Ндс и его роль в формировании бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:49, дипломная работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время НДС - один из важнейших налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Работа содержит 1 файл

основы ндс.docx

— 134.46 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Основу  государственного бюджета составляют налоговые доходы. Налог на добавленную  стоимость представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой как  разница между стоимостью реализованных  товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Возмещение налога на добавленную стоимость  подразумевает под собой уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, которую предприятие должно уплатить в бюджет на суммы НДС по выставленным ему счетам.

     В начале 90-х годов в Казахстане начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической  жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным  в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе  Республике Казахстан.

В настоящее  время НДС - один из важнейших государственных  налогов. Основой его взимания, как  следует из названия, является добавленная  стоимость, создаваемая на всех стадиях  производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят  к категории универсальных косвенных  налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения  в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как  наиболее значительный косвенный налог  выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается  в мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и  усилении контроля за сроками продвижения  товаров и их качеством.

Актуальность  темы дипломной работы связана с тем, что НДС на сегодняшний день является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, и является   основой формирования бюджета Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании государственного бюджета привлекает к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моей дипломной работы.

Целью данной работы является изучение значения, места и роли налога на добавленную  стоимость, как одного из основных налогов  формирующих бюджет в Республики Казахстан.

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

  • ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость 
  • ознакомление с  действующей практикой расчета с бюджетом по НДС и исследование его роли в формировании бюджета Республики Казахстан.
  • Отражение НДС в налоговой и финансовой отчетности
 
 
 
 
 
 
 
 

      

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ 

1.1 История  возникновения и развития налога  на добавленную стоимость  

      Эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость  – НДС. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В  многовековой истории налогового права  НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует  почти в 80-ти странах, среди них  практически все промышленно  развитые страны. Единственное из развитых государств, где такого налога нет, - США. В конце 80-х - начале 90 годов  он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а  также в некоторых странах  СНГ (Белоруссия, Казахстан).И хотя налог  на добавленную стоимость находит  все более широкое распространение  в мировой практике, его часто  называют «европейским налогом», отдавая  должное как самому месту появления  нового налога, так и роли НДС  в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений  от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит  Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно  три этапа. Первый был ознаменован  переходом в 1937 г. от налога с оборота  к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы  раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель  платил налог с общей суммы  своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость. Изобретение  налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта  при взимании последнего. Однако в  течение более чем десяти лет  НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его  применения послужило зависимое  от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки). В 7О - е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени. Существуют две большие группы налогов с оборота: кумулятивные налоги и налоги разового удержания. Слияние этих двух типов налогов и дало начало налогу единичного и частичного удержания, который получил название НДС. Кумулятивные налоги, так называемые «многоступенчатые», удерживаются с общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание не составляет большого труда, так как взимаются они, без каких либо исключений, со всех операций, которые были совершены с товаром в ходе его производства и обращения. Но в то же время они оказывают значительное давление на цену товара, особенно в индустриальных странах, где развито разделение труда, побуждая предприятия сокращать циклы производства и обращения товаров. Этот значительный недостаток кумулятивных налогов послужил причиной того, что данные налоги практически полностью исчезли из налоговых систем промышленных держав. Налоги разового удержания, как указывает их наименование, взимаются один раз, со всей стоимости продукта на одной строго определенной стадии. Налог может удерживаться на стадии как производства, так и реализации (старый налог с оборота во Франции), а также в момент перехода от оптовой к розничной торговле (Австралия, Финляндия) или при розничной торговле (США). Налог с оборота разового удержания приносит в казну не настолько много сборов, как кумулятивные, хотя его ставки относительно велики, что побуждает к налоговому мошенничеству. В то же время, величина сборов по этим налогам плохо прогнозируема, так как какие-либо проблемы у непосредственного налогоплательщика лишают казну всей суммы налога, которая подлежала бы удержанию с этого продукта. В конце концов, его сложно исчислять: расчеты между предприятиями еще до стадии удержания налога должны принимать во внимание его конечное удержание. Тем не менее данный тип налога дает несколько неоспоримых преимуществ: они не накапливаются в цене товара как кумулятивные, и доход от них не зависит от продолжительности экономического цикла, структуры производства и распределения. Более того, возможно освобождение от налогообложения экспорта, что положительно влияет на международную торговлю. Налог на добавленную стоимость как раз и явился объединением кумулятивного налога и налога разового удержания. Как и кумулятивные налоги, он взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли. Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара. Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45 % всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии - 50 %. На его долю приходиться в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов 42 стран.  

1.2 Предпосылки введения НДС в Казахстане 

По своей  сути налог на добавленную стоимость является одним из видов косвенных налогов и эволюционной формой налога на потребление.

Реализация  товаров и услуг осуществляется по ценам с учетом НДС и, в конечном счете, налоговое бремя несет  потребитель. Каждый посредник, будь то производственный или торговый, получает от своего клиента предусмотренную  законом сумму налога и перечисляет  его в бюджет за вычетом суммы  НДС, ранее уплаченной им поставщикам. При этом следует отметить, что  НДС затрагивает только добавленную  стоимость товара на данном производственном цикле. Исходя из классификации налогов по степени оценки объекта обложения, НДС относится к реальным налогам. Уплата его определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние субъекта налогообложения.

     Как и все косвенные налоги, НДС  выполняет преимущественно фискальную роль, при его введении преследовалась также цель обеспечения государственного бюджета надежным и эффективным  источником доходов. Он является одним  из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных  средств, так как прямо связывает  налоговые поступления с ростом цен.

