Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деловой игры как метода обучения.
Исходя из цели, мы можем назвать такие задачи:
1.Дать понятие выражения «деловая игра».
2.Выявить психолого-педагогические принципы организации деловой игры.
3.Определить, какую роль занимает деловая игра в процессе обучения старших школьников.
4.Выявить цели использования деловой игры в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
I Деловая игра как один из методов обучения иностранному языку
1.1 Понятие «деловая игра»………………………………………..……………7
1.2 Психолого-педагогические принципы деловой игры…………….………10
1.3 История возникновения деловой игры…………………………….………12
1.4 Роль деловой игры в процессе обучения ………………………….……13
1.5 Выводы по 1 главе…………………………………………………….…….15
II Содержательный анализ УМК
2.1 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Happy English” 9 класс Кузовлев В.П …………………………………….…19
2.2 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “English” 10-11 класс Кузовлев В.П ………………………………...……………………19
2.3 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Enjoy English” 10 класс Биболетова М.З……………………………………….…….21
2.4 Выводы по 2 главе………………………………………….………..……..22
III. Методические рекомендации к проведению деловой игры
3.1 Особенности организации деловой игры………………………….……...24
3.2 Методика проведения деловой игры…………………………….………..26
3.3 Деловая игра: «Talk show»………………………………………….……...28
3.4 Выводе по 3 главе…………………………………………………….…….31
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список литературы……………………………………………………….…….34
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт

 

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

 

Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе.

 

Курсовая работа по методике преподавания иностранного языка

 

 

студентки факультета

иностранных языков

дневного отделения

504-а группы

Тимошкиной Е.С.

 

Научный руководитель:

Мохова Е.П.

 

 

 

Орехово-Зуево

2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

I     Деловая игра как один из методов обучения иностранному языку

1.1 Понятие «деловая игра»………………………………………..……………7

1.2 Психолого-педагогические принципы деловой игры…………….………10

1.3 История возникновения деловой игры…………………………….………12

1.4 Роль деловой игры в процессе    обучения ………………………….……13      

1.5 Выводы по 1 главе…………………………………………………….…….15

II   Содержательный анализ  УМК

2.1 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте       “Happy English” 9 класс  Кузовлев В.П …………………………………….…19

2.2 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “English” 10-11 класс Кузовлев В.П ………………………………...……………………19

2.3 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте  “Enjoy English” 10 класс Биболетова М.З……………………………………….…….21

2.4 Выводы по 2 главе………………………………………….………..……..22

III. Методические рекомендации к проведению деловой игры

3.1 Особенности организации деловой игры………………………….……...24

3.2 Методика проведения деловой игры…………………………….………..26

3.3 Деловая игра: «Talk show»………………………………………….……...28

3.4 Выводе по 3 главе…………………………………………………….…….31

Заключение………………………………………………………………….…..32

Список литературы……………………………………………………….…….34

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

Игра - это имитация какой- либо деятельности. Игра является частью человеческой жизни. Человек который играет выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий.

Деловые игры появились в нашей жизни сравнительно недавно. Деловая игра является имитацией реальной жизни, профессиональной деятельности. Благодаря этому участники игры могут  экспериментировать, проверять различные способы поведения ,а также делать ошибки, которые им нельзя совершать в реальной жизни.

Сегодня многие учителя используют разные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые имеют отличия от стандартных. Каждый день учитель сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен  уметь принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность – это всегда творчество. Среди множества различных активных методов, которые используются в учебной практике, мне хотелось бы выделить деловую игру, так как именно деловая игра активизирует мыслительную деятельность старших школьников, способствует развитию творческих способностей. В процессе деловой игры учащимся приходится использовать, прежде всего, свой личный опыт и свои представления об опыте разыгрываемого героя. В ходе игры ученики подражают взрослым , а не копируют их. Суть данной игры в способности отражая, преображать действительность .

