- Уровень сверхфразового единства.
- Расскажите о …, используя данную на доске логико – синтаксическую схему.
- Расположите предложения на карточках в логической последовательности.
- Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу. Выберите их из приведенных на доске.
- Расскажите о… , используя выражения, данные на доске.
- По указанным на карточках ключевым словам расскажите о … .
- Сократите высказывания данные на карточках, передайте их содержание в 2-3 фразах.
- Составьте ситуацию по цепочке путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений.
- Расширьте высказывание, используя картинку.
- Расскажите о …, используя картинку- схему (картинку с неразвернутой ситуацией).
- Опишите свою комнату (комнату своего друга).
- Составьте ситуацию, используя данную пословицу, поговорку.
- Расскажите о …, докажите правильность своих суждений.
- На основе тезиса, утверждения и ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации общения.
- На основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание.
- Докажите правильность следующего утверждения.
- Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.
- Составьте высказывание по определенной теме (проблеме) для последующего использовании в дискуссии.
- Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
- Опишите картинку.
- Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве иллюстрации к теме разговора.
- Разверните реплики в диалоге дог сверхфразового единства (монолога в диалоге).
- Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.
- Посмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.
- Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.
- Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учетом характера предполагаемого собеседника.
- Составьте типовые монологические высказывания для ситуации по теме.
- В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовое единство.
- В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения используйте фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность на предполагаемого собеседника.
- В соответствии с планом расположите краткие монологические высказывания в логически содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми предложениями и средствами текстуальной связности.
- Выступите с кратким сообщением о…, используя логико-синтаксическую схему, данную на доске.
- Расскажите о …, используя приведенный на доске план.
- Расскажите о …, используя следующие ключевые слова.
- Передайте сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени одного из персонажей.
- Кратко изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.
- Опишите серию картинок по схеме.
- Составьте свой вариант рассказа по картинке, схеме (используется картинка с неразвернутой ситуацией).
- Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о ….
- Прокомментируйте следующие пословицы.
- Составьте небольшие рассказы, используя следующие поговорки.
- Разверните данный тезис в связное высказывание. Докажите правильность своей позиции.
- Составьте монологическое высказывание по теме с учетом определенной ситуации и характера собеседников.
- Разверните диалогические реплики в монологические высказывания.
- Подготовьте развернутые монологические высказывания к дискуссии по теме.
- Подготовьте развернутое монологическое высказывание к пресс-конференции.
- Подготовьте развернутое монологическое высказывание к деловой игре по теме.
- Подготовьте выступление по теме к “круглому столу”.
- Ответьте на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции (экскурсии), и аргументируйте ответы.
- Расскажите о городе (о человеке) по плану с учетом ситуации и характера собеседников.
- Модифицируйте и адаптируйте в соответствии с конкретными условиями общения текстовой материал для устной темы, дополните его походящими средствами связности и адресованности собеседнику.
- Составьте устное (письменное ) сочинение по теме.
- Составьте высказывание в форме рассуждения по теме к типовой ситуации общения.
- Составьте описание для использования в заданной ситуации общения.
- Подготовьте сообщение о событиях к ситуации общения.
2.3. Работа с письменным образцом
монологической речи (письмом, стенографическим
текстом устного сообщения)
- Прочитайте образец монологической речи вслух.
- Отработайте технику чтения текста вслух.
- Прочитайте текст для ответа на заданные вопросы.
- выделите в тексте речевые средства, выражающие обращение к адресату.
- Выделите в тексте переходы от одной мысли к другой.
- Определите характер монологического высказывания (сообщение, повествование, приглашение, рассуждение).
- Выделите в тексте вводные слова, фразы и конструкции.
- Выделите в тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому.
- Выделите в тексте средства модальности и оценки сообщаемого.
- Перескажите содержание письма в косвенной речи.
- Составьте план содержания монологического высказывания.
- Передайте содержание письма от имени автора.
- Дополните монологическое высказывание, учитывая содержание образца и выступая в роли его автора.
- В соответствии с содержанием монологического высказывания прореагируйте на него в той же форме, принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные в этом высказывании.
- Оформите материал ответного монологического высказывания в соответствии с закономерностями обращенного монолога.
- Добавьте инициативные мысли-предложения в это же монологическое высказывание.
- Составьте монологическое высказывание по той же теме, адресуя его определенному человеку в определенной ситуации общения.
- Составьте инициативное высказывание по определенной теме, адресуя его разным лицам в разных ситуациях и моделируя исходный вариант в соответствии с особенностями адресатов.
- Трансформируйте исходный вариант монологического высказывания в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами (сменой собеседника, коммуникативной цели, структуры и содержания высказывания, оформляющих его речевых средств).
2.4. Работа с устным (звуковым)
образцом монологической речи (фоно- и
видеозаписью).
