Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деловой игры как метода обучения.
Исходя из цели, мы можем назвать такие задачи:
1.Дать понятие выражения «деловая игра».
2.Выявить психолого-педагогические принципы организации деловой игры.
3.Определить, какую роль занимает деловая игра в процессе обучения старших школьников.
4.Выявить цели использования деловой игры в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
I Деловая игра как один из методов обучения иностранному языку
1.1 Понятие «деловая игра»………………………………………..……………7
1.2 Психолого-педагогические принципы деловой игры…………….………10
1.3 История возникновения деловой игры…………………………….………12
1.4 Роль деловой игры в процессе обучения ………………………….……13
1.5 Выводы по 1 главе…………………………………………………….…….15
II Содержательный анализ УМК
2.1 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Happy English” 9 класс Кузовлев В.П …………………………………….…19
2.2 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “English” 10-11 класс Кузовлев В.П ………………………………...……………………19
2.3 Использование деловых игр в учебно-методическом комплекте “Enjoy English” 10 класс Биболетова М.З……………………………………….…….21
2.4 Выводы по 2 главе………………………………………….………..……..22
III. Методические рекомендации к проведению деловой игры
3.1 Особенности организации деловой игры………………………….……...24
3.2 Методика проведения деловой игры…………………………….………..26
3.3 Деловая игра: «Talk show»………………………………………….……...28
3.4 Выводе по 3 главе…………………………………………………….…….31
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список литературы……………………………………………………….…….34
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

В ходе подготовки игры целесообразно определить какие знания, умения, навыки понадобятся играющим и подготовить их к игре заранее или непосредственно перед игрой.

           Во время игры необходимо содействовать общению участников внутри команд, но так, чтобы дисциплина не нарушалась. За нарушение дисциплины на команду налагается штраф, который выплачивается баллами.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, которые были приняты в ходе игры. Здесь дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни. Кроме того, деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность и активность обучающихся.

 

  3.3 Деловая игра “Talk show”

Актуальность деловой игры и интерес, который она представляет для учащихся, можно проиллюстрировать на примере деловой игры, которая была проведена автором данной курсовой во время педагогической практики в 9 классе МОУ Лицей № 9 г. Орехово-Зуево. Данная деловая игра, под названием  “Talk show”, была приурочена к теме “Out and about in Moscow”, так как в данной школе очень большой упор делается на здоровье, а экологическая обстановка в Московской области имеет непосредственное к этому отношение. В данной игре участвовали 11 человек, то есть вся группа, в которой преподавал автор данной курсовой, была задействована. Самые главные и сложные роли были отданы самым способным ученикам, более слабые ученики тоже участвовали, но им были поручены  посильные обязанности. Таким образом, в данной игре участники были задействованы в следующих ролях:

1.      телеведущий,

2.      губернатор области,

3.      мэр города,

4.      депутат Думы,

5.      директор медного завода,

6.      учёный-эколог,

7.      главный врач МСЧ,

8.      журналист,

9.      оператор, принимающий телефонные звонки телезрителей,

10. телеоператор,

11. продюсер.

Перед проведением игры учитель обсудил с учащимися подробно все вопросы, которые могут, подняты в течение данной игры, а также возможные точки зрения и возможные варианты ответов. Так как уровень знания учащимися языка был недостаточно высокий, для того, чтобы свободно и спонтанно вести дискуссию во время игры, учитель раздал примерные варианты реплик, затем учащиеся самостоятельно составляли свои реплики, советуясь с учителем.

Далее учителем и учащимися заранее было подготовлено все необходимое оборудование, класс украшен, для создания атмосферы проведения настоящего ток-шоу. 

Игра началась с того, что телеведущий поприветствовал телезрителей, гостей в студии, представил каждого по ФИО,   должности. Затем объявил тему разговора, актуальность, цели и задачи, обращается к «телезрителям», просит их принять участие в серьёзном разговоре и звонить по телефону …Данное обращение звучало следующим образом “Good morning ladies and gentlemen, and our guests! Today, at our TV- programme   we’re going to talk about the state of the atmosphere in Moscow and Moscow region. Today many public people take part in our discussion, let me introduce them to you…” далее ведущий предоставил первое слово гостю программы депутату Думы, который рассказывает о жизни людей в Москве и Московской области, с которыми ему приходится встречаться. Его рассказ выглядел следующим образом “I am a journalist, I often meet people who live and work in Moscow and Moscow region, and they are not satisfied with the ecological situation of the region. The air is polluted, it causes many serious diseases. People worry about their health and health of their children…”

Прослушав рассказ журналиста, зрители и другие участники задавали ему вопросы, заготовленные заранее и придуманные на ходу. Также ведущий спрашивал зрителей программы согласны ли они с первым гостем или нет. По ходу программы все участники активно обыгрывают свои роли, так даже участники, у которых нет слов, выполняют свои обязанности: телеоператор ведет съемку, а продюсер следит, чтобы программа шла по задуманному сценарию, участники соблюдали свою последовательность.

