Роль наглядности в формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками, как средством международного общения. Изучение иностранных языков предусматривает овладение такими аспектами как грамматика, фонетика, письменная и устная речью. Вопрос о роли и месте грамматики в обучении иностранным языкам относится к числу наиболее обсуждаемых и решался в истории методики самым противоречивым образом. Одни методисты считали, что изучить иностранный язык можно, только через грамматику, она являлась отправным пунктом и целью обучения. Другие были убеждены, что грамматикой вообще не стоит заниматься, и исключили ее из программы. Это противоречие вызвано различным пониманием термина "грамматика". [

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка………………………………………….7
1.1. Классификация наглядности и область ее применения в процессе обучения иностранным языкам………………………………………………………………...7
1.2. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка………………………………………………………………….15
1.3. Методические особенности формирования грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………………………….18
Выводы ………………………………………………………………………..……27
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………..…29
2.1. Изучение опыта работы учителей иностранного языка по формированию грамматических навыков при помощи наглядности посредством сети Интернет…………………………………………………………………………….29
2.2. Опыт применения наглядности на уроке английского языка в 8 классе с целью формирования грамматических навыков…………………………………33
Выводы ……………………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..…..36
Список литературы…………………………………………………………….…...38
Приложения…………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Роль наглядности в формировании грамм навыков(курсовая).docx

— 55.83 Кб (Скачать)

      Использование  наглядности не исключает, а  предполагает активную мыслительную  деятельность учащихся, в основе  которой лежит единство аналитической  и синтетической  форм мышления. Подобного рода символические  наглядности помогают ребенку  достаточно быстро вспомнить  заученные фразы и небольшие  предложения, способствуют формированию  всех видов навыков, в том  числе грамматических и использовать  их в речи, что подтверждает  важность использования наглядности  в процессе обучения английскому  языку. 

 

 

 

  

2. Опытно-практическая  работа по формированию  грамматических  навыков  при помощи наглядности 

   

2.1. Изучение опыта  работы учителей иностранного  языка по формированию грамматических  навыков при помощи наглядности  посредством сети Интернет 

   

      В  процессе исследования было проведено  изучение опыта учителей английского  языка по формированию грамматических  навыков при помощи наглядности  посредством сети Интернет. Материалы  были использованы с сайта  http://festival.1september.ru/ . Изучение материала  проходило по теме «Роль наглядности  в формировании грамматических  навыков». 

      Так,  к примеру, Пфейфер Марина Анатольевна, учитель английского языка города  Славгород на уроках английского языка обращает большее внимание такому виду наглядности как схема. 

      Марина  Анатольевна считает что, многократно  сталкиваясь с трудностями построения  высказывания на иностранном  языке, учащийся теряет интерес  к предмету. Здесь очень важно  предоставить ему помощь в  виде опор-схем.  

      Грамматика  представляет собой наиболее  абстрактный  ярус форм и  значений, поэтому освоение грамматики  как системы максимально  способствует  умственному развитию учащихся, развитию логического мышления. Поэтому при обучении грамматике  наиболее целесообразным представляется  применение сознательно-сопоставительного  и когнитивного методов.  

      Марина  Анатольевна отмечает, что при  изучении любого грамматического  явления следует четко определить  основные моменты, характерные  именно для него:  

      - цель  употребления, его функция  (для  чего существует в языке,  что  выражает);  

      - способ  употребления (как образуется).  