- Прослушайте фонограмму или просмотрите видеофонограмму, определите характер монологического высказывания.
- Скажите, кому принадлежит и кому обращено данное высказывание.
- Определите тему, идею высказывания.
- В процессе прослушивания установите авторскую цель монологического высказывания.
- Определите тип монологического высказывания.
- Скажите, какой ситуации соответствует данное монологическое высказывание.
- Определите тактику речевого поведения автора высказывания.
- Составьте план монологического высказывания.
- ответьте на поставленные вопросы по содержанию высказывания.
- Покажите, какими речевыми средствами пользуется автор высказывания для реализации (развертывание) того или иного тезиса.
- Отметьте верные или неверные утверждения преподавателя, сопоставляя их с содержанием монологического высказывания.
- Определите средства оформления монолога, которые использует оратор.
- Перескажите в косвенной речи содержание монологического высказывания.
- На фоне приглушенного звучания фонозаписи воспроизведите основные мысли оратора.
- Представьте себе, что текст звучит на другом языке, и передайте его содержание, используя перевод.
- Перескажите данное монологическое высказывание от имени оратора.
- Скажите, что бы вы добавили или изменили в своем высказывании по тому же поводу и в той же ситуации.
- Скажите, какое монологическое высказывание вы составили бы в данной ситуации без опоры на проанализированный выше образец монолога.
- Составьте собственное монологическое высказывание для определенной ситуации с заданной коммуникативной направленностью по предложенной теме в соответствии со следующей схемой-последовательностью: коммуникативная задачаàпрограмма (или план) высказыванияàопорные тезисыàключевые словаàсамо высказывание в письменной записиàего устное воспроизведение на основе тезисов и ключевых слов.
- Составьте монологическое высказывание по теме, плану, тезисам и ключевым словам.
- Составьте инициативное монологическое высказывание без предварительной подготовки (например, в процессе дискуссии или обстоятельного разговора-диалога).
- Внимательно слушая речевой материал с фонограммы или видеозаписи, подготовьтесь к участию в воображаемой дискуссии, записывая опорные мысли, тезисы, ключевые слова. Составьте высказывание и покажите его преподавателю и товарищам.
- Используйте запись телемоста. Дополните материалы речевого общения, представленные в фоно- или видеозаписи телемоста, подготовьте и реализуйте их на учебном занятии, дублируя вопросы, аргументы в записи.
2.5. Примерные задания по формированию
монологического высказывания
Путь сверху “My everyday life”
- Прочитать текст,
ответив на вопросы по содержанию.
- Составить план текста в виде вопросов или тезисов
(как облегченный вариант: упорядочить
предлагаемый план с нарушенной последовательностью
в соответствии с содержанием текста).
- Составить программу,
т.е. каждому пункту плана подобрать
необходимый «строительный» материал. Каждый
ученик подбирает свой материал, поэтому
программа носит индивидуальный характер.
-Разнообразные пересказы
исходного текста (например, текст
«Распорядок дня Нины»): сначала
близко к тексту (с минимальными
преобразованиями, объективно, о лица
его автора), затем от имени разных действующих
лиц (мамы, брата), что ведет определенным
преобразованиям, к внесению дополнений,
оценки, наконец, от имени учащегося тоже
с элементами оценки (для описания собственного
распорядка дня).
- Моя знакомая работает в зоопарке. Она ухаживает за медвежонком.
Вот что она рассказывает о его распорядке
дня…
- Давайте представим
себе распорядок дня «Человека
рассеянного с улицы Бассейной».
Как вы оцениваете его распорядок
дня?
- Ребята, вы знаете, что
сейчас в космосе работают космонавты... Что вы знаете
об их распорядке дня? Как они проводят
свой выходной день?
Таким образом,
исходный текст полностью перерабатывается,
тексты-монологи, представляющие собой
редакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены; их можно расценивать,
следовательно, как собственную речь учащихся.
Путь снизу “ Winter ”.
Учащимся предлагаются
задания, стимулирующие их короткие
высказывания в связи с темой (ситуацией) типа:
- Ребята, я очень люблю
зиму. А вы? Давайте выясним, кто как относится к этому времени года.
- Давайте выясним,
кого в классе больше – тех,
кто любит зиму, или тех, кто
ее не любит.
Аналогичные задания
распространяются на ситуации
о зимнем спорте и забавах.
В результате, создается общая
картина отношения учащихся к зиме.
- Скажи, любишь ли
ты зиму и что ты делаешь
зимой.
- Любишь ли ты кататься
на лыжах, с кем ты обычно
катаешься на лыжах?
- Учитель показывает
картину, на которой изображен
толстяк, и спрашивает: «Как вы думаете: он катается на
лыжах, коньках? Что он делает обычно?»
В речь учащихся включаются элементы аргументации,
оценки, характеризуются причинно-следственные
отношения. Следующее задание типично
для этого этапа: