Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деловой игры как метода обучения.
Исходя из цели, мы можем назвать такие задачи:
1.Дать понятие выражения «деловая игра».
2.Выявить психолого-педагогические принципы организации деловой игры.
3.Определить, какую роль занимает деловая игра в процессе обучения старших школьников.
4.Выявить цели использования деловой игры в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
I Деловая игра как один из методов обучения иностранному языку
1.1 Понятие «деловая игра»………………………………………..……………7
1.2 Психолого-педагогические принципы деловой игры…………….………10
1.3 История возникновения деловой игры…………………………….………12
1.4 Роль деловой игры в процессе обучения ………………………….……13
1.5 Выводы по 1 главе…………………………………………………….…….15
II Содержательный анализ УМК
2.1 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Happy English” 9 класс Кузовлев В.П …………………………………….…19
2.2 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “English” 10-11 класс Кузовлев В.П ………………………………...……………………19
2.3 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Enjoy English” 10 класс Биболетова М.З……………………………………….…….21
2.4 Выводы по 2 главе………………………………………….………..……..22
III. Методические рекомендации к проведению деловой игры
3.1 Особенности организации деловой игры………………………….……...24
3.2 Методика проведения деловой игры…………………………….………..26
3.3 Деловая игра: «Talk show»………………………………………….……...28
3.4 Выводе по 3 главе…………………………………………………….…….31
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список литературы……………………………………………………….…….34
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Данный УМК создан на той же методологической основе, что и УМК для 5—9 классов, что позволило обеспечить преемственность между базовым и надбазовым уровнями овладения иностранным языком в общеобразовательных учреждениях, а также допущен Министерством образования Российской Федерации  для использования в общеобразовательных учреждениях.  Учебник рассчитан на два часа в неделю. Весь материал объединен в семь циклов

(Units), каждый из которых имеет свое название. На прохождение каждого цикла

отводится от 15 до 20 уроков в зависимости от уровня обученности учащихся.

Спланированные уроки составляют приблизительно 75%. Остальные уроки — резерв

учителя, который он может использовать по своему усмотрению, в том числе для

подготовки к выпускному экзамену. Цикл состоит из 7 разделов, каждый из которых

имеет свое название, отражающее его основное смысловое содержание. На каждый раздел  отводится два урока.

В данном учебно- методическом комплекте можно найти  большое количество различных деловых и ролевых игр, что отличает его от предыдущего УМК “Happy English ”, причиной этого, по мнению автора,  является то, что данный УМК используется на более старшем этапе, на котором деловые игры могут принести ощутимую пользу и облегчить учащимся закрепление языкового материала.

Все игры в учебнике тематически привязаны к секциям, в которых они представлены и, также как и в предыдущем УМК,  в большинстве своем сопровождаются подробным заданием и иллюстрациями. Таким образом, участвуя в деловых играх, представленных в данном УМК, учащимся приходится решать уже более сложные учебные задачи, так как проблемы, поставленные в центр этих игр, достаточно высокого уровня, но, тем не менее, очень актуальные для учеников данного возраста. Так, например, в секции под названием “Teen Court- Guilty or not?”  учащимся предлагается ролевая игра, в ходе которой им необходимо провести заседание молодежного суда по делу нескольких учеников, «пойманных» с сигаретой и вынести приговор. (см. Приложение 3)

В качестве другого примера можно привести еще одну игру, которая используется в секции “What did you feel about…?”. Данная игра посвящена пребыванию в международном лагере, участникам предлагается представить, что они собираются на экскурсию в ближайший город и обсудить планы на вечер. Такая игра позволяет не только тренировать языковые навыки, но и дает участникам  возможность  «испытать» себя в ситуации общения со сверстниками на иностранном языке и спланировать свое речевое поведение. (см. Приложение 4) Также в данном УМК представлены другие ролевые игры, так, в  секции  “Anything to complain about?” представлена следующая деловая игра: In most Canadian schools, teachers ask parents to come to parents- teachers conferences. The teacher and parent discuss the child’s progress in school, as well as any other problems; в секции под названием “Could you tell me …, please?” авторы разместили игру с заданием ”Act out one of the situations described above”, в которой необходимо разыграть одну из ситуаций представленных в предыдущем упражнении (см. Приложение 5).

 

  2.3  Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Enjoy English” 10 Биболетова М.З.

 

УМК “Enjoy English” для 10 класса авторов Биболетовой М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. предназначен для учащихся школ классов базового уровня , а также для классов профильного уровня, в которых английский не является профильным предметом (например, классов математического, экономического и других профилей). Согласно стандарту при изучении английского языка на базовом уровне минимальная учебная нагрузка составляет 3 часа в неделю, на что и рассчитан учебный материал данного УМК. При этом в УМК содержится некоторый избыточный учебный материал, что позволяет реализовать принципы индивидуализированного и дифференцированного обучения, регулируя нагрузку учащихся. 

Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях и соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку для начальной школы.

