Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:44, курсовая работа
На сегодняшний день кризисные явления в экономике не являются чем-то необычным или из ряда вон выходящим. Кризис не является больше следствием проявления локальных управленческих ошибок или финансовых сложностей. Современные экономические реалии ставят в сложное положение всех участников мировой экономики. В условиях процессов глобализации, межрегиональной, международной и межконтинентальной торговли обособленные кризисные явления внутри одной страны или предприятия являются одним из звеньев цепи, приводящими к серьёзным последствиям в других странах, на других предприятиях, что и наблюдается сегодня в условиях мирового финансового кризиса.
Введение……………………………………………………………..…………....3
Глава 1. Теоретические основы антикризисного финансового управления предприятием…………………………………………………………………...6
1.1. Сущность кризиса и причины его реализации……………………………..6
1.2. Содержание, задачи и механизмы антикризисного финансового управления………………………………………………………………………...8
1.3. Системы диагностики финансового состояния предприятия в рамках антикризисного управления…………………………………………………….14
1.4. Проблемность реализации антикризисного управления…………………26
Глава 2. Реализация политики антикризисного финансового
управления в деятельности ОАО «Имандра» Швейная фабрика…...………..31
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Имандра» Швейная фабрика»…..………………………………………………….………………..31
2.2. Диагностирование банкротства предприятия……….…………………..35
2.3. Оценка финансового состояния ОАО «Имандра» Швейная фабрика ..39
2.4. Антикризисные меры в деятельности предприятия………………….....64
Глава 3. Совершенствование финансового управления кризисными явлениями……………………………………………………………………..….69
3.1. Разработка и организация системы внутреннего контроля……….........69
3.2. Рекомендации по выходу из кризисной ситуации……………………...71
Заключение………………………………………………………………….…...79
Список использованных источников…………………………………………..84
Рис. 3.2.1. Взаимовлияние этапов антикризисного финансового управления
Реализация данной программы предполагает долговременные усилия. Предприятию не стоит ориентироваться на краткосрочный эффект. Это связано с тем, что необходимо бороться с причинами негативных явлений а не со следствиями. По мнению автора, срок выхода из сложившейся ситуации при самых благоприятных обстоятельствах и максимальных усилиях управленческого персонала составит не менее пяти лет. Оптимальный срок составляет примерно семь – десять лет.
Итак, проанализировав основные проблемные места, автором разработана программа выхода из сложившейся ситуации. Её основу составляют долговременные усилия менеджеров, направленные на достижение финансовой и управленческой независимости. Начать необходимо с создания системы внутреннего аудита, деятельность которой будет направлена на практическую реализацию антикризисного финансового управления на ЗАО «Швейная фабрика Vestra». Начав со снижения суммы заёмного капитала и повысив финансовую устойчивость, предприятие должно направить свои усилия на создание резервов из валовой и чистой прибыли. Следующий этап предполагает снижение суммы запасов, что снизит издержки по их обслуживанию. Одним из наиболее важных этапов, по мнению автора, является этап направленный на усиление работы по взысканию дебиторской задолженности. Это связано со значительной суммой средств «зависших» в обороте. Эти средства могут быть использованы предприятием как на покрытие суммы долга, так и на создание резервов. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности также является важным направлением деятельности персонала предприятия, так как позволит избежать проблемных ситуаций в будущем. Расширение клиентской базы, снижение издержек производства, увеличение объёмов производства и реализации и выгодное инвестирование помогут получить значительный объём прибыли и создать достаточные для реализации следующего этапа резервы. Снижение степени иностранного влияния будет последним шагом к достижению финансово-управленческой независимости.
Заключение
Написание данной дипломной
работы ставило своей целью
Выявление сущности кризиса, заключающейся в реализации критических рисков, связанных с невозможностью нести обязательства перед бюджетом и контрагентами сопряжено с определёнными причинами, как внутренними, так и внешними. При этом основной причиной реализации критических рисков признано неправильное финансовое управление. Отслеживание кризиса на ранних этапах его появления либо нейтрализация уже существующего кризиса составляет суть антикризисного финансового управления.
Антикризисное финансовое управление предполагает две системы диагностики: систему экспресс-диагностики и систему фундаментальной диагностики. Первая определяет степень подверженности предприятия кризису, вторая уточняет, дополняет и углубляет результаты экспресс-диагностики. При этом диагностирование банкротства предполагает анализ всех сторон финансовой деятельности предприятия. Отдельное внимание уделяется анализу чистых активов предприятия, финансовой устойчивости, платёжеспособности, а также анализу рентабельности. Данные по результатам анализа ложатся в основу выводов об антикризисных мерах.
Антикризисное финансовое управление предполагает выявление степени подверженности предприятия кризису. В данной дипломной работе это сделано с помощью пятифакторной модели определения вероятности банкротства Эдварда Альтмана. При этом сама модель проанализирована с целью определения степени пригодности её применения в Приднестровье. Так как данная модель была использована для предприятий американской рыночной системы, можно сделать вывод о невозможности использования её результатов для предприятий переходной к рыночной системы.
Конечными целями реализации антикризисного финансового управления являются: устранение неплатёжеспособности, восстановление финансовой устойчивости, обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.