      Необходимо, чтобы учащийся понимал цель  употребления данного грамматического  явления  и умел отграничить  случаи употребления данного  явления от другого. Учащимся неизвестно, что они будут изучать дальше, сколько видовременных форм еще предстоит выучить и что они в действительности обозначают. Ведь часто учащимся трудно понять, почему они «опять учат какое-то настоящее время, если они уже изучали настоящее время раньше». Следует заранее сориентировать учащихся на то, что системы видовременных форм глагола в русском и английском языках не во всем совпадают. На слух, без наглядности это очень трудно воспринять. Поэтому целесообразно сразу познакомить учащихся с таблицей английских времен, на которой четко выделяется цель употребления данного времени, его функция. Например, действие, которое происходит обычно, постоянно, - «факт», т.е. время группы Simple . Действие происходит именно сейчас, в момент речи – «длительность, процесс», т.е. Progressive . Действие произошло ранее, но его результат связан с настоящим, - «завершенность», т.е. Perfect . Такой таблицей удобно пользоваться для выбора времени при переводе предложения с русского языка на английский. [Приложение 4] 

      Используя  возможности наглядно-образного   мышления, эффективно при изучении  каждого времени вместе с учащимися   составлять его элементарную  схему на временной прямой. [Приложение 5] 

      Когда  учащиеся поймут принцип составления  таких схем, им самим нетрудно  будет воспроизвести подобную  схему для нового времени. Воспроизведение  таких схем, конечно, не самоцель, а показатель того, что они  понимают, что обозначает, например, такое определение: «Одно действие  в прошлом завершилось ранее  другого» ( Past Perfect ) или «Действие в будущем уже завершится к определенному моменту» ( Future Perfect ) и т.д.  

      Таким  образом, понимание учащимися  при  помощи опор грамматического  строя  изучаемого языка проходит  индуктивный  путь – путь  осмысления собственной речевой  практики. Системное представление  о грамматическом строе иностранного  языка содействует закреплению  навыков, служит опорой при  изучении более сложных грамматических  явлений, помогает при изучении  второго иностранного языка, имеет  большое образовательное значение. 

      Преподаватель  английского языка в городе  Якутск Конкина Татьяна Евгеньевна считает, что среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуации. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком. 

      Татьяна  Евгеньевна говорит, что игра  всегда предполагает принятие  решения – как поступить, что  сказать, как выиграть? Желание  решить эти вопросы обостряет  мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”. 

      Игра  активизирует стремление детей  к контакту друг с другом  и учителем, создает условие равенства  в речевом партнерстве, разрушает  традиционный барьер между учителем  и учеником. Важно также, чтобы  учитель умел увлечь, заразить  учащихся игрой. Место игр на  уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. 

      Грамматические, лексические, фонетические и орфографические   игры способствуют формированию  речевых  навыков. Овладение  грамматическим материалом, прежде  всего, создает возможность для  перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся  в употреблении грамматических  структур, требующая многократного  их повторения, утомляет ребят  своим однообразием, а затрачиваемые  усилия не приносят быстрого  удовлетворения. Игры помогут сделать  скучную работу более интересной  и увлекательной. За грамматическими  следуют лексические игры, логически  продолжающие “строить” фундамент  речи. Фонетические игры, предназначаются  для корректировки произношения  на этапе формирования речевых  навыков и умений. А формированию  и развитию лексических и произносительных  навыков в какой-то степени  способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение  правописания изученной лексики. 

      Грамматические  игры. 

      Цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления, данного  речевого образца;

развить речевую  активность и самостоятельность  учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы  be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д. [Приложение 6] 

      Эти  игры способствуют также появлению   у учеников искреннего желания  общаться на иностранном языке  не только на уроке, но и  во внеурочное время. Здесь  успешно формируется внутренний  мотив к изучению английского  языка. 

  

      2.2. Апробация использования наглядности  на уроке английского языка  в 8 классе с целью формирования  грамматических навыков 

  

      Практика  пробных уроков проходила на  базе средней школы № 7 им. Крупинова  города Городца. За время практики были разработаны и проведены ряд уроков с применением наглядности. Один из таких уроков был проведен в 8«б» классе. [Приложение 7] 

      В  8 «б» классе 24 человека: 12 мальчиков  и 12 девочек. Состав класса  по возрасту одинаков.  

