легче усваивает грамматический материал. Она делает работу на уроке более интересной и увлекательной.
Для
практического подтверждения
Работа содержит приложения, где предлагаются грамматические игры, которые можно использовать на разных этапах обучения английскому языку. Они способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.
Выполненное нами исследование в целом подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать вывод, что поставленные задачи решены.
Конечно,
проблема использования игры для
совершенствования
Литература
1. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 2002. – 204 с.
2. Артамонова
Л.Б. Игры на уроках
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1999. - 402 с.
4. Бим
И.Л. О преподавании
5. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. – №5. – С. 36 – 39.