Собственные антикризисные меры ЗАО «Швейная фабрика Vestra» сводились к привлечению дополнительных заёмных средств по государственной программе. Государство ставило ряд условий, среди которых отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе (бюджетным кредитам) и просроченной задолженности по платежам в республиканский и местный бюджет по состоянию на 1 октября 2008 года, а также наличие заключения исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы экономической политики, о проведении предварительной проверки финансового состояния организации, на основании которой будет выявлено отрицательное влияние мирового финансового кризиса на экономику организации. Условия предоставления бюджетного кредита были приемлемы для ЗАО «Швейная фабрика Vestra». Решение о привлечении дополнительных заёмных средств было принято исходя из соображений выгодности предоставляемого кредита и потребности в дополнительных денежных средствах. Кредит был взят в 2009 г. на срок до одного года.
Собственные антикризисные меры, предпринимаемые ЗАО «Швейная фабрика Vestra», на взгляд автора, являются неадекватными в сложившейся ситуации, когда уровень заёмного капитала и так превышает уровень собственного. В данном случае при низком уровне платёжеспособности задолженность предприятия увеличивается, что приводит к снижению финансовой устойчивости.
В основу предложений по улучшению антикризисного управления предприятием положены два основных направления: концептуальное и практическое. Первое связано с изменениями в концепции управления и созданием в организационной структуре предприятия нового структурного подразделения – службы внутреннего аудита. Второе направлено на практическое вмешательство в финансовую деятельность предприятия, связанное с оптимизацией уровня платёжеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, доли заёмных средств в общей структуре капитала и так далее
Необходимость создания системы внутреннего аудита связана со спецификой деятельности ЗАО «Швейная фабрика Vestra». Длительный срок рефинансирования дебиторской задолженности, использование в операционной деятельности большой суммы заёмных средств, специфика производства с преобладанием динамичной трансформации оборотных активов, короткий операционный цикл, разрыв между владением и управлением предприятием – все эти факторы легли в основу предложения о создании системы внутреннего аудита. Организация внутреннего аудита не потребует привлечения дополнительных кадров, так как может быть создана из управленческого персонала различных подразделений – финансового отдела, бухгалтерии, отдела внешних связей, отдела прогнозирования и экономического анализа. При этом деятельность может осуществляться либо в форме еженедельных семинаров, что не потребует дополнительных издержек, либо в форме функционирования в качестве отдельного органа в организационной структуре предприятия.
В обязанности системы внутреннего аудита входит осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия, включая рентабельность и защищенность от убытков; обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия; обеспечение сохранности имущества; поддержание хороших отношений с регулирующими органами; предотвращение возникновения банкротства, нейтрализация его причин на ранних стадиях его проявления.
Практические предложения по улучшению антикризисного финансового управления раскрыты поэтапно. Нейтрализация финансового кризиса ориентирована на срок от пяти до десяти лет.
Первый этап касается снижения суммы заёмного капитала до нормативного значения. Это означает, что заёмных средств должно быть менее 50%, что обеспечит наиболее оптимальное функционирование предприятия. Снижение необходимо осуществлять постепенно, чтобы единовременным снижением не ухудшить финансовое состояние предприятия. Автором предложена раскладка суммы на которою необходимо уменьшить заёмный капитал во времени. Для пятилетнего периода размер ежегодного понижения составит 649225,6 рублей, или 10% от суммы заёмного капитала. Для десятилетнего периода размер ежегодного понижения составит 324612,8 рублей, или 5% от суммы заёмного капитала.
Второй этап состоит в создании резервов из валовой и чистой прибыли. Создание резервов способствует увеличению величины источников собственных оборотных средств. Реализация данной меры на ЗАО «Швейная фабрика Vestra» может вызвать некоторые противоречия внутри предприятия в связи с разграничением функции владения и управления.
Третий этап предполагает снижение суммы запасов, что связано с необходимостью обслуживания запасов.
Четвёртый и пятый этапы - усиление работы по взысканию дебиторской задолженности и Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности. Рефинансирование суммы дебиторской задолженности позволит снизить сумму разрыва между собственными и заёмными средствами и составит всего 786954 рублей.
На шестом этапе необходимо расширить клиентскую базу, найти новые рынки сбыта. Эта мера создаст предпосылки для осуществления восьмого этапа.
Седьмой и восьмой этапы - снижение издержек производства и увеличение объёмов производства и реализации, что в свою очередь повлияет на величину прибыли.
После реализации восьми этапов у предприятия появятся средства для инвестирования, что составляет суть девятого этапа. При этом инвестиции могут быть реальными и финансовыми, направленными на приобретение новых станков и на привлечение дополнительной прибыли.
Десятый этап является предпосылкой
для осуществления
Конечным этапом антикризисного финансового управления автор видит достижение финансовой и управленческой самостоятельности.
Осуществление данной программы основано на теоретических данных, отражённых в первой главе, вытекает из практических данных, полученных путём анализа во второй главе и находящихся между собой в логическом соответствии. Рекомендации для ЗАО «Швейная фабрика Vestra», отражённые в третьей главе носят долгосрочный характер. По мнению автора, период выхода из сложившейся ситуации составляет примерно семь – десять лет.
Список использованных источников
Законодательные и нормативные акты:
Научно-учебная литература:
2003. – 240 с.