Дифференциация  размеров ставок НДС дает государству  значительную свободу маневра. С  помощью НДС регулируется сфера  потребления, и основной целью его  применения в высокоразвитых промышленных странах является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы  избежать так называемого «разогрева экономики». Таким образом, НДС выступает  также как инструмент государственного регулирования экономики, надежный рычаг борьбы с кризисом перепроизводства.

Весомым аргументом в пользу введения НДС  в Казахстане стал мировой опыт. Практика развитых зарубежных государств показала, что косвенные налоги постепенно эволюционировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную  стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не деформирующему финансовые пропорции в народном хозяйстве. Впервые НДС был введен во Франции в 1954 году по предложению  экономиста П. Лоре, и достаточно быстро распространился в большинстве  стран мира. На момент введения в  Казахстане НДС применялся в более  чем 43 странах мира, в том числе  в 19 из 24 стран ОЭСР и во всех странах  ЕС.

С января 1992 года, НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана.

В мировой  практике используются четыре метода определения суммы НДС, подлежащего  уплате в бюджет:

прямой  аддитивный или бухгалтерский;

косвенный аддитивный;

метод прямого вычитания;

косвенный метод вычитания, или зачетный метод  по счетам (метод, первоначально принятый ЕЭС).

Если  условно обозначить ставку налога через R, то формулы расчета налога согласно перечисленным методам будут  иметь следующий вид:  

R (v + m) = НДС, где (v+m) - добавленная стоимость  

Rv + Rm = НДС  

R (B –  И )= НДС, где В - выручка; И  - издержки  

RB –  RИ = НДС, иначе это можно  записать так:  

НДС по доходам - НДС по расходам = НДС в  бюджет  

Наибольшее  распространение в мире получил  четвертый метод. Его использование  не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого  применяется ставка к ее компонентам (затратам произведенной продукции). Данный метод расчета НДС позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера. Наличие счета – фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах фирмы.

У нас  в Казахстане используется метод  вычитания, или по другому метод  счетов-фактур.

Преимущества  и недостатки налога на добавленную  стоимость 

Преимущества  НДС состоят в следующем:

- НДС не включается в цену реализации продукции, а устанавливается сверх цены и оплачивается покупателем, что устраняет влияние его на издержки производства и рентабельность;

- объектом налогообложения становится вся продукция всех фаз производства по единым ставкам, что позволяет избежать накопления налога в конечной продукции, исключает повторный счет в процессе налогообложения;

- при налаженной системе процедура взимания налога достаточно проста, как с точки зрения налоговых органов, так и налогоплательщиков. Расчет НДС является в определенной степени самоконтролируемым процессом, так как каждый последующий покупатель заинтересован в том, чтобы его поставщики правильно зарегистрировали в счетах – фактурах размер уплаченного ими налога;

- налог на добавленную стоимость является достаточно эффективным инструментом увеличения доходов государств. Широкая база налогообложения дает возможность за счет незначительного повышения ставки НДС существенно увеличить поступления в бюджет;

- налог на добавленную стоимость обеспечивает одинаковый реальный уровень налогообложения отраслей и видов экономической деятельности независимо от их капиталоемкости и трудоемкости, размеров предприятия и т.д.;

- во многих странах для стимулирования экспорта существует порядок возврата фирмам - экспортерам части налога с оборота, который входит в цену экспортной продукции. НДС позволяет четко определять эту сумму с учетом реальных затрат именно данной фирмы на экспортную продукцию. При импорте НДС широко используется в качестве инструмента протекционистской политики. Исходя из этого, НДС может быть использован в качестве способа регулирования внешнеэкономических связей;

- НДС выполняет интеграционные функции, способствуя проведению разными странами единой налоговой политики. Это ведет к сближению национальных экономик, что подтверждается опытом стран ЕЭС, для которых НДС является главным источником собственных средств.

В условиях слабой экономики проявляются и  отрицательные черты НДС, которые  прямо влияют не только на непосредственных потребителей, но и на производителей. К ним можно отнести:

- Базой обложения НДС в нашей республике являются не только добавленная стоимость, но и также элементы, которые не имеют никакого отношения к ней. Практически НДС выступает как налог с оборота или «универсальный акциз», так как объектом обложения является вся стоимость товаров, работ и услуг. Одновременно применяется система зачета сумм НДС, уплаченных по «расходам». Данный метод исчисления НДС широко применяется в мировой практике и, в принципе, является приемлемым. Речь идет не о механизме определения суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет, а о правильности определения базы обложения. Так, например, по казахстанскому законодательству в базу налогообложения включаются суммы акциза, таможенные пошлины. Допустим, при импорте подакцизных товаров на территорию республики, в облагаемый НДС оборот включается и сумма уплаченного акциза, и сумма таможенной пошлины, и сборов. Таким образом, налицо не только двойное, но и тройное налогообложение.

- Момент фактической уплаты НДС намного опережает момент реализации налогооблагаемой продукции. Положение еще более усугубляется в условиях применения в налоговом учете метода начисления. Так как при методе начисления моментом осуществления реализации считается не день поступления денежных средств, а день отчуждения или отгрузки товаров. Следовательно, предприятие должно уплатить НДС независимо от того, поступила ли выручка от реализованной продукции. Предположим, что продукция реализована своевременно и в полном объеме, и деньги за реализацию поступили на предприятие, сумма НДС, относимая в зачет будет по своей значимости (с учетом инфляции) меньше, чем была уплачена поставщикам. При методе начисления существует большая вероятность отвлечения собственных оборотных средств предприятия на уплату НДС. Причем срок, на который отвлекаются эти средства, зависит от времени поступления выручки предприятию. Долг будет рассматриваться, как сомнительный лишь по истечении исковой давности, и сумма НДС может быть принята в зачет только по истечении этого срока, причем без корректировки на инфляцию.

Информация о работе Ндс и его роль в формировании бюджета