Аудитивные упражнения как средство развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.
Задачи исследования:
1.рассмотреть психологические основы обучения аудированию на старшем этапе
2.рассмотреть механизмы аудирования;
3.изучить методическую литературу по данной теме;
4.рассмотреть аудирование как цель и как средство обучения;
5.выявить основные трудности понимания речи на слух;
6.описать особенности восприятия иноязычной речи на слух;
7.описать систему работы над аудиотектами;
8.апробировать различные виды аудитивных упражнений на практике для выявления их эффективности.
Данная работа представлена тремя главами, введением и заключением.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, связанные с психологическими основами обучения аудированию. Во второй главе был исследован процесс аудирования методической точки зрения, т.е. способы его преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются, система работы над аудиотекстами, а также упражнения на развитие рецептивных навыков.
Третья глава посвящена опытно – практической работе по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМКА.docx

— 218.72 Кб (Скачать)

       Введение 
 

       Тема  данного исследования «Аудитивные упражнения как средство развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку» является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование - одна из сторон говорения наряду со слушанием.

       Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной  деятельности, используется в любом  устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном  этапе развития общества в связи  с повысившимися требованиями к  овладению речевыми навыками и умениями.

       Также аудирование как обратная связь  у каждого говорящего во время  говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуются в звуковой форме речевые намерения. И, конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке, учитывая тот факт, что в настоящее время у многих есть возможность слушать и смотреть такие телеканалы как: CNN, BBC, NBC, SKY TV и многие другие.

       Недооценка  аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением, совсем не секрет. Хотя понимание текста на иностранном языке уже включается в задания для поступления в университеты на факультеты иностранных языков. Именно несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения.

       Отсюда  очевидна актуальность проблемы обучения аудированию. Низкий уровень владения навыками аудирования зависит от объективных причин. Но, как было сказано выше, именно на умении слышать и понимать строится умение говорить на иностранном языке. Поэтому одной из основных целей обучения в современных программах по иностранному языку является развитие у обучающихся способности воспринимать на слух иноязычную речь, то есть навыка аудирования. В идеале они должны уметь воспринимать на слух речь носителей языка и реагировать на неё, исходя из требований сложившейся речевой ситуации. В данном исследовании делается попытка ответить на вопрос, что же может способствовать развитию рецептивных навыков на старшей этапе обучения английскому языку. Данный этап обучения выбран не случайно. По нашему мнению, именно на старшем этапе происходит развитие рецептивных навыков, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективным и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

       Следующий методологический аппарат помог  нам выстроить логику исследования:

       Объектная область: теория и методика преподавания английского языка.

       Объект  исследования: обучение рецептивным  навыкам.

       Предмет исследования: аудитивные  упражнения как средство развития рецептивных навыков.

       Проблема: способствует ли применение различных  видов аудитивных упражнений более  эффективному обучению рецептивным  навыкам.        

       Гипотеза: если применять различные виды аудитивных упражнений на уроках английского языка, это будет способствовать более  эффективному развитию рецептивных  навыков.

       Цель: теоретически обосновать и практически  подтвердить эффективность применения аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.        

       Задачи  исследования:

  1. рассмотреть психологические основы обучения аудированию на старшем этапе
  2. рассмотреть механизмы аудирования;
  3. изучить методическую литературу по данной теме;
  4. рассмотреть аудирование как цель и как средство обучения;
  5. выявить основные трудности понимания речи на слух;
  6. описать особенности восприятия иноязычной речи на слух;
  7. описать систему работы над аудиотектами;
  8. апробировать различные виды аудитивных  упражнений на практике для выявления их эффективности.

       Данная  работа представлена тремя главами, введением и заключением.

       В первой главе были рассмотрены основные вопросы, связанные с психологическими основами обучения аудированию. Во второй главе был исследован процесс аудирования  методической  точки зрения, т.е. способы его преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются, система работы над аудиотекстами, а также упражнения на развитие рецептивных навыков.

         Третья глава посвящена опытно – практической работе по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.

       В данной работе мы использовали следующие  методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • анкетирование.

       В данной выпускной квалификационной работе мы опирались на труды следующих признанных педагогов, психологов и методистов: Н.Ф. Бориско, А. Н. Щукин, Н.Д.  Гальскова, Б. В. Беляев, В.А. Артемов, А. А. Миролюбов, В. П. Кузовлeв. 

 

       

       Глава 1 Психологические основы обучения аудированию на старшем этапе 

       1.1 Психологические особенности аудирования и его связь с другими видами речевой деятельности

 
 

       Термин  «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование  – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет обучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. [1, 147]

       Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность  овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. В этом случае можно сравнить овладение  иностранным языком с овладением родным языком путем слушания. Ребенок  усваивает язык, как известно неосознанно, а речь путем имитирования. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.

       Но  в первую очередь для того чтобы  эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой  представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения.

       Смысловое восприятие речи на слух осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.

       Характеризуя  сущность восприятия (слухового и  зрительного) надо строго различать  два понятия: восприятие – процесс  выделения информативных различительных признаков (т.е. формирование образов) и узнавание – опознание сформированного  образа в результате сличения его  с эталоном. [3, 349]

       Анализируя  особенности опознавания, психологи  указывают на то, что в большинстве  случаев оно не имеет характер развернутого сознательного действия; если такое действие и возможно, то оно наблюдается лишь на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалом процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не состоялось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развернутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных (сукцессионных) действий.

       Воспринимая речь, слушающий преобразует с  помощью моторного анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи. [1, 312]

       Значение  внутренней речи для понимания очень  велико. Даже в затрудненных условиях она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать.

       Внутреннюю  речь можно рассматривать как  основной и необходимый компонент слухового восприятия. На старшей ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением речедвигательного слухового и зрительного анализаторов в единую систему. Это, в свою очередь, влияет на восприятие и понимание речи.

       Аудирование речевых сообщений связано с  деятельностью памяти. Память наряду с ощущениями, восприятием, воображением, относят к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь  называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено. Рассмотрим воображение и память как познавательные процессы. Воображение можно определить как способность человека волевым усилие восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. [2, 219]

       В познании человеком окружающего  мира воображение и память взаимодействуют  друг с другом.

       Само  понятие «память» можно расчленить на следующие составляющие: кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд, до нескольких дней; долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. [3, 240]

       Теперь  непосредственно рассмотрим влияние  памяти как психического процесса на овладение аудированием.

       Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы и называются памятью. Непосредственно при аудировании задействуются кратковременная, долговременная и оперативная памяти.

       Кратковременная память обеспечивает удержание поступающей  информации на всех фазах процесса восприятия, вплоть до ее обработки  и поступления части информации в долговременную память. Последняя  призвана хранить слухоартикуляционные образы слов, словосочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их соединения. Благодаря этому происходит понимание  фразовой структуры и коммуникативного типа предположения. Кратковременная память необходима, кроме того, для сравнения восприятий, следующих друг за другом с некоторым интервалом. [26]

Информация о работе Аудитивные упражнения как средство развития рецептивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку