Деловая игра как метод активного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 00:00, реферат

Описание работы

Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, т.к. все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.
Цель работы – изучить особенности деловой игры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Деловая игра как метод активного обучения………………………...4
2. Без друзей на свете трудно жить - деловая игра…….……………….9
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы ………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Деловая игра как метод активного обучения..doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     Деловая игра как метод активного обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание. 

     Стр.

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Деловая игра как метод активного обучения………………………...4
  2. Без друзей на свете трудно жить - деловая игра…….……………….9

    Заключение………………………………………………………………..16

    Список  литературы ………………………………………………………17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. 

     Одним из широко используемых в процессе обучения типов игр являются так  называемые деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений различных искусственно созданных или взятых непосредственно из практики ситуациях путем коллективного обсуждения или разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных и групповых) по заданным или выработанным самими участниками игры правилам

     Массовое  применение деловых игр обусловлено рядом причин. Одна из них связана с тем, что деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность учащихся. Участвуя в деловой игре, учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, т.к. все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.

     Цель  работы – изучить особенности  деловой игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Деловая игра как метод активного обучения.. 

     Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют  ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т. д.

     Вторая  причина связана со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику учебного заведения по ряду профессий, помимо специальных знаний и профессиональных умений, необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели, правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволяет завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.

     К обязательным признакам деловой  игры относятся:

    • наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения;
    • наделение играющих ролями и ролевыми функциями;
    • наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения;
    • многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого;
    • наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности;
    • правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой реальной действительности;
    • наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.

     Наиболее  характерными ситуациями деловых игр, применяемых в процессе учебы, являются: анализ данных по полученному ранее материалу и принятие оптимальных решений; по реальным или имитированным ситуациям; ведение деловых переговоров и т. п.

     В деловой игре, как правило, принимают  участие:

    • ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд; следит за ровным ходом игры;
    • игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры;
    • информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации; анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов;
    • игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

     Руководителем игры является учитель-предметник. Его позиция и роль в процессе деловой игры многогранно: до игры — он инструктор; в процессе игры — консультант; при подведении итогов — главный судья и руководитель заключительной дискуссии.

     Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:

    • этап подготовки — разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задами, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры;
    • этап проведения — групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров;
    • этап анализа — обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

     Существуют  следующие правила проведения деловых игр, следование которым повышает эффективность этой формы учебной paботы.

     При подготовке к игре:

    • в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией;
    • разрабатывать правила желательно совместно с учащимися -участниками игры;
    • желательно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм;
    • обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами и др.;
    • не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма.

     При проведении игры:

    • четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками — это во многом определяет ее ход и успех;
    • быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся;
    • внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры; постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлении учащихся в процессе игры;
    • строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;
    • не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;
    • не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры.

     При оценке результатов игры:

    • добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям;
    • давая собственную оценку результатов игры, сверять свое мнение с мнением играющих; если расходятся, то подумать — почему, и не спешить навязывать свое решение;
    • стараться замечать положительные черты у каждого играющего;
    • помнить, что в развитии способностей к самостоятельным, творческим решениям важен сам процесс, а не конечный результат;
    • широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею соглашаться.

     Деловые игры не претендуют на воссоздание самой реальности. Они создают только иллюзию реальности, которая пытливому уму открывает новую размерность мышления, возможности достижения цели: игра — условность, но я — реальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Без друзей на свете трудно жить – деловая игра. 

       Пояснительная записка. 

       Цели:

    • сплотить коллектив;
    • помочь ребятам осмыслить понятия «друг», «дружба»;
    • совершенствовать навыки общения, сотрудничества, способности понимать намерения своего партнера.

       Основная  цель – воспитание коммуникативной личности, способной легко общаться с людьми.

       Успешность  мероприятия заключается в непосредственном контактном проведении игры (учащиеся берутся за руки, смотрят друг на друга и т.п.).

       Выступления в стихотворной форме обеспечивают легкость восприятия игровых ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ход мероприятия.

       Ведущий. Добрый вечер, ребята! Как ваше настроение? Что-то вы как-то вяло здоровайтесь...

       Задание 1. «Приветствие»

       Все участники берутся  за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени.

       Вот так-то лучше. Знайте ли вы, чему посвящен наш сегодняшний вечер?

       Дети  отвечают.

       Правильно, наша встреча посвящена дружбе. А  как вы думаете, что такое дружба? Прежде чем мы с вами выясним это, наши девочки прочитают стихотворение А. Барто «Требуется друг».

       Девочка  1.

       Все живут - не тужат,

       А со мной не дружат!

       Бант  у Кати расписной,

       Красные колготки

       А характер кроткий.

       Я шепчу: «Дружи со мной...

       Мы  же одногодки,

         Мы же как две голубки 

       Из  одной скорлупки...»

       Я шепчу: «Но ты учти –

       Ты  во всем должна идти

       Другу не уступки».

       Девочка 2.

       Предлагаю Ильиной:

       «Ты дружи со мной одной!» 

       Есть  разряд у Ильиной,

       И спортивный свитер,

       И девчонок свита.

       Подружусь я с Ильиной,

       Стану знаменита!

       Девочка 3.

       Все пятерки до одной

       У Светловой Нади.

       Я прошу: «А ты со мной

       Подружись хоть на день!

       Мы  с тобой поладим:

       Будешь  ты меня спасать -

       Дашь  контрольную списать».

       Девочка 4.

       А девчонки на дыбы!

       Говорят: «Молчала бы!» 

       Не  вставать же на колени,

       Уговаривать подруг...

       Напишу  я объявление:

Информация о работе Деловая игра как метод активного обучения