Игра в обучении иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:43, доклад

Описание работы

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Работа содержит 1 файл

Игра в обучении ИЯ младших школьников.doc

— 31.50 Кб (Скачать)

Игра  в обучении иностранному языку младших школьников 

ТолкачёваЕ.Н. ОГОУ СПО Борисоглебское педагогическое училище

     Одной из актуальных проблем современной  методики преподавания иностранных  языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

      Актуальность  данной проблемы вызвана целым рядом  факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

      Во-вторых, одной из наиболее важных проблем  преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия  для раскрытия коммуникативной  функции языка и позволяющей  приблизить процесс обучения  к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

      Игра  определяет важные перестройки и  формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

      Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность  деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

      Приобщение  младшего школьника с помощью  иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны, осознать как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

     Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению ИЯ: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Признается также необходимость развивающего обучения, в том числе развитие и формирование новых психических качеств ребенка.

     Реализация  этих задач требует от учителя  знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения. Учитывая психологические особенности младших школьников при обучении ИЯ, необходимо использовать «активные методы обучения», которые в зарубежной психологии именуются как «социально-психологический тренинг» или «групповая психотерапия».

     Основой активных методов обучения является активное групповое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.

     Применение  таких методов  на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других. Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекают довольно интенсивно в сравнительно короткий период времени.

     Поэтому основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра. Общение на чужом языке –  всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

     Для ребенка игра – интересное, увлекательное  взаимодействие с педагогом и  сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Разумеется, не всякая игра годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.

     Вместе  с тем, важно отметить, что эффективность  игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований:

  • обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;
  • осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
  • возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

   Не  нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

    Требования  к игре как способу достижения  задач обучения:

  • необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;
  • игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

Информация о работе Игра в обучении иностранному языку младших школьников