Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать информацию по видам речевой деятельности;
2) раскрыть понятие монологической речи в методике;
Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1.Теоретические основы обучения монологической речи ..……………...5
1.1. Виды речевой деятельности………………………………………….5
1.2. Понятие монологическая речь……………………………………….7
1.3. Особенности формирования монологической речи………………..10
§ 2. Практические навыки формирование монологической речи……….14
2.1. Упражнения по обучению монологической речи на базе текста….15
2.2. Упражнения по обучению монологической речи на ситуативной основе……………………………………………………………………………18
2.3. Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)……………………………...23
2.4. Работа с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью)………………………………………………………………….25
2.5 Примерные задания по формированию монологического высказывания……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….31
- Объясни, почему ты любишь зиму. Может быть, все-таки что-то в ней тебе не нравится?
Оба подхода – «сверху» и «снизу» - используются как при подготовленной, так и при неподготовленной речи, т.е. либо с использованием опор, либо без них. Чем тщательнее проработаны опоры на стадии подготовленной речи, тем качественнее будет неподготовленный монолог.
При развития монологического высказывания следует использовать игровые приемы типа: «Придумайте загадку о художнике, композиторе и т.д., включите в нее данные, необходимые для отгадки, но не подсказывающие ответ прямо»; «Постойте коллективный рассказ о знаменитом человеке; Наташа начнет рассказ, остальные продолжат его».
Заключение
Формирование умений монологической речи – одно из приоритетных направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. Большую роль при этом играет правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся.
Целью нашего исследования было определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.
Задачами исследования являлись изучение и систематизация информации по видам речевой деятельности; раскрытие понятия монологической речи в методике; выявление способов формирования навыков монологической речи.
В первом параграфе нашей работы мы рассматривали основные виды речевой деятельности, чтобы понять какое место занимает в речевой деятельности монологическая речь. Мы выяснили, что выделяют четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Говорение в свою очередь относится к продуктивным видам речевой деятельности. От говорения мы перешли к устной и письменной речи, и увидели, что монологическая речь относится к устному виду речи. Ввели понятие монологическая речь, выяснили, чем монологическая речь отличается от диалогической. Описали основные признаки, важнейшие характеристики, цели и разновидности монологической речи. Выяснили, что обучение монологической речи проходит в три этапа. В отечественной методике существует два подхода к обучению: «путь сверху» и «путь снизу». Расписали, что представляет собой каждый из путей и как реализуется.
Во втором параграфе мы рассматривали практические навыки формирования монологической речи, беря за основу методику Е.А. Маслыко. Методист представляет упражнения по формированию монологической речи следующим образом: упражнения на базе текста; на ситуативной основе, которые в свою очередь делятся на уровни фразы, сверхфразового единства и уровень текста; упражнения с использованием письменных образцов монологической речи (письмо, стенографический текст устного сообщения); упражнения с использованием звуковых (устных)образцов монологической речи (фоно-и видеозапись). Далее мы приводим примерные задания по формированию монологического высказывания по «пути сверху» и «пути снизу».
В заключение нужно отметить что, для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ученик были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.
Список использованной литературы
языку: базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ – 2008. — 102 с.
с.
Информация о работе Формирование навыков монологической речи