      В  коллективе сформирован познавательный  интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является  ответственное  отношение к  учению. В классе нет  неуспевающих, пять отличников, 12 человек занимаются  на «4» и «5». Ребята с интересом  занимаются различными видами  деятельности, с интересом относятся  к изучению иностранного языка. 

      Учащиеся  проявляют активность и творчество  в проведении классных и школьных  дел, часто сами выступают инициаторами  в их проведении. 

      Коллектив  8 класса можно назвать дружным.  Он состоит из отдельных групп  по симпатиям, которые активно  взаимодействуют. Дети в основном  доброжелательны друг к другу. 

     Во  время проведения урока было  отмечено, что использование наглядности  на уроках английского языка  помогает лучшему усвоению материала,  дети работали активно и более  заинтересовано. 

     На  уроке объяснялся новый грамматический  материал – Present Perfect Progressive. Необходимо было ввести и автоматизировать материал по теме Present Perfect Progressive. Цели урока соответствовали теме и содержанию. На уроке были проведены разнообразные приемы работы с материалом, новый грамматический материал объяснялся в виде схем, таблиц и рисунков. Учащиеся самостоятельно выполняли таблицу повествовательных и отрицательных предложений времени Present Perfect Progressive под руководством учителя. На уроке присутствовала коллективная и индивидуальная работа. Для дальнейшего развития грамматических навыков, а так же навыков и умений устной речи ученики выполняли многократные тренировочные упражнения для закрепления материала.  

     Дети  активно работали в течение  всего урока. Проведенная рефлексия  показала, что усвоение данного  грамматического материала с  помощью наглядности прошло успешно.  

     Конечно,  работа с наглядностью требует  большего времени для подготовки  к уроку. Вместо сухого объяснения  материала  и работы над  упражнениями, нужно  найти, придумать  и подготовить  наглядность. 

     Но, не  смотря на минусы, применение  наглядности  имеет множество  преимуществ. У детей повышает  интерес к занятиям, формируется  положительная мотивация к изучению  иностранного языка. У учащихся  в ходе работы развиваются  интеллектуальные, организационные,  коммуникативные способности. 

     Мы  считаем, что применение наглядности  на уроках английского языка  необходимо для того чтобы  сделать урок более живым и  полноценным. 

  

Выводы  по второй главе  

      Наглядность  в обучении способствует тому, что  у школьников, благодаря  восприятию предметов и процессов  окружающего  мира, формируются  представления, правильно отображающие  объективную действительность, и  вместе с тем воспринимаемые  явления анализируются и обобщаются  в связи с учебными задачами. Использование наглядных средств  не только для создания у  школьников образных представлений,  но и для формирования понятий,  для понимания отвлеченных связей  и зависимостей. 

      В  ходе опытно – практической  работы было выявлено что, используя  любой вид наглядности, можно  добиться хороших результатов,  но при этом нужно учитывать  в какой части урока наиболее  удачно использовать наглядность.  Зрительные опоры помогают устанавливать  связь речевого материала с  конкретной ситуацией. Все то, что появляется в кадре или  исчезает из кадра, является  потенциальной зрительной опорой: сами участники диалога, их  одежда, обстановка, предметы, действия. Особую важность приобретают  те компоненты зрительного ряда, которые непосредственно обеспечивают  семантизацию речевого образца.  

      В  ходе практической части было  выявлено, что учащиеся лучше  работают и  усваивают тот  материал, который был объяснен  с помощью наглядности. Кроме  того, наглядность мобилизует психическую  активность учащихся, вызывает интерес  к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого  материала, снижает утомление,  тренирует творческое воображение,  мобилизует волю, облегчает весь  процесс изучения английского  языка. Опоры призваны облегчить  учащимся процесс овладения иностранным  языком, снять различного рода  трудности, стимулировать общение  учащихся на уроках иностранного  языка, сконцентрировать внимание  на новом изучаемом материале,  сформировать прочные навыки  и умения. 

Информация о работе Роль наглядности в формировании грамматических навыков