 

В деловых играх используются жизненные ситуации на основе игрового замысла : деловая игра даёт участнику возможность побывать в роли экскурсовода,  учителя,  судьи,  директора и т.п. Также деловая игра значительно помогает укрепить связь ученик-учитель, раскрыть способности и  творческий потенциал каждого ученика. Статистика использования деловой игры показала, что обмен идеями в ее процессе происходит более интенсивно, она способствует погружению в творческий процесс.

Данная тема является актуальной потому, что, в первую очередь, деловая игра является формой, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, деловая игра -это эмоциональная опора личности, а также ,она выступет в роли  элемента творческого самовыражения, активности и самостоятельности в среде сверстников. Все это в конечном счёте дает толчок в самореализации  и самоутверждении взрослеющего человека.

Применением и разработкой деловых игр для учащихся занимались Селевко Г.К., Выготский Л.С., Лихачев Б.П.,  Платов В.Я и другие.

Деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется социальный и предметный аспекты содержания профессиональной деятельности. Эта идея рассматривается в  работах Кулешовой И.В., Абрамовой Г.С ., Степановича В.А.,  Алапьевой В.Г.  Так как именно форма активного обучения является первым шагом к любознательности.

Платов В.Я., Эльконин Д.Б.  Выготскй Л.С.,  и другие утверждали,  что именно деловая игра является и педагогическим средством и активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки и формирует учебную деятельность.

В работе Хруцкого Е.А. прослеживается идея, что деловая игра- это средство развития профессионального творческого мышления и профессиональных умений и навыков. В ходе этой игры ученики приобретают способность решать новые задачи и анализировать различные специфические ситуации.

Объектом исследования являются учащиеся.

Предметом  исследования является деловая игра как средство обучения учащихся.

Целью данной работы является изучение деловой игры как метода обучения.

Исходя из цели, мы можем назвать такие задачи:

1.Дать понятие выражения «деловая игра».

2.Выявить психолого-педагогические принципы организации деловой игры.

3.Определить, какую роль занимает деловая игра в процессе обучения старших школьников.

4.Выявить цели использования деловой игры в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

I  Деловая игра как один из методов обучения иностранному языку

 

1.1           Понятие деловая игра

 

Деловая игра -  это метод обучения и форма, в которой моделируются социальный и предметный аспекты содержания профессиональной деятельности. Деловая игра необходима для отработки профессиональных навыков и умений. В такой игре происходит квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, которая отражает технологии, динамику и содержание профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [2].

Деловая игра является методом имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)[5].

Деловые игры - педагогическое средство и активная форма обучения, интенсифицирующая учебную деятельность, моделируя экономические, управленческие, педагогические, психологические ситуации и дает возможность для анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем. В деловых играх учащиеся,например,входят в роль банкира, бухгалтера, учителя и т.д., что приближает учебный процесс к реальности, требуя от школьников творчества, взаимодействия и инициативы. Игра помогает поддерживать постоянный большой  интерес у учащихся к предмету, формирует, закрепляет практические навыки, активизирует их самостоятельную деятельность. Также, рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на основной возраст старшеклассников (16-17 лет), то есть ранняя юность. Этот возраст интересен тем, что в этот период у учеников появляются  планы касаемые их будущей профессии. Этот возраст имеет одну особенность, в данный период происходит развитие познавательных способностей и интеллекта, причем наблюдаются не столько количественные изменения, сколько качественные. Можно сказать, что изменяется сама структура мыслительных процессов[7], т.е. важно каким образом учащийся решает ту или иную задачу. Благодаря  этому  происходит становление личности, формируются принципы и ценностные ориентиры,  складывается ее самоопределение, происходит дифференциация интересов. У старшеклассника формируется избирательный интерес к учебным предметам. Одним из таких избирательных предметов и является английский язык.

Игра обычно предполагает осуществление выбора, принятие какого- то решения: что сказать, как сделать и как быстрее стать победителем? Решение таких вопросов развивает  мыслительную деятельность. И если представить, что учащиеся будут говорить на иностранном языке? Можно сделать вывод, что с авторской точки зрения деловая игра несет в себе еще большие развивающие и обучающие возможности. Также надо отметить, что такая деятельность не делает процесс обучения скучным. Благодаря такому методу процесс обучения интересен и  занимателен  т.к. учебная задача замаскирована игровым фоном.