В данном учебно- методическом комплекте также, как и предыдущих учебниках, авторы разместили небольшое количество деловых игр. Отличительная особенность деловых игр, представленных  в данном УМК то, что игры как правило, совмещены с работой в парах или группах , это отражается в заданиях, например: “Work in pairs and do the role play” “Work in groups of 5. Assign the roles and act the situation out”. Тематика деловых игр, размещенных в данном УМК, также как ив предыдущих, подчинена общей теме юнита. Еще одним преимуществом игр, содержащихся в данном учебнике, несомненно, является то, что все они отличаются актуальностью проблем и интересов молодежи, затрагиваемых в процессе игры. Так, например, в первом юните представлена деловая игра, в ходе которой авторы предлагают учащимся обыграть ситуацию, когда один из учеников выступает в роли журналиста, целью  которого является собрать информацию о жизни молодежи в России, а другой в роли случайного прохожего, который должен ответить на его вопросы. К заданию также прилагается дополнительная информация на карточке, которую можно использовать. (см. Приложение 6 ) Также, в следующем юните, посвященном семейным проблемам приводится ролевая  игра, в ходе которой   учащимся предлагается принять участие в семейной беседе (см. Приложение 7). И еще один пример деловой игры это игра под названием “In a host family” , приведенная в четвертом юните дает учащимся возможность поучаствовать в семейном конфликте, причиной которому является русская студентка, находящаяся в гостях у американской семьи, и найти способ его разрешения. (см. Приложение 8)

Таким образом, проанализировав  три учебно- методических комплекта можно сделать вывод, что применение игр, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением  в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно – ориентационной и этикетной. У учащихся развиваются компенсаторные умения, умения выходить из положения при нехватке иноязычных языковых средств. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо  этого, игры позволяют создать на уроке  благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового  барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету, за счет того, что в ходе таких игр поднимаются актуальные и интересные для учащихся проблемы.

 

 

 

 

2.4  Вывод по второй главе

 

В третьей главе были рассмотрены три учебно-методических комплекта на предмет исследования деловых игр. Можно сделать вывод, что авторы всех учебно-методических комплектов достаточно активно применяют деловые игры в своих учебно-методических комплектах для более продуктивного обучения английскому языку, для повышения мотивации и интереса учащихся  к иностранному языку. Авторы используют деловые игры при прохождении различных тем, но главным условием является актуальность данной темы для ребенка, его заинтересованность в ней и способность ориентироваться в данной ситуации, как в языковом, так и в психологическом плане.

III  Методические рекомендации к проведению деловой игры

 

3.1 Особенности организации деловой игры

 

Обучение иностранному языку с помощью игры отличается от других педагогических методов тем, что игра:

- привычная, хорошо известная и любимая форма деятельности для учащихся всех возрастов.

- наиболее эффективное средство активизации, которое вовлекает учащихся в игровую деятельность за счет содержательной природы игровой ситуации,  способно вызывать у участников игры высокое физическое и эмоциональное напряжение. Учащимся гораздо легче преодолевать препятствия , трудности,  психологические барьеры в игровой форме.

-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников настойчивость, инициативу, устремленность , творческий подход, воображение.

-позволяет решать вопросы передачи умений, знаний, навыков; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов общества и природы; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет убеждать ,увлекать,  а иногда, и лечить.

-многофункциональна, нельзя ограничить её влияние на человека каким-то одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе её лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать как человек, так и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз:  моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), материальный, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и некоторые другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех команды, группы как собственный.

-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[26].

Таким образом, деловая игра включает в себя все эти качества. Поэтому она по праву называется эффективным методом обучения.

В наше  время деловая игра может рассматриваться и как область научно-технического знания и как область деятельности, и как метод обучения, и как имитационный эксперимент, исследования, решение практических задач.

Деловая игра имеет следующие признаки (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989) :

-Моделирование процесса труда (деятельности)  специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений руководящих работников.

-Реализация процесса «цепочки решений». Делавую игру можно рассматривать как динамическую систему, поэтому  игра не может ограничиваться решением одной задачи, она требует  «цепочки решений». Решение, которое принимают участники  игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

-Распределение ролей между участниками игры.

-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

-Наличие управляемого эмоционального напряжения.

-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

-Коллективная выработка решений участниками игры.

-Многоальтернативность решений.

-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Кроме того, деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[18].

 

   3.2 Методика проведения деловых игр

 

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры [19]

 

Игра может проводиться между группами одного класса или разных классов. Одна игровая группа состоять из 5 — 7 человек.

При подготовке к игре учителю, который будет проводить игру необходимо:

-выбрать тему,

-наметить проблему, решение которой должно быть найдено в игре,

-создать условную ситуацию, которая имитирует конкретную деятельность людей и их отношения,

-определить роли, которые будут выполнять участники игры,

-разработать документацию, которой будут пользоваться участники игры,

-разработать систему поощрений и штрафов.

Необходимо принять во внимание, что проблема должна разрешаться в несколько этапов, т.е. состоять из нескольких заданий, и каждый этап игры должен заканчиваться общим обсуждением между командами. Таким образом, в конце игры должна образоваться цепочка решений, которая и приведёт  к окончательному выводу. Каждый этап игры необходимо ограничивать временным промежутком.

Можно назначить самих учеников из данного или из другого класса в качестве экспертов – консультантов, которые будут оценивать  решения, принятые командами. Они также могут давать «платную» консультацию при возникновении вопросов у участников в ходе решения заданий. Такую информацию можно купить  за баллы, которые команда уже заработала или в счет тех, которые еще заработает.

Во время игры необходимо поставить определенные цели перед командой в целом и перед каждым участником отдельно.

Информация о работе Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе