Формирование навыков монологической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать информацию по видам речевой деятельности;
2) раскрыть понятие монологической речи в методике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1.Теоретические основы обучения монологической речи ..……………...5
1.1. Виды речевой деятельности………………………………………….5
1.2. Понятие монологическая речь……………………………………….7
1.3. Особенности формирования монологической речи………………..10
§ 2. Практические навыки формирование монологической речи……….14
2.1. Упражнения по обучению монологической речи на базе текста….15
2.2. Упражнения по обучению монологической речи на ситуативной основе……………………………………………………………………………18
2.3. Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)……………………………...23
2.4. Работа с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью)………………………………………………………………….25
2.5 Примерные задания по формированию монологического высказывания……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Осиповппа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

- Объясни, почему ты  любишь зиму. Может быть, все-таки  что-то в ней тебе не нравится?

Оба подхода – «сверху» и «снизу» - используются как при  подготовленной, так и при неподготовленной речи, т.е. либо с использованием опор,   либо без них. Чем тщательнее проработаны опоры на стадии подготовленной речи, тем качественнее будет неподготовленный монолог.

При развития монологического  высказывания следует использовать игровые приемы типа: «Придумайте загадку о художнике, композиторе и т.д., включите в нее данные, необходимые для отгадки, но не подсказывающие ответ прямо»; «Постойте коллективный рассказ о знаменитом человеке; Наташа начнет рассказ, остальные продолжат его».

 

 

Заключение

Формирование умений монологической речи – одно из приоритетных направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. Большую роль при этом играет правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся.

Целью нашего исследования было определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической  литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.

Задачами исследования являлись изучение и систематизация информации по видам речевой деятельности; раскрытие понятия монологической речи в методике; выявление способов формирования навыков монологической речи.

В первом параграфе нашей работы мы рассматривали основные виды речевой  деятельности, чтобы понять какое место занимает в речевой деятельности монологическая речь. Мы выяснили, что выделяют четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Говорение в свою очередь относится к продуктивным видам речевой деятельности. От говорения мы перешли к устной и письменной речи, и увидели, что монологическая речь относится к устному виду речи. Ввели понятие монологическая речь, выяснили, чем монологическая речь отличается от диалогической. Описали основные признаки, важнейшие характеристики, цели  и разновидности монологической речи. Выяснили, что обучение монологической речи проходит в три этапа. В отечественной методике существует два подхода к обучению: «путь сверху» и «путь снизу». Расписали, что представляет собой каждый из путей и как реализуется.

Во втором параграфе мы рассматривали  практические навыки формирования монологической речи, беря за основу методику Е.А. Маслыко. Методист представляет упражнения по формированию монологической речи следующим образом: упражнения на базе текста; на ситуативной основе, которые в свою очередь делятся на уровни  фразы, сверхфразового единства и уровень текста; упражнения с использованием письменных образцов монологической речи (письмо, стенографический текст устного сообщения); упражнения с использованием звуковых (устных)образцов монологической речи (фоно-и видеозапись). Далее мы приводим примерные задания по формированию монологического высказывания по «пути сверху» и «пути снизу».

В заключение нужно отметить что, для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ученик были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. – М., 1988. –124 c.
  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. – М., 1988. –278 с.
  3. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова − М. : Просвещение, 1998. − 43 с.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителей. – Москва, 2003. – 165 с.
  5. Гез Н.И, Ляховицкий А.А, Фоланкина С.К, Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –  Москва: Высшая школа, 1982. – 238с.
  6. Голушкова Н.М. Структурная организация и предметное содержание речевой деятельности //Иностранные языки в школе. – 2006. –  №8. 19-25с.
  7. Заремская С.И.,  Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. – М., 1983. – 127 c.
  8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.–Москва: Просвещение. – 1991. – 162 с.
  9. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному

    языку: базовый  курс лекций. Часть II.  – Уфа: Изд-во БГПУ – 2008. — 102 с.

  1. Клементенко А.Д, Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. – М.: Педагогика. 1981. – 456с.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение. – 1969. – 214 с.
  3. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / А. Р. Лурия − М. : Просвещение, 1999. − 29 с.
  4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. –  М.,  1981. – 159 с.
  5. Маслыко Е.А. Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного  языка. – Минск: Высшая школа, 2001. – 238 с.
  6. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. –  М., 1967. – 504 с. 
  7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., – 1988. –222 с.
  8. Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. Обучение говорению на иностранном языке: Учебное пособие – Воронеж: НОУ «Интерлингва». – 2002. – 40 с.
  9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. –  М.: Рус. яз.,1989. – 276 с.
  10. Рабинович, Ф.М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам      и средняя школа / Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1. – С.17– 22с.
  11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение. – 1991. — 287 с.
  12. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., – 1991. — 224 с.
  1. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. – М., –1995. — 180

с.

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
  2. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в нач. и основ. общеобраз. школах : учеб. пособие для студентов пед. колл. В.М. Филатов – Ростов н / Д : АНИОН –2003. – 416 с.
  3. Шубин Э. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам: пособие для учителя : уч. пед. издание Э. П. Шубин – М. : Учпедгиз, 1963. – 192 с.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование навыков монологической речи