 

Деловая игра -  это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе игры у  человека  появляется способность анализировать различные неординарные ситуации и решать новые профессиональные задачи.

Деловую игру можно считать одним из наилучших активных методов проведения занятий. Потому что деловые игры в отличие от некоторых  других привычных методов обучения, позволяют более широко использовать практическую деятельность, выявлять причины появления трудностей у учащихся, разрабатывать различные варианты решения преодоления этих трудностей, оценивать все варианты решения проблем, принимать решение и определять механизм его реализации. Деловых игры имеют много достоинств, например, они позволяют: рассмотреть какую-либо проблему за небольшой отрезок  времени; освоить навыки выявления, анализа и решения поставленной проблемы; осуществлять работу в  группе при подготовке и принятии решений, ориентации в неординарных ситуациях; сосредотачивать внимание учащихся на проблеме и устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение слушать и понимать участников игры [16].

Деловые игры – это достаточно серьезный и устоявшийся метод обучения. Этот метод используют во всём мире уже много столетий для обучения взрослых, серьёзных людей. У этого метода есть много преимуществ по сравнению со множеством других методов обучения. Использование  деловых игр при изучении иностранного языка даёт не только знания, но и опыт, который в обычной жизни приобретается годами. Благодаря  деловым играм учат  и учатся тому, как и почему надо работать, а также тренируют такие качества  , как, лидерские, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации, коммуникативность и др. Можно имитировать критические и стрессовые ситуации, можно тренировать как отдельных людей, так и команду. Учить быть одной командой[9].

Совершенно справедливо может возникнуть вопрос: нужны ли такие игры в школе? В школе использование деловых игр совершенно необходимо. Так как основная задача школы - не только обучение , но и  приобретение умений наиболее успешно использовать все, что было накоплено за годы обучения. И особенности характера, и знания и качества личности. Цель школы сегодня – успешный человек. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

 

 

1.2             Психолого-педагогические принципы деловой игры

 

Сегодня главной задачей современной школы является создание всех условий для развития личности каждого учащегося, формирование у ребёнка активной позиции, своей точки зрения.Вот почему использование  таких активных форм обучения как деловая игра, является основой развития познавательной компетентности ученика. Такие активные познавательные способности развиваются и формируются в процессе познавательной деятельности. При условии, что ученик не просто слушает, но и участвует в познавательном процессе. Такие знания, добытые своим трудом, являются самыми прочными.

Именно активная форма обучения позволяет учащимся не терять интерес к изучаемому предмету. Благодаря такой форме обучения учащиеся проявляют большую любознательность. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. Среди множества достоинств активной формы обучения можно выделить самые главные: развитие социальных навыков, высокая степень инициативности, самостоятельности, развитие творческих способностей, сформированность умения добывать знания. Свобода выбора делает обучение результативным ,сознательным, и более  продуктивным [3].

Эффективность использования деловой игры как развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его демократическим стилем обучения,  направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, диалоговыми формами взаимодействия с учениками, знание реальных возможностей учащихся. Также надо отметить необходимость постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, необходимость системности в использовании активных форм и  уменьшении различных видов помощи учителя.

Для того чтобы деятельность школьника была продуктивной требуется:

1. Развитие мышления у учеников.

2. Сформированность ряда коммуникативных умений.

3. Опыт оценочной деятельности [10].

Можно выделить некоторые принципы организации деловой игры:

-принцип имитационного моделирования конкретных условий.

Основой методов активного обучения является моделирование реальных условий деятельности человека во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей;

-принцип игрового моделирования форм профессиональной деятельности и  содержания. Именно этот принцип является одним из главных условий  учебной игры, так как заключает в себе обучающие функции;

Информация о работе Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе