Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:24, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения аудитивных упражнений для более качественного развития рецептивных навыков.
Задачи исследования:
1.рассмотреть психологические основы обучения аудированию на старшем этапе
2.рассмотреть механизмы аудирования;
3.изучить методическую литературу по данной теме;
4.рассмотреть аудирование как цель и как средство обучения;
5.выявить основные трудности понимания речи на слух;
6.описать особенности восприятия иноязычной речи на слух;
7.описать систему работы над аудиотектами;
8.апробировать различные виды аудитивных упражнений на практике для выявления их эффективности.
Данная работа представлена тремя главами, введением и заключением.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, связанные с психологическими основами обучения аудированию. Во второй главе был исследован процесс аудирования методической точки зрения, т.е. способы его преподавания как одного из труднейших и важнейших видов речевой деятельности, пути преодоления трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются, система работы над аудиотекстами, а также упражнения на развитие рецептивных навыков.
Третья глава посвящена опытно – практической работе по развитию аудитивных навыков на старшей ступени обучения английскому языку.
Анализ: Учебно-методический комплекс "English 9" является курсом по изучению английского языка в школе. Это один из самых популярных учебников среди учителей английского языка. Именно его мы и будем рассматривать далее.
В УМК включены:
Все компоненты УМК тесно взаимосвязаны и только использование их в комплексе может привести к желаемым результатам.
При обучении по УМК "English 9" ставится задача — научить детей понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе, включающую распоряжения по ходу урока. Дети прослушивают описательные тексты в форме загадок, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и уточнения, переспроса, т.е. подлинно аудитивной деятельности. На завершающем этапе аудирование проводится на развернутых фабульных текстах, которые содержат некоторый процент незнакомых лексических и грамматических явлений, доступных для понимания по контексту. Чем раньше дети столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Объем текста для аудирования — в 10 фраз, каждая из которых содержит не более 7 слов.
Первые разделы учебника содержат только 9 упражнений на обучение аудированию как цели. Далее, на протяжении всего учебника количество упражнений увеличивается, и аудирование теперь выступает не только как цель достижения аудитивных навыков, но и как средство обучения говорению, чтению и даже письму. Увеличивается степень сложности заданий. Сначала были слова, похожие по произношению на русские (интернациональные слова), затем вводятся слова уже изученные и еще не знакомые. А уже от слов постепенно переходят к восприятию на слух связных по смыслу предложений. Роль учителя трудно переоценить. От него зависит выбор методов и средств обучения. Одно и то же упражнение можно использовать совершенно по-разному, в зависимости от поставленных целей данного занятия.
Проанализировав упражнения по аудированию в учебнике, мы делаем вывод, что большое внимание уделяется диалогам и текстам с упражнениями, содержащими вопросы на послетекстовом этапе, проверяющими глубину понимания и наличие фоновых знаний, а также обсуждение идеи, лежащей в основе содержания; и лишь мизерная часть упражнений содержит опоры и ориентиры восприятия. К тому же большое количество текстов для аудирования не представляют собой никакой обучающей ценности, например, такие тексты, как стихотворения или художественные тексты, также очень мало количество аутентичного материала среди текстов, предназначенных для аудирования.
Но этого не достаточно. Учителя иностранного языка сами включают в уроки аудитивный материал. Так, например, на начальном этапе урока (фонетическая зарядка) используются рифмовки, песни, скороговорки, которые учащийся запоминает на слух, пытается уловить смысл, а затем повторяет за учителем.
Вывод: Таким образом, мы видим, что УМК содержит недостаточное количество упражнений, направленных на развитие аудитивных навыков.
2. Наблюдение урока по теме «Press in Great Britain».
Цель: выявление уровня сформированности аудитивных умений учащихся.
Анализ: Для достижения поставленной цели мы провели наблюдение одного из уроков, проводимых учителем.
Вся работа над аудированием была разделена на три этапа: pre-listening, while-listening и follow-up listening. В целом, на аудирование было использовано 15 минут урока.
Целью упражнений на первом этапе являлась подготовка учащихся к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся у них знании и опыта, создание мотива на предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования. Для этого перед прослушиванием текста с учащимися была проведена беседа по теме «Press in Great Britain» с целью выявления уже имеющихся у них знаний. Для снятия трудностей лингвистического или психологического характера перед прослушиванием текста также были отработаны новые слова из текста, что позволило учащимся сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Целью упражнений на втором этапе работы над аудированием был контроль понимания текста на уровне значений и смысла, контроль понимания основного содержания текста и установление смысловой связи между фактами текста. Для достижения данной цели были использованы упражнения следующего типа: установления правдоподобности предложений, базируясь на прослушиваемом тексте, а также заполнение таблицы, содержащей ключевые моменты, на которые необходимо было обратить особое внимание.
Целью упражнений заключительного этапа над аудированием было определение познавательной ценности прочитанного, определение основной функции коммуникативного намерения текста и оценка извлеченной информации. Для достижения данной цели были использованы вопросы, составленные на основе прослушанного текста.
Итоговым заданием был пересказ текста с использованием ответов на вопросы из предыдущего задания.
Внимание учеников прежде всего привлекалось постоянным опросом класса и комментариями, выделением главных участков фраз. Предпочтение отдавалось произвольному и послепроизвольному вниманию. На уроке использовалась ориентировка на зрительное восприятие: записи на доске, задания на карточках. Для лучшей организации восприятия всегда четко и громко проговаривался текст, обращалось внимание учеников на ключевые моменты в составлении английских фраз, правила. Иногда, если ученики не могли перевести фразу, им давался перевод на русском языке. Для организации эффективного запоминания текста было использовано множество примеров, дано много комментариев к ним.
Время на уроке использовано эффективно, были проведены все запланированные этапы.
Вывод: Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке позволило подтвердить, что аудирование является для учащихся одним из наиболее сложных видов деятельности. При выполнении заданий, предложенных учителем, учащиеся столкнулись с рядом проблем, а именно, кратковременность, что привело при недопонимании отдельных элементов сообщения к нарушению целостности восприятия, несмотря на то, что перед прослушиванием текста были сняты все основные трудности, были отработаны все незнакомые слова, проделана работа, направленная на выявление уже имеющихся у них знаний. Результативность выполнения задний по прослушанному материалу следующая: только 11% учащихся смогли выполнить задания на «5», 42% учащихся на «4», 36 % учащихся получили оценку «3», а остальные учащиеся не справились с предложенными заданиями. (см. Приложение А)
3. Анкетирование учащихся
Цель: выявить отношение учащихся к выполнению упражнений, направленных на развитие аудитивных умений.
Содержание анкеты:
Анализ ответов учащихся:
На первый вопрос все учащиеся ответили положительно. Это значит, что учителем регулярно используется аудирование на уроках английского языка.
На второй же вопрос 63% учащихся ответили утвердительно. Отрицательно ответили 15% учащихся. Остальные учащиеся ответили: «Не знаю» и «В зависимости от настроения».
Данный вопрос предполагал пояснение причин положительного либо отрицательного отношения к такому роду занятий. Следует заметить, что основной причиной отрицательного отношения к аудитивным упражнениям, применяемым на уроках английского языка, является отрицательное отношение к самому предмету и к учебе в целом. Но таких учеников значительно меньше по сравнению с остальными. Для того чтобы выявить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при работе над аудированием, был задан вопрос: «Что вам не нравится в этой форме работы?». Самым трудным при восприятии текстов на слух является плохое качество записи, шум и, возможно, несосредоточенность внимания. Также есть такие ответы, как несложные или, наоборот, слишком трудные задания.
На
пятый вопрос только 32% учащихся ответили
отрицательно, 47% ответили, что не знают,
и оставшиеся, а именно, 21% учащихся,
выполняли бы аудитивные упражнения
с целью совершенствования
Вывод: Делая вывод из всего вышесказанного, необходимо отметить, что далеко не все учащиеся имеют положительный настрой на данный вид деятельности. Только 21% учащихся мотивированны на выполнение аудитивных упражнений в связи с дополнительными занятиями и подготовкой к Единому Государственному экзамену, первая часть которого направлена на контроль аудитивных навыков. Остальные 79% учащихся испытывают страх перед данным видом деятельности, связанный с теми трудностями, которые учащиеся испытывают в процессе аудирования. Поэтому при разработке такого рода занятия учителю нужно продумывать задания как для сильных, так и для слабых учащихся. Работа над аудированием должна быть тщательно продумана. (см. Приложение Б)
4. Беседа с учителем
Цель: выявления значимости аудитивных упражнений как средства развития аудитивных умений с точки зрения учителя
Анализ: Для достижения поставленной цели была проведена беседа с учителем английского языка Бредихиной Н.С. средней школы № 15 г. Славгорода, в ходе которой были заданы следующие вопросы:
1. Считаете ли вы значимым использование аудитивных упражнений на уроках иностранного языка?
2.
Как часто вы используете
3.
Какие методы и приемы работы
с текстами, предназначенными для
аудирования, вы считаете
4.
С какими трудностями
5. Считаете ли вы достаточным объем аудитивных упражнений в учебных пособиях? (см. Приложение В)
В результате беседы выяснилось, что в целях развития аудитивных навыков на старшей ступени обучения необходимо хотя бы несколько раз в неделю проводить аудирование, что способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка, а также развитию рецептивных навыков. Наиболее эффективными методами и приемами при работе над аудированием учитель считает тесты множественного выбора, заполнение опорных схем и таблиц, составление плана, а так же задания перекрестного выбора.
При наблюдении за учащимися учителем был выявлен целый ряд трудностей, с которыми те сталкиваются на протяжении всей работы над аудированием, а именно отсутствие четкой границы между звукам в слове и между словами в предложении, наличие в иностранных языках таких фонем, которых нет в родном языке. Быстрый темп речи на иностранном языке является препятствием, иногда очень трудно преодолимым и для опытного слушателя, не говоря уже о начинающем. Также большое затруднение вызывает ритмико-мелодический рисунок английского языка, например, предложение в английском языке всегда начинается с нисходящего тона, а в конце тон либо понижается, либо повышается, и только тогда становится ясным, какое это предложение: вопросительное, восклицательное или утвердительное.