Оператор в это время принимал «телефонные звонки» и время от времени передавал их телеведущему, а он озвучивал их и просил ответить того, кому адресован вопрос. Вопросы телефонных звонков также были подготовлены заранее, и участники, которым они были адресованы, знали примерное содержание вопросов, чтобы быть готовыми на них ответить.

Следующим гостем программы был ученый эколог, который рассказал об экологической ситуации опасной для людей, животных, о загрязнении почвы, воды, воздуха в Московской области.

Главный врач МСЧ предоставил  данные о заболеваниях, вызванных

сложной экологической ситуацией. Депутат Думы пообещал посодействовать.

Мэр города рассказал о новых способах борьбы за благоприятную экологическую ситуацию, и т.д.

Таким образом, походу игры выступили все участники, все сказали свои реплики и задали вопросы. В течение игры участники испытывали некоторые трудности, забывали слова, путали реплики, не знали, как выразить свою мысль, но учитель помогал им найти выход из положения, поэтому никто не остался невысказавшимся.

Подведение итогов игры прошло следующим образом - учащиеся обменялись информацией об экологической ситуации в своём городе, начиная словами:

      Я знал (а), что … Things I knew …

      Я не знал (а), что … Things I didn’t know …

      Я не понимаю …  I don’t understand … В этом случае учащиеся объясняют то, что осталось непонятым

Таким образом, можно подвести итог, что данная игра прошла достаточно успешно. Без сомнения в ходе игры возникали определенные трудности, например, участники забывали свои реплики, не могли сразу сформулировать свою мысль при спонтанных высказываниях, но так как и учитель и ученики были готовы к таким трудностям, они были успешно преодолены. При проведении игры были соблюдены все принципы организации игры: принцип имитационного моделирования конкретных условий,  принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности,  принцип диалогического общения, принцип двуплановости, принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности. Кроме того, были успешно достигнута цель развития социально- деловых способностей участников, как то: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в составе малой группы; способность эффективно разрешать конфликты. Таким образом, можно сделать вывод, что деловая игра была проведена эффективно, и были достигнуты все цели и задачи, поставленные перед ее проведением.

 

 

                                3.4    Вывод по третьей главе

 

Деловые игры помогают подготовить ученика к взрослой жизни, то есть  ориентировать его на какую-либо профессиональную деятельность. Кроме того, благодаря деловым играм развивается творчество, активность и заинтересованность обучающихся. Таким образом, для того, чтобы обеспечить правильную организацию, условия проведения, и результаты деловой игры, необходимо четко соблюдать методику проведения даного вида игр.

 

 

                                                          Заключение

Задача учителя иностранного  языка - показать значимость  и важность  данного направления в жизни современного общества, а также значимость владения иностранным языком в выбранной профессиональной области.

Решения всевозможных проблемных задач старшеклассниками позволяют сформировать у них профессиональную направленность,  так как они находятся вв поисках объяснений разного рода процессов, в выборе форм и способов своего собственного поведения.   

В старшей школе иностранный язык уже выступает как средство передачи информации и обмена ею.

Таким образом, отведение определенной части времени на самостоятельную работу старшеклассников позволяет им самостоятельно дойти до истины и определиться в выходе из определенной игровой учебной ситуации.

Игра на уроке иностранного языка даёт возможность уйти от  монотонного характера урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: спонтанностью , эмоциональностью, , целенаправленностью речевого воздействия [2].

Игровая ситуация на уроке английского языка с заданной профильной направленностью позволяет выполнить очень важные методические задачи:

1)     обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

2)     тренировка учащихся в выборе необходимого речевого образца, которая является подготовкой

к ситуативной спонтанности речи;

3)     создание благоприятного психологического климата в классе, который позволяет подготовить детей к речевому общению.

Особенностью игры на уроке английского языка является то, что она может занимать разное количество времени на уроке, захватывать весь урок или объединять несколько занятий.

     На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения.  Ценность деловых игр  состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.


Список литературы

 

1.      Абрамова Г.С.,Степанович В.А.  Деловые игры: организация и теория. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999

2.      Айламазьян А.М. Актуальные методы обучения и воспитания: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

3.      Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в  школе, 1997. – № 6.

4.      Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

5.      Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое  Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.— 207 с

6.      Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

7.      Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика, 1992. – № 9.

8.      Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,      1992.

9.      Гукасова А.М.  Методика трудового обучения. - М., 1990.

10. Калаева Г.Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учебных языковых игр // Иностранные языки в школе, 1995. – № 6.

11. Кон И.С. Социология личности. М., 1997.

12. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.-Ы 5. -С. 65-71.

13. Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.

14. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. - С. 43-48.

15. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1999.

16. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе, 1997. – № 6.

17. Ноусеанен М.С.,  Воскресенская Г.С. Игра – конкурс на английском языке.      // Иностранные языки в школе, 1990. – №  6.

18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1999.

19. Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.

20. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

21. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. - М.. 2000

22. Примерные программы основного общего образования. - М., 2000

23. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном      этапе в средней школе. М., 1990.

24. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к      предмету // Иностранные языки в школе, 1982. – № 2.

25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998.

26. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.

 

 

 

 


 

 



Информация о работе Деловые игры в процессе обучения иностранному языку в старшей школе