Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:24, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.
Задачи исследования:
1.рассмотреть психологические основы обучения аудированию на старшем этапе
2.рассмотреть механизмы аудирования;
3.изучить методическую литературу по данной теме;
4.рассмотреть аудирование как цель и как средство обучения;
5.выявить основные трудности понимания речи на слух;
6.описать особенности восприятия иноязычной речи на слух;
7.описать систему работы над аудиотектами;
8.апробировать различные виды аудитивных упражнений на практике для выявления их эффективности.
Данная работа представлена тремя главами, введением и заключением.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, связанные с психологическими основами обучения аудированию. Во второй главе был исследован процесс аудирования методической точки зрения, т.е. способы его преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются, система работы над аудиотекстами, а также упражнения на развитие рецептивных навыков.
Третья глава посвящена опытно – практической работе по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.
Завершал работу над аудированием послетекстовый этап, целью которого являлся контроль понимания смысла текста, то есть осуществления коммуникативного намерения и достижения коммуникативной цели слушания (получил / не получил нужные сведения, узнал / не узнал что-то важное, заинтересовался / не заинтересовался содержанием и пр.).
На завершающем этапе было использовано упражнение, целью которого было построение логической цепочки из предложений текста, чтобы подготовить учеников к устной речи.
Для
подведения итогов работы над аудированием
учащимся было предложено 2 задания
на выбор – составление диалога
между двумя персонажами
Вывод: Анализируя данные контрольного урока, можно сделать вывод о том, что учащиеся усвоили основные формы работы с аудиотектами и не испытывают больших затруднений при выполнении упражнений, направленных на развитие аудитивных навыков, так как они имеют представление о том, что от них требуют, и как выполнять. При выполнении упражнений на заключительном этапе работы над аудированием не боялись высказывать собственное мнение, вступать в разговор, что способствует развитию рецептивных навыков. По результатам работы над аудирование учащиеся показали следующие результаты: «5» – 21%, «4» - 53%, «3» - 26%. (см. Приложение У)
Если
сравнить уровень сформированности
аудитивных навыков на начальном
и заключительном этапах исследования,
можно сделать вывод, что система
аудитивных упражнений на уроках английского
языка способствует более эффективному
развитию рецептивных навыков и учителю
необходимо систематически проводить
такого рода упражнения для улучшения
результатов.
Исходя из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенной опытно – практической работы по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.
Использование системы аудитивных упражнений на уроках английского языка являются эффективным средством формирования и дальнейшего развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения и должна использоваться в процессе обучения не менее 1-2 раз в неделю.
Выполнение
аудитивных упражнений на уроках английского
языка дают возможность ученикам
проявить себя, свои способности, проверить
имеющиеся у них знания, приобрести
новые знания, и все это в
необычной занимательной форме.
Систематическое использование
системы аудитивных упражнений на уроках
английского языка влечет за собой повышение
уровня сформированности аудитивных навыков
у учащихся.
Заключение
Подводя итоги проведенного нами опытно-практического исследования, мы пришли к следующим выводам.
Изучение
Анализ
Наблюдение на уроках и анкетирование учащихся, а также анализ практического использования аудитивных упражнений на старшем этапе обучения аудированию показал, что, с одной стороны, их использование повышает уровень развития рецептивных навыков и мотивацию к изучению иностранного языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, но, с другой стороны, требует специально разработанной методики.
Следует также отметить, что, по мнению многих ведущих методистов, что систематическое использование аудитивных упражнений обеспечивает эффективное обучение рецептивным навыкам, так как именно аудиотексты создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, знакомят учащихся с культурой и повседневной жизнью страны изучаемого языка, помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка как учебной дисциплины.
Практика систематического использования аудитивных упражнений в учебном процессе при обучении восприятию звучащей речи подтвердила их эффективность. Это обусловлено тем, что данная система упражнений обеспечивает практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагает смысловое восприятие речевого произведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания.
Список
использованных источников
и литературы
Приложение
А
Этап «Выявление уровня сформированности аудитивных навыков»
Цель: выявления уровня сформированности аудитивных навыков
Наблюдение урока по теме «Press in Great Britain»
Цель:
выявление уровня сформированности аудитивных
навыков у учащихся
№ | ФИО | Уровень общего понимания | Уровень глобального понимания | Уровень критического понимания | Отметка |
1 | Ивашковский А. | 4 | 4 | 3 | 4 |
2 | Александрова Е. | 5 | 4 | 5 | 5 |
3 | Соловьева Н. | 3 | 4 | 5 | 4 |
4 | Фунтикова А. | 3 | 2 | 3 | 3 |
5 | Митряшин К. | 4 | 4 | 3 | 4 |
6 | Митряшина Т. | 3 | 4 | 4 | 4 |
7 | Шевчук Ю. | 4 | 3 | 4 | 4 |
8 | Денисова А. | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Арсеньев М. | 2 | 3 | 3 | 3 |
10 | Рязанцев П. | 4 | 4 | 3 | 4 |
11 | Григорьев А. | 3 | 2 | 2 | 2 |
12 | Грачева Е. | 3 | 4 | 5 | 4 |
13 | Мельникова О. | 4 | 3 | 3 | 3 |
14 | Новакова О. | 3 | 3 | 3 | 3 |
15 | Чкалова Е. | 3 | 4 | 3 | 3 |
16 | Кашин А. | 2 | 3 | 3 | 3 |
17 | Яник А. | 3 | 3 | 2 | 3 |
18 | Скоромный С. | 4 | 3 | 4 | 4 |
19 | Девальд Вадим | 2 | 3 | 2 | 2 |
Отметки по результатам аудирования:
№ | ФИО | Уровень тревожности |
1 | Ивашковский А. | 2 |
2 | Александрова Е. | 1 |
3 | Соловьева Н. | 1 |
4 | Фунтикова А. | 2 |
5 | Митряшин К. | 3 |
6 | Митряшина Т. | 3 |
7 | Шевчук Ю. | 1 |
8 | Денисова А. | 2 |
9 | Арсеньев М. | 3 |
10 | Рязанцев П. | 2 |
11 | Григорьев А. | 3 |
12 | Грачева Е. | 3 |
13 | Мельникова О. | 3 |
14 | Новакова О. | 3 |
15 | Чкалова Е. | 3 |
16 | Кашин А. | 3 |
17 | Яник А. | 3 |
18 | Скоромный С. | 2 |
19 | Девальд Вадим | 3 |