Аудитивные упражнения как средство развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.
Задачи исследования:
1.рассмотреть психологические основы обучения аудированию на старшем этапе
2.рассмотреть механизмы аудирования;
3.изучить методическую литературу по данной теме;
4.рассмотреть аудирование как цель и как средство обучения;
5.выявить основные трудности понимания речи на слух;
6.описать особенности восприятия иноязычной речи на слух;
7.описать систему работы над аудиотектами;
8.апробировать различные виды аудитивных упражнений на практике для выявления их эффективности.
Данная работа представлена тремя главами, введением и заключением.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, связанные с психологическими основами обучения аудированию. Во второй главе был исследован процесс аудирования методической точки зрения, т.е. способы его преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются, система работы над аудиотекстами, а также упражнения на развитие рецептивных навыков.
Третья глава посвящена опытно – практической работе по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМКА.docx

— 218.72 Кб (Скачать)

       Поскольку аудирование, это скрытая от наблюдения внутренняя деятельность, то составляющим ее действиям желательно обучать специально, делая их объектом целенаправленного формирования. [6, 276]

       Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые представляют собой управляемую речевую деятельность, поскольку они обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания. [28]

       Под системой упражнений понимается организация  взаимосвязанных действий, расположенных  в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

       Существует  несколько подходов к определению  типов упражнений. Упражнения могут  быть подготовительные, ориентирующие  в деятельности, это может быть восприятие и проговаривание за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений, пословиц, собственно-коммуникативные  и контролирующие, направленные на проверку понимания прослушанного; упражнения, которые обучают различным видам аудирования.

       Последовательность  формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим  построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы — (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

       При построении системы упражнений для  аудирования следует учитывать  следующее:

  1. взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
  2. взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух; [8, 435]
  3. постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

       Подготовительные  упражнения.

       Цель  подготовительных упражнений заключается  в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что  позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания. [10, 328]

       Учитывая  факторы, влияющие на восприятие речевых  сообщений, в подготовительных упражнениях  можно выделить две группы:

  1. упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера;
  2. упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

       В результате выполнения упражнений 1-й  группы формируются следующие умения:

  1. вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
  2. соотнесение звуковых образцов с семантикой;
  3. определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
  4. определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
  5. распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др. [37]

       Вторая  группа подготовительных упражнений способствует развитию:

  1. прогностических умений;
  2. объема кратковременной и словесно-логической памяти;
  3. механизма эквивалентных замен;
  4. речевого слуха;
  5. умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

       Речевые упражнения способствуют выработке  умений воспринимать речевые сообщения  в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

       а) определять наиболее информативные  части сообщения;

       б) устранять пробелы в понимании  за счет прогнозирования на уровне текста;

       в) соотносить текст с ситуацией  общения;

       г) членить аудиотекст на смысловые  куски и определять основную мысль  в каждом из них;

       д) письменно фиксировать основную часть информации. [13, 67]

       Речевые упражнения

  1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы
  2. Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше
  3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.
  4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.
  5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы
  6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.
  7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие
  8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями
  9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке
  10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение)
  11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.
  12. Расскажите о ..., прослушав текст.
  13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.
  14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).
  15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.
  16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации.
  17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание. [12, 67]

       Как видно из приведённых упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации.

       В данной главе был исследован сам  процесс аудирования, способы его  преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой  деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются. В данной главе было рассмотрено обучение аудированию в старших классах и выделены наиболее интересные подходы к нему.

       Что касается трудностей, то анализ явлений, затрудняющих восприятие речи на слух, позволяет правильно отобрать и  градуировать материал, используемый для обучения пониманию на слух, и служит основанием для разработки системы упражнений направленных на то, чтобы обучить учащихся преодолению  рассмотренных трудностей. Основные выводы, которые на основание этого  анализа можно сделать, состоят  в том, что обучая аудированию, необходимо с определенного момента ставить  учащегося в такие условия, в  которых он должен будет столкнуться  с этими трудностями, которые  необходимо градуировать с самого начала обучения аудированию. Каждый раз нужно  чтобы в материале для аудирования  присутствовала какая-либо посильная  трудность, с которой учащийся в  состоянии справиться самостоятельно. Сначала учитель вычленяет их и ограничивает их количество, затем  постепенно увеличивает это число  и заканчивает работу процедурой восприятия речи в естественных условиях, когда все эти трудности выступают  в комплексе, таким образом происходит всесторонняя законченная работа над  трудностями, позволяющая в завершении обучения создать предпосылки для  овладения учащимися иноязычной речью в ее коммуникативной направленности.

       В современной методической литературе обучения иностранным языкам представлено многообразие упражнений для развития навыков аудирования, из которого каждый учитель может найти такие, которые  будут соответствовать целям  и содержанию учебного материала, учитывать  возрастные и индивидуальные особенности  группы обучающихся. Регулярные занятия, имеющие целью формирование навыков  аудирования, позволяют заполнить  пробелы в навыках восприятия иноязычной речи членов группы, снять  эмоциональный барьер и чувство  страха перед аудированием, которые  так характерны для учащихся.

       Глава 3 Опытно – практическая работа по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку 
 

       Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы об эффективности применения различных видов аудитивных упражнений для развития рецептивных навыков, мы провели  опытно-практическую работу.

       Место проведения: школа № 15 г. Славгорода.

       Продолжительность: 5 недель

       Класс: В 9 б классе учится 19 человек. 12 из них занимаются на «4» и «5».

       Класс обладает достаточным уровнем работоспособности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся умеют работать с учебником, дополнительной, научной и справочной литературой.

       Умеют взаимодействовать с педагогами, взрослыми.

       Языком  учащиеся владеют в достаточной  мере. Хорошо развиты навыки чтения, письма, говорения. Наблюдение за деятельностью учащихся позволило выяснить , что на более низком уровне развития находится навык аудирования. Для развития и совершенствования данного навыка нами была разработана серия уроков.

       Цель  исследования: практически подтвердить  эффективность применения различных видов аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.

       План  исследования:

       1. Выявление уровня сформированности аудитивных навыков.

       2. Коррекционная работа по развитию рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку с помощью аудитивных упражнений

       3. Анализ и обобщение результатов.

 

        3.1 Выявление уровня сформированности аудитивных навыков. 
 

       Для выявления уровня сформированности аудитивных навыков нами был разработан план:

       1. Анализ УМК по английскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Кузовлева В. П.;

       2. Наблюдение урока по теме «Press in Great Britain»;

       3. Анкетирование «Выявление отношения учащихся к выполнению упражнений, направленных на развитие аудитивных умений»;

       4. Беседа с учителем «Выявление значимости аудитивных упражнений как средства развития аудитивных умений с точки зрения учителя».

       1. Анализ УМК по английскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Кузовлева В. П.

       (с  точки зрения развития  с помощью данного УМК аудитивных навыков у учащихся)

       Цель: проанализировать УМК по английскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Кузовлева В. П. на выявление упражнений, способствующих развитию аудитивных навыков

Информация о работе Аудитивные упражнения